Во II
веке до н. э. римские завоевания положили
конец потрясениям в эллинском мире.
Однако необходимо было поставить
институты и учреждения рабовладельческого
общества, укрепившегося в эпоху Рима,
на службу имперским интересам. Среди
первых шагов по реализации этого
политического курса следует упомянуть
предоставление грекам свободы, о чем
объявил Фламиний после победы над
Филиппом в 196 г. до н. э. на истмийских
играх. Вслед за ним многие римские
политические и общественные деятели
предпринимают попытки превратить
Олимпиады в имперские игры и перенести
место их проведения в Рим. Однако все
эти попытки не увенчались успехом.
Например, согласно указу, изданному
Суллой в 80 г. до н. э., 175-е Олимпийские
игры должны были пройти в Риме. Однако
римляне не поддержали его идею. Игры
вновь состоялись в Алтисе. Позднее
римские императоры объединили игры в
одно празднество. Организованная Нероном
лжеолимпиада не была причислена даже
к категории периодически проходивших
соревнований того времени. Потерпев
поражение,
римские императоры начиная со II века
оставили попытки силой изменить характер
игр,
получивших распространение на всем
эллинизированном Востоке. Согласно
порядку, установленному Римом, местные
правящие круги лишались политической
власти и были обязаны платить налоги.
Однако уважение римлян к экономической
жизни и местным обычаям давало им
возможность создавать видимость того,
что они играют какую-то значительную
роль, организовывать культовые игры,
осуществлять надзор за гимнасиями,
купальнями и театрами. Аристократии
различных провинций была оставлена
видимость неограниченной власти и
возможность использовать культурные
институты для нейтрализации недовольства
низших слоев населения. С помощью этой
политики в конечном итоге классические
панэллинские игры тоже были включены
в сферу римского правления.
Такого
рода сотрудничество господствующих
классов провинций с завоевателями дало
начало процессу известной взаимной
ассимиляции греков и римлян. Эллины,
принадлежавшие к имущим слоям, получили
право на римское гражданство, а
панэллинский союз признал культ
императоров в такой же степени, как
культ Зевса. Императоры и высшие чиновники
стали участвовать в греческих тайных
религиозных обрядах — мистериях, брать
на себя функции организаторов различных
игр, представительствовать на наиболее
знаменитых соревнованиях. В тогдашних
условиях такие древние институты, как
общегреческий религиозный центр в
Дельфах и панэллинские игры, утратили
свой прежний, чисто греческий характер
и вместе с ним самостоятельную политическую
роль, которую они когда-то играли. Однако
их культовое и традиционное значение
возродилось. Многие письменные
свидетельства того времени говорят о
том, что известнейшие атлеты считали
высокой честью попасть в список
победителей каких-либо панэллинских
игр, прежде всего Олимпиад, у себя на
родине. |