В
Европе из широкой шкалы систем физического
воспитания
— модернизированных направлений и
сплавов немецкой, шведской, датской и
французской гимнастик, —
которые основывались на создании
биологического равновесия
цивилизации и человеческого организма,
выделялась австрийская школа.
Ее
основателями и вдохновителями были
Карл Гаульгофер (1885—1941) и его сотрудники
Маргарет Штрейхер и Адам Слама. (Чтобы
быть ближе к истине, эту систему нужно
было бы называть «австрийской
и веймарско-немецкой
».)
На
отсталость системы физического воспитания
Яна—Эйзелена—Шписсе указывал не только
общий отход на задний план немецкой
гимнастики, но и обращали внимание
отечественные и зарубежные критики.
Среди них известный немецкий физиолог
Ф. А. Шмидт и исследователь механики
развития физического воспитания Фридерих
Эккардт. В своей работе «Физиология
физического воспитания» Ф. А. Шмидт
развил и переработал в соответствии с
потребностями Германии исследования
Демени и Лагранжа. Он констатировал,
что для ребят школьного возраста наиболее
полезными являются игры и естественные
движения. Ф. А. Шмидт предложил разделить
формы движения под физиологическим
углом зрения на силовые и скоростные
упражнения, а также упражнения на
выносливость. В качестве целевой
установки он определил точный размер
мышечных увеличений определенных частей
тела. По его мнению, больше всего нужно
заниматься нижними конечностями, так
как здесь расположены 56 процентов объема
мышц. Эккардт выступил за естественные
движения, учет пола и уровня закалки
детей, характер эмоций на уроке физкультуры
и принцип постепенности. Он упорно
сражался против крайностей «стихийности».
Гаульгофер
и его сотрудники
— исходя из учения Шмидта и Эккардта —
не только осуществили реформу содержания
предмета физических упражнений, но и
использовали также исследования в
области биологии и педагогики.
Они учитывали в то время особенно
выдвинувшиеся на передний план в круге
интересов молодежи психологические и
эстетические потребности к движению.
В свою систему физических упражнений
они гармонично приспособили гигиеническое
воспитание, различные ступени нагрузки;
любая активность детей, начиная от игр
и спортивной деятельности, последовательно
контролировалась измерениями и
наблюдениями. Среди предметов для
физических упражнений ими в одинаковой
степени использовались как стилизованные
снаряды (брусья, турник), так и созданные
человеком препятствия (забор, бочка).
Что касается методики, то их концепция
основывалась на заимствованных главным
образом из шведской гимнастики
«уравновешенных упражнениях», которые
были направлены на то, чтобы с их помощью
избежать неправильной осанки и укрепить
запущенные группы мышц. Но с успехом
применялись и элементы пластики (народный
танец, ритмика, акробатика), а кроме
того, простые массовые упражнения,
которые получили развитие в гимнастике
«Сокол».
Сам
урок физкультуры строился на основе
принципов Геберта, Рацине и Эккардта:
а) Разминка
— бодрящие упражнения; быстрые, энергичные
и последовательно построенные движения
(игровые прыжки, бег) для ускорения
кровообращения и расслабления мышц.
б) Упражнения,
непосредственно служащие физическому
воспитанию: уравновешенные упражнения,
на гибкость и для разминки тех частей
тела, которые ослабли от сидения или
иного рода деятельности (упражнения
для корпуса).
Балансирующие
упражнения для развития чувствительности
мышц, для пространственной координации
тела и частей тела, а кроме этого, для
улучшения правильной осанки головы и
спины.
Упражнения
на силу и ловкость, сопротивление,
поднятие тяжестей (с расчетом на большие
группы мышц), броски, бег, взбирания
(например, на шведскую стенку), ползанья,
лазанья, висы, упоры.
Ходьба
и бег, как развивающие выносливость
упражнения, ходьба и бег, служащие
здоровой осанке. (Последние на время,
в улучшающем стиль движении.)
Прыжки
через установленной высоты снаряд (в
высоту, в длину, в глубину), кроме того,
подскоки с бегом на месте.
Игры
и танцы с подскоками для повышения
нагрузки на сердце и легкие.
в)
Свободные и успокаивающие упражнения.
Развлекательные и комбинированные
игры, ходьба с закрытыми глазами,
выполнение упражнений с пением, шуточные
упражнения.
Что
касается образа мышления, то Гаульгофер
и его сотрудники далеко отошли от
классической концепции гимнастики.
Однако их целевые установки не являлись
средством развития детей, а только
принимались как «интеллектуальная и
моральная принадлежность» общественной
среды. Рамки их системы пригодны
исключительно лишь к тому, чтобы за
высокопарными принципами аполитичной
физической культуры уже в школьном
возрасте оказывать эффективное
идеологическое влияние. Преимущества
австрийского физического воспитания
изучали многочисленные зарубежные
специалисты не только из Франции,
Швейцарии и Чехословакии, но и из Южной
и Центральной Америки, Новой Зеландии,
Южно-Африканского Союза и даже из
Венгрии.
Ахиллесовой
пятой австрийской концепции физического
воспитания было то, что в ней чрезмерно
большая роль отводилась наследственности
физических способностей. В период
фашистской диктатуры, с 1938 по 1945 год
австрийский подход был так искажен, что
вплоть до наших дней — в силу потребностей
буржуазной демократии — его не могут
поднять до прежней эффективности. |