|
Главная » 2010 » Апрель » 14
Порожденные
феодальным строем силы, организующие
общество и создающие его культуру,
впервые проявили себя во Франции, в
Провансе. Отсюда, в конце IX века, начала
распространяться и рыцарская турнирная
игра, которая вначале служила своеобразной
формой военной подготовки и частично
ввела в институированные рамки широко
распространенный обычай поединков.
Один
средневековый историк так объяснял
значение турниров: «Рыцарь не может
блестяще воевать, если он не подготовился
к этому во время турниров. Нужно, чтобы
у него пролилась кровь, чтобы трещали
зубы под ударами противника. Нужно
побывать распростертым на земле, чтобы
почувствовать вес противника. Нужно,
чтобы его двадцать раз выбили из седла
и чтобы он двадцать раз встал. Т... Читать дальше »
|
К
1000-му году феодальный строй укрепился
во всей Европе. Многообразное развитие
феодальной физической культуры обрело
наиболее характерную форму в Западной
Европе.
В
IX веке в борьбе против вторжения мавров
и норманнов стало уже настолько очевидным
превосходство рыцарей в латах, что
короли Франкского государства сделали
их костяком своей армии вместо
вольнонаемных пехотинцев, которых было
трудно вербовать и которые были нужны
в производстве. Получавшие за военную
службу поместья (бенефицию) и рыцарский
титул воины попадали в вассальную
зависимость от короля. В течение XI—XII
веков институт рыцарей распространился
уже на всю Западную Европу. Пожалованные
коро... Читать дальше »
|
Одновременно
с распадом Западной Римской империи
нарушилось довольно развитое общественное
разделение труда в античном мире, были
уничтожены отношения, связанные с
производством товаров и их обменом.
Основой новых государственных образований,
включивших в себя вторгшихся варваров
и коренное население, стало натуральное
хозяйство. Прежние классические области
культуры постепенно отмирали, а традиции
варваров в видоизмененной форме оказались
приспособленными к новым общественным
отношениям.
Идеалом человека
в античном полисе был многосторонне
развитый человек. Значительное место
среди черт гармонично развитой, активной
личности отводилось физическим данным.
Нормы оценки физической закалки,
зрелищность и эмоциональные потребн... Читать дальше »
|
Современная
историческая наука использует термин
«средние века» применительно к периоду
общественного развития с конца V до XVII
века, когда в наиболее развитых районах
мира определяющую роль играл феодализм,
феодальный строй. С учетом главных
тенденций развития физической культуры
можно говорить о физической культуре
раннего средневековья, иными словами,
периода становления феодализма (V—X
вв.), физической культуре расцвета
средневековья, то есть периода развитого
феодализма (XI—XV вв.), и о физической
культуре периода заката феодализма
(XV—XVII вв.). В последние два периода в
Европе получает развитие физическая
культура Возрождения (XIV—XVI вв.), явившаяся
своеобразным предвестником буржуазного
физического воспитания и спортивного
движения.
... Читать дальше »
|
Со
сменой политической формации, а
одновременно и жизненного уклада в
эпоху империи в истории римской физической
культуры
наступила новая глава. Захватнические
войны, а также применение владельцами
крупных поместий рабского труда пагубно
отразились на крестьянстве: большинство
из них потеряли землю и пополнили собой
число людей, паразитирующих на рабском
труде. Республиканская государственная
структура с течением времени оказалась
неспособной обеспечить господство
малочисленного меньшинства над
разорившимися свободными гражда... Читать дальше »
|
В
конце VI века до н. э. власть этрусков
ослабла. Рим прогнал последнего короля
этрусков и стал республикой.
После возникновения новой формы
государственности Рим попал под
перекрестный огонь нападавших на него
соседних государств. Игры под названием
Луди Магни, устроенные по случаю
клятвоприношения и в память о победе,
одержанной над бывшими союзниками,
носили всенародный характер. Однако по
мере обострения борьбы между патрициями
и плебеями каждая из этих общественных
групп образовала свои обособленные
игры. В 287 году до н. э. плебеи, без которых
не могла обходиться армия, торговля и
мануфактурное производство, добились,
наконец, предоставления им равных прав,
чему способствовало и то обстоятельство,... Читать дальше »
|
Крушение
патриархата и периода военной демократии
создало в Италии условия для развития
физической культуры на классовой основе.
Рисунки на вазах и в местах захоронения
этрусков, обнаруженные в ходе раскопок,
сохранили следы состязаний по легкой
атлетике, борьбе и плаванию в исторический
период, предшествовавший Древнему Риму.
Подобные же памятники сохранились из
жизни греческих колоний в южной Италии
с той разницей, что здесь были распространены
гимнасии и палестры греческого типа.
Таким
образом, физическая культура Рима
складывалась из особенностей, отличавших
физическую культуру населявших Италию
греков, создавших свое государство
этрусков и латинских племен латинян.... Читать дальше »
|
Физическая
культура в государстве, достигшем
наивысшей ступени развития в эпоху
древнего мира, относится к числу наиболее
противоречивых проблем истории культуры.
Именно здесь при рабовладельческом
строе была армия, наилучшим образом
подготовленная в физическом отношении.
Беспрецедентными были масштабы и
пышность состязаний, носивших характер
народных развлечений. В Риме не было
организованного школьного физического
воспитания. Римский господствующий
класс не чувствовал жизненной потребности
в том, чтобы активно включаться в занятия
спортом. Спорт вызывал некоторый интерес,
но тех, кто участвовал в соревнованиях,
презирали. Историки спорта объясняют
этот подход принципом целесообразности
и полезности, к... Читать дальше »
|
В конце
VI века н. э. древний рабовладельческий
строй вступил в период окончательного
разложения.
Игры и другие мероприятия, поглощавшие
огромные денежные суммы, стали играть
все меньшую роль в нейтрализации
недовольства.
Законы общественного саморегулирования
вынуждали власти прибегать к экономии.
Началось сокращение строительных работ,
помощи, оказываемой развитию искусства.
Затем очередь дошла и до спортивных
игр. Особенно
там, где игры окончательно подтвердили
неспособность выполнять отводившиеся
им функции, предпринимались даже попытки
запретить их.... Читать дальше »
|
После
некоторого временного спада, наступившего
за римскими завоеваниями,
благодаря содействию императоров и
наместников
места проведения игр вновь стали активно
посещаться.
Возрос спрос на способных атлетов.
Действовавшие при гимнасиях залы для
занятий физическими упражнениями были
превращены в институты по подготовке
спортсменов. Оживился интерес и к заново
отстроенной Олимпии. Точно так же, как
это делали Александр Великий и его
преемники, римские императоры с помощью
организации памятных соревнований
греческого типа стремились увековечить
... Читать дальше »
|
Во II
веке до н. э. римские завоевания положили
конец потрясениям в эллинском мире.
Однако необходимо было поставить
институты и учреждения рабовладельческого
общества, укрепившегося в эпоху Рима,
на службу имперским интересам. Среди
первых шагов по реализации этого
политического курса следует упомянуть
предоставление грекам свободы, о чем
объявил Фламиний после победы над
Филиппом в 196 г. до н. э. на истмийских
играх. Вслед за ним многие римские
политические и общественные деятели
предпринимают попытки превратить
Олимпиады в имперские игры и перенести
место их проведения в Рим. Однако все
эти попытки не увенчались успехом.
Например, согласно указу, изданному
Суллой в 80 г. до н. э., 175-е Олимпийские
игры должны были пройти в Риме. Однако
римляне не поддержали его идею. Игры
вновь состоя... Читать дальше »
|
Внутренний
кризис греческого общества был временно
разрешен в результате завоевания Греции
Македонией (337 г. до н. э.). Колонизаторская
деятельность Греции, опиравшаяся ранее
только на спорадически разбросанные
города-государства, превратилась в
организованное, завоевательское по
своему характеру движение. Руководимая
Александром Великим, Македония подчинила
своему господству значительную часть
Древнего Востока. Под влиянием греческой
общественной структуры и культуры
образовался целый ряд эллинизированных
империй и городов-центров, которые столь
же нуждались в институтах, способствовавших
их внутреннему объединению, как и прежние
греческие полисы. Не случайно поэтому
диадохи (преемники Александра Великого),
конкурируя друг с другом, создали свои
торго... Читать дальше »
|
С конца
V века до н. э. дальнейшему быстрому
развитию греческого общества все сильнее
препятствуют узкие границы небольших
городов-государств, мешавшие свободному
расцвету экономической жизни и
формированию необходимой политической
структуры. Соотношения между
городами-государствами не могли изменить
даже внутренние резервы самого крупного
полиса — Афин. В ходе пелопоннесских
войн стало очевидным, что только с
помощью внешних сил можно создать
охватывающее всю территорию Эллады
единое греческое государство, которое
положило бы конец внутренней
социальной борьбе,
ведущей к уничтожению производительных
сил.
... Читать дальше »
|
Расцвет
рабовладельческих городов VI—V вв. до
н. э. отразился и в развитии агонистики.
Наряду с Олимпийскими играми официальное
признание получили — под знаком
общегреческого самосознания, а отчасти
под воздействием устремлений тех или
иных союзов городов — истмийские 586 г.
до н. э.), пифийские (582 г. до н. э,), немейские
(473 г. до н. э.), панафинейские (565 г. до н.
э.), делосские игры и игры в честь Дионисия,
а также отмечавшие изгнания персов
элефтерийские игры (479 г. до н. э.).
Олимпийские игры
классического периода на первый взгляд
мало чем отличались от игр древнегреческой
эпохи. На алтаре пританейона (хранилище
олимпийского огня) по-прежнему горел
вечный огонь Гастии. Глашатаи, призывающие
принять участие в соре... Читать дальше »
|
Классическая
Эллада в общественно-экономическом
отношении не была наиболее развитым
рабовладельческим образованием.
Ближневосточные монархии, а также Китай
и Рим намного превосходили греческие
города-государства по производственной
базе, технике, науке и богатству. Несмотря
на это, физическая культура греческих
полисов в VI—V веках до н. э. достигла
такого уровня, к которому не мог даже
приблизиться ни один другой народ того
времени (многогранное начальное
физическое обучение, агонистика, движущим
мотивом которой было достижение более
высоких качественных показателей,
система регулярных состязаний, сеть
стадионов и палестр -— специальных
учебных заведений). Именно поэтому
просто необходимо познакомиться со
специфическими условиями, которые
сделали возможным расцвет физической
культуры в Гр... Читать дальше »
|
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|