На
специальных форумах, соответствующих
международных конференциях по проблемам
здравоохранения и воспитания дискуссии
вокруг выработки тех или иных систем
постепенно вытеснялись научными
концепциями, в которых физическая
подготовка воплотилась в специфический
круг задач по физической подготовке
(формированию будущих поколений) в форме
передачи учебного материала.
В практике их решения, однако, остро
проявилось, что цели учебных планов,
разработанных в целом под знаком
педагогической модернизации, сталкиваются
не только с социальными препятствиями
школьных систем в отдельных странах,
но также и с традициями ранее укоренившихся
систем и направлений.
Интеграция
международного опыта в области физического
воспитания хорошо отражена в изданном
в 1904 году лондонским обществом «Линг»
«Справочнике по вопросам физического
воспитания».
В этом
справочнике задачи учебных планов
очерчиваются следующим образом:
а) физическое
воспитание должно обеспечивать хорошее
здоровье и спортивную форму;
б) вырабатывать
твердость характера и дух коллективизма,
воспитывать храбрость, решительность,
умение дружить, выдержку и соблюдать
правила честной игры;
в) улучшением
уровня физической подготовки закладывать
основу хорошего самочувствия индивидуума;
г) формировать
решимость действовать и координацию
движений;
д) способствовать
овладению искусством легко и элегантно
двигаться;
е) развивать
мышечную и нервную системы;
ж) исправлять
наследственные или полученные под
влиянием окружающих факторов физические
недостатки;
з) в
ходе соревнований создавать возможности
для самовыражения и самоанализа личности;
и) овладевать
в свободное время подходящими видами
здоровой деятельности.
После
принятия в 1904 году в Англии закона о
всеобщем образовании страны—члены
Британского содружества наций также
переняли изложенные в справочнике
принципы. Таким образом,
шведская гимнастика
начала свой победный путь и
преобразовала англосаксонское спортивное
направление физического воспитания.
Закон 1904 года оставался в силе до 1944
года. В соответствии с этим невольно
напрашивается вывод о том, что доминирующая
в школах англосаксонских стран шведская
гимнастика всячески выступала против
внешкольного развития спорта. Не избежали
этого ошибочного, искусственно созданного
мнения и такие выдающиеся
писатели—исследователи истории
физического воспитания, как поляк
Эугениуш Пясецкий или француз Генри
Генст. Однако под сенью закона нельзя
оставить без внимания следующие два
факта: первый — то, что в большинстве
частных школ и колледжей не придавали
значения шведской программе. Во-вторых,
начиная с 1904 года упомянутый справочник
неоднократно переиздавался во многих
странах мира, но уже в 1905, 1909 и 1919 годах
он был настолько переработан, что и в
государственных школах акцент в
физическом воспитании вновь сместился
с гимнастических упражнений на спортивные
игры и легкую атлетику. Подобные процессы
в физвоспитании произошли также в США
и Японии. |