Внутренний
кризис греческого общества был временно
разрешен в результате завоевания Греции
Македонией (337 г. до н. э.). Колонизаторская
деятельность Греции, опиравшаяся ранее
только на спорадически разбросанные
города-государства, превратилась в
организованное, завоевательское по
своему характеру движение. Руководимая
Александром Великим, Македония подчинила
своему господству значительную часть
Древнего Востока. Под влиянием греческой
общественной структуры и культуры
образовался целый ряд эллинизированных
империй и городов-центров, которые столь
же нуждались в институтах, способствовавших
их внутреннему объединению, как и прежние
греческие полисы. Не случайно поэтому
диадохи (преемники Александра Великого),
конкурируя друг с другом, создали свои
торговые, политические, религиозные и
спортивные центры. Они построили
купальни, гимнасии, дворцы и стадионы,
которые сохранились сегодня лишь в виде
развалин, но все равно поражают высоким
уровнем художественного исполнения.
Поэтому нет ничего удивительного в том,
что в результате миграции наиболее
известных гимнастов и атлетов именно
сюда переместились центры греческой
физической культуры.
Однако
богатые столицы вновь возникших империй
(Александрия в Египте, Антиохия в Сирии
или Пергам в Малой Азии)
требовали от физической культуры
совершенно иного, чем Древняя Эллада.
Хотя система гимнастических упражнений
сохранила свои классические формы,
изменились ее цели: эта система утратила
характер подготовки к обрядам инициации.
Пятиборье, требующее разносторонней
физической нагрузки, было вытеснено
менее
трудоемкими эстетическими упражнениями,
развлекательными играми и танцами.
Осуществление общего контроля за
«физическим состоянием» окончательно
перешло к профессиональным атлетам,
«обладающим особыми способностями» и
достигшим выдающихся результатов в
каком-либо одном виде спорта.
Однако это не означало, что представители
знати, взяв на себя роль меценатов или
начав лично участвовать в состязаниях
конников и глашатаев, уже отказались
от того, чтобы оказывать влияние на
возросшую массу людей, проявляющих
интерес к зрелищам.
Граждане
эллинизированных городов жили в намного
лучших условиях, чем на своей прежней
родине. Здесь они уже не только пользовались
выгодами от рабовладения и торговли,
но и имели доступ к тому огромному
доходу, который государство выжимало
путем эксплуатации порабощенных народов
Древнего Востока. В этих условиях,
которые обеспечивали возможности
относительно более легкой жизни,
необходимо было считаться с возникшей
проблемой использования молодежью
увеличившегося свободного времени.
В диалоге
Лукиана (120—180 гг. н. э.) «Анахарсис, или
О тренировке тела» Солон особо
подчеркивает, что он заставляет сыновей
выполнять физические упражнения с тем,
чтобы они были хорошими защитниками
своего государства, а его граждане могли
жить свободно. В условиях мира польза
от этого еще выше, поскольку молодые
люди, не зная, куда деть свободное время,
не предаются распутству, а заботятся о
тренировке тела и тем самым занимают
себя.
В городах
эллинских империй основной элемент
физической культуры составляла
агонистика, отличавшаяся большой
зрелищностью. Будучи неспособной
конкурировать с ней, физическая культура
ближневосточных народов, верная древним
традициям, оказалась оттесненной на
задний план. В этих условиях эллинистическая
физическая культура стала не только
органической частью культурных связей,
объединявших греков, но и средством, с
помощью которого греческие правящие
слои могли оказывать влияние на
порабощенные народы. В то же время она
способствовала развитию общественных
процессов в этой застывшей части мира.
|