Среди
внешкольных рекреационных организаций,
занимающихся физическим воспитанием
и спортивной деятельностью, возросла
роль молодежных движений, связанных с
военной подготовкой.
Опыт
первой мировой войны убедил господствующие
круги различных стран в том, что
требованиям современных боевых действий,
таким, как длительные и утомительные
марши, земляные работы, погодные условия,
может отвечать только закаленная,
знающая природу, тренированная, хорошо
подготовленная психологически, смышленая
молодежь. Очень упрощенно это означало
то, что молодежные движения должны были
воспитывать людей, пригодных для военных
завоеваний. Этот процесс — независимо
от того, понимали это его участники или
нет, — во всех организациях проходил в
схожих условиях.
Среди
них выделилось
возникшее накануне первой мировой войны
пока только спорадически бойскаутское
движение.
Скаутское движение было наиболее
массовым из детских и молодежных движений
в Европе и Америке в ХХ веке. Зародившись
в Англии, оно распространилось на многие
буржуазные страны, и к 1921 г. его группы
и ячейки действовали в 63 странах мира,
охватывая к концу 30-х гг. около 4 миллионов
детей и подростков (в США - 2 млн., в Англии
- 600 тыс., во Франции - около 500 тыс.).
Организаторы
скаутского движения умело использовали
тягу детей к играм, походам, романтике.
Они развивали детскую инициативу,
способствовали свободному проявлению
физических и духовных сил молодежи.
Основоположник скаутского движения -
английский полковник Р. С. Баден-Пауэлл
- открыто упрекал школу в том, что "она
ограничивает свою роль сообщением
знаний и совершенно недостаточно
воспитывает любовь к отечеству, богу и
королю". Теоретики скаутизма уделяли
огромное внимание физическому развитию
детей, которых учили бегать на длинные
дистанции, плавать, бороться, стрелять,
совершать дальние походы. Умственное
воспитание, развитие памяти и
наблюдательности также рассматривались
как одна из важнейших задач. Особое
внимание уделялось трудовому воспитанию.
Каждый скаут обязан был владеть
какой-нибудь специальностью, обладать
практическими навыками. Бойскауты
углубляли и расширяли те знания и умения,
которые давались им на уроках труда.
Более 70 различных видов трудовой
деятельности практиковались в организации.
Среди детей особой популярностью
пользовались те виды деятельности,
которыми не всегда можно было овладеть
в школьных мастерских, - фотография,
авиамоделизм, автодело, радиодело и др.
Активность, самостоятельность ребят,
стремление овладеть какой-либо профессией
и наибольшим количеством практических
навыков всячески поддерживались и
культивировались. Повсеместно неотъемлемой
частью подготовки бойскаутов было
военное дело, а пехотные, военно-морские
и воздушные отряды бойскаутов накануне
первой мировой войны вместе с военными
подразделениями участвовали в маневрах
и походах.
Движению
бойскаутов после первой мировой стали
уделять пристальное внимание
законодательные и правительственные
органы, видные государственные деятели.
В Англии скаутизм специальной хартией
был признан государственным движением,
а английский король объявлен главным
шефом скаутов. Множество международных
организаций, и, прежде всего, Лига наций,
оказывали скаутизму не только моральную,
но и финансовую поддержку. Педагогические
аспекты скаутского движения стали также
объектом внимания педагогов. "Скаутское
движение, - говорил декан педагогического
колледжа при Колумбийском университете
Дж. Рассел, - имеет в наше время величайшее
педагогическое значение. Пусть натуралисты
хвалят его за приближение ребенка к
природе, моралисты - за великолепный
нравственный кодекс, гигиенисты - за
методы физкультуры, родители - за умение
оберегать детей от зла, но с точки зрения
педагога движению этому присуща
удивительная способность превращать
беспокойного, безответственного,
эгоцентричного ребенка в дисциплинированного
и услужливого юного гражданина". П.
Нанн, представитель английской
консервативной педагогики, подчеркивал,
что скаутизм - это прекрасная игра,
помогающая детям определять свой
жизненный путь и при этом оставляющая
их в "счастливой слепоте".
После
первой мировой войны Р. Баден-Пауэлл
разработал новую программу теоретической,
практической и организационной подготовки
скаут-мастеров, сделав при этом особый
акцент на их педагогической подготовке.
К этому же времени относится разработка
Р. Баден-Пауэллом вопросов организационного
укрепления бойскаутизма, особенно
"волчат" (в возрасте от 8 до 11 лет),
и сосредоточения их деятельности в
школах. По инициативе Р. Баден-Пауэлла
в 1929 г. 6000 скаутов из 41 страны мира
собрались в Лондоне на свой первый
международный слет "Джембори".
"Джембори" стали регулярно созываться
через каждые четыре года в разных
странах. Крепла связь бойскаутского
движения со школой. Учителям Англии,
Франции, США и других стран мира вменялось
в обязанность пропагандировать идеи
скаутизма, самим принимать в этом
движении деятельное участие, вербовать
в организацию новых членов и добиваться
того, чтобы каждый мальчик стал скаутом.
С 1908 г. начали свою деятельность первые
организации скаутов и в России. Это
новое течение в организации досуга
детей через игровую и трудовую деятельность
играло большую роль в военно-патриотическом
воспитании детей, но просуществовало
только до Октябрьской революции 1917 г.
Таким
образом, были усовершенствованы рамки
и организационная структура скаутского
движения в том плане, что органически
объединились физическая закалка и
мировоззренческое воздействие.
Вторым преимуществом скаутизма было
то, что его влияние не прекращалось с
окончанием средней школы, а распространялось
на молодежь до достижения ею призывного
возраста. А в тех странах, где не была
введена воинская повинность, влияние
скаутизма охватывало большую часть
молодежи до достижения ею зрелого
возраста, в основном до заключения
брака. Устраиваемые раз в четыре года
слеты делали возможным сопоставить в
международном масштабе физическую
подготовку, морально-волевые качества,
умственные способности скаутов. В то
же время эти слеты давали повод и для
того, чтобы достигнутыми здесь результатами
усилить чувства национализма в кругах
молодежи.
Однако
скаутизм — как организация, основанная
на добровольных материальных
пожертвованиях, — мог охватить только
молодежь из наиболее обеспеченных слоев
общества.
Государства, вступившие на путь фашизации,
этим не ограничились. Как раз поэтому
в Венгрии — с одной стороны, под влиянием
закона о «левенте», а с другой — в
соответствии с собственными милитаристскими
традициями —
было создано или возрождено собственное
«тотальное» молодежное движение. Таким
же образом возникли итальянская,
германская, болгарская, польская и
позднее испанская молодежные организации
фалангистов.
Основой занятий этих организаций были
стрельба, упражнения с оружием и на
местности, а также спортивные соревнования
и военные игры.
Подводя
итоги, можно констатировать, что в
области внешкольного физического
воспитания и рекреации развитие
физической культуры не принесло ничего
кардинально нового. Их расширение и
местами возвышение до государственного
уровня сопровождалось значительным
распространением завоеваний физической
культуры, способствовало формированию
более здоровых условий жизни. Однако
ценой всему этому стало то, что они в
возросшей степени стали средствами в
руках тех сил, которые втянули человечество
во II мировую войну. |