Еще
на IV Лондонской Олимпиаде шведы настаивали
на включении в программу Олимпийских
игр конного вида спорта, однако англичане
не дали согласия на это предложение.
Конный спорт был включен в программу V
Олимпиады в Стокгольме. Программа
состояла из выездки, лично-командных
соревнований на Приз Наций, полевых
испытаний (троеборье).
От
России в соревнованиях выступали: князь
Дмитрий Павлович, капитаны Родзянко и
Екимов, поручики Плешков, Загорский,
Рукуниль, Селихов. В соревнованиях на
Приз Наций команда России заняла 5-е
место. В высшей школе верховой езды
капитан Екимов был на 9-м месте. Первые
места в основном и в личных, и в командных
соревнованиях занимали шведские конники.
Зрители
вправе были ожидать от спортсменов
команды России лучших результатов, так
как перед участием в Олимпийских играх
русские офицеры выступали на соревнованиях
в Лондоне и показали впечатляющие
результаты. Однако в Стокгольме они
выступили не особо хорошо. Возникало
впечатление, что лошади устали, действовали
вяло. Шведская пресса слишком много
внимания уделяла князю Дмитрию Павловичу,
который в соревнованиях участвовал, но
ничем блеснуть не смог.
Впервые
в Стокгольме проходили соревнования
по современному пятиборью, участниками
которых стали 32 спортсмена из 10 стран,
В документальных источниках оргкомитета
сохранились фамилии первых пятиборцев
России: Аймепаенс, Альмквист, Борисковский,
Хоэнталь, Непокупной, Вилькман. Первым
олимпийским чемпионом среда пятиборцев,
которые в дальнейшем получили прозвище
«рыцари пяти качеств», стал старший
лейтенант шведской королевской гвардии
Густав Ликисхек.
Яхтсмены
в Стокгольме разыграли первенство в
четырех классах судов. Чемпионами стали:
в классе 12 м Альфред Ларсен на яхте
«Магда IX», в классе 10 м — швед Нильс
Персон на яхте «Кити», в классе 8 м —
норвежец Туральф Глад на яхте «Тайфун»,
в классе 6 м — француз Огюст на яхте
«Мак-Миши». Бронзовым призером в классе
10 м стал представитель России Иосиф
Шомакер на яхте «Галлия II».
Это можно считать большим достижением,
так как от российских яхтсменов ничего
хорошего не ожидали. И этому есть свое
объяснение. За год до Стокгольмской
Олимпиады в журнале «Сила и здоровье»,
выходящем в Санкт-Петербурге, появилась
статья, в которой в достаточно резком
тоне критиковались яхт-клубы России за
то, что они никак не могли объединиться.
Автор статьи заметил, что «запись на
участие в парусных гонках в Стокгольме
закрыта для всех русских яхт-клубов,
кроме клубов прибалтийских».
В
чем же было дело? Согласно правилам МОК,
на гонки могли быть заявлены в каждом
классе только по две яхты от каждого
национального союза, а так как в то время
Российского парусного союза еще не
существовало, функционировал лишь Союз
балтийских клубов, поэтому в олимпийских
состязаниях имели право участвовать
только суда клубов Эстонии и Латвии.
Автор
статьи сокрушался по этому поводу. Он
писал: «Они будут представлять собой
весь русский парусный спорт, настоящих
же русских, даже столичных, клубов на
олимпийских состязаниях не будет.
Неужели же и этот, почти оскорбительный
для русских яхтсменов факт не заставит
их подумать о своем русском, национальном
союзе клубов, неужели мелкие распри и
личные счеты всецело поглотят внимание
руководителей наших яхт-клубов, или,
быть может, они видят лишь вред в единении
клубов?»
Автор
взывает к тем, «кто бодрствует, искренне
любя свой парусный спорт: расшевелите
же, наконец, спящих руководителей наших
яхт-клубов, заставьте их на время
отрешиться от клубного заплесневелого
шовинизма, зовите, побуждайте всех к
созидательной работе, настаивайте на
необходимости Русского Парусного Союза!
Когда же спящие проснутся?»
Нужен
был единый Российский парусный союз. В
то время уже работали Российские союзы
гребных обществ, паунтенниса (устаревшее
название тенниса), конькобежного, лыжного
и других видов спорта. Российские
яхтсмены все же на Игры поехали и даже
завоевали бронзовую медаль.
А
всего спортсмены России получили во
всех видах олимпийской программы 2
серебряные и 2 бронзовые награды. Высокие
результаты показали спортсмены в
соревнованиях по плаванию — во всех
видах программы спортсмены установили
олимпийские рекорды, среди которых было
большое количество результатов,
превышающих даже мировые рекорды. На
самой короткой дистанции сенсационным
стало выступление молодого гавайца
Дюка Каханамоку.
За
год до Стокгольмской Олимпиады в
Национальный олимпийский комитет США
пришли несколько офицеров от одного
полка Военно-морских сил, расквартированных
на Гавайских островах. Один из офицеров
утверждал, что в Гонолулу есть юноша,
который, по его мнению, является самым
быстрым пловцом в мире. Ближайший
корабль, отплывавший из Гонолулу в США.
привез молодого гавайца в Сан-Франциско.
Во время тренировок мнение офицера
подтвердилось. Каханамоку одержал
победу и обошел всех своих конкурентов,
покорив при этом зрителей такой точной
техникой кроля, который до его заплывов
в Америке не видели. Во время предварительного
заплыва на 100 м вольным стилем в Стокгольме
пловец побил мировой рекорд Ч. Дэниельса
(это американский пловец, олимпийский
чемпион 1904 и 1908 гг.), затем уверенно
выиграл все квалификационные соревнования,
полуфинал и финал. В полуфинале Дюк
Каханамоку установил новый мировой
рекорд — 1 мин 02,4 с.
Некоторые
историографы Олимпийских игр приняли
имя гавайца за титул («дюк» — «князь»)
и писали в справочниках: «князь Паоа
Каханамоку». Он имел двойное имя — Дюк
Паоа. Спустя некоторое время после
своего выступления в Стокгольме
Каханамоку принял участие в соревнованиях
в Гамбурге, где повторно установил
мировой рекорд на той же дистанции —
100 м вольным стилем — 1 мин 01,6 с. После
всех перечисленных побед спортсмена с
Гавайских островов американские
специалисты по плаванию посетили
Гонолулу с целью на месте изучить
гавайскую технику плавания и найти
новые таланты для предстоящей Олимпиады.
Самому
Каханамоку пришлось дожидаться следующего
олимпийского старта 8 лет. Но и в 1920 г.
он опять был вне конкуренции на своей
короткой дистанции. Только на Играх
1924 г. ему пришлось довольствоваться
серебряной медалью: начиналась эра
Джонни Вейсмюллера, будущего чемпиона
игр VIII Олимпиады в Париже, чемпиона Игр
IX Олимпиады в Амстердаме.
На
сессии МОК, состоявшейся в 1906 г. в Париже,
было принято решение проводить конкурс
на Олимпийских играх, следуя отличной
традиции конкурса искусств. Выступая
на сессии, Кубертен говорил: «Искусство
должно участвовать в современных
Олимпиадах. Искусство должно быть
связано с практикой спорта, чтобы от
этого получилась взаимная выгода. Какой
же праздник без музыки, стихов, живописно
украшенных стадионов! Музы должны
официально утвердиться на Играх».
Впервые
конкурс был организован в Стокгольме.
Представленные произведения архитектуры,
музыки и литературы были посвящены
олимпийскому движению. Золотых наград
были удостоены «План постройки
современного стадиона» швейцарских
архитекторов А. Моно и А. Ляверрьера
«Олимпийский триумфальный марш»
итальянского композитора Р. Бартелими,
полотно итальянского живописца Д.
Пеллсгрима «Зимний спорт».
В
разделе литературы золотую медаль
получила «Ода спорту». Ее прислали два
автора — француз Ж. Хород и немец М.
Эшбах. Однако на торжественном вручении
наград авторы не присутствовали, да и
не могли присутствовать. Таких и не
существовало. Под псевдонимом скрывался
Пьер де Кубертен.
|