Среда, 24.04.2013, 08:10
История спорта
Главная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Физическая культура древнего мира [24]
Физическая культура средних веков [22]
Физическая культура перехода от средневековья к новому времени [11]
Физическая культура нового времени [93]
Физическая культура новейшей эпохи [320]
Поиск
Календарь
«  Апрель 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Главная » 2010 » Апрель » 14 » Рыцарское физическое воспитание периода расцвета феодализма
18:46
Рыцарское физическое воспитание периода расцвета феодализма

К 1000-му году феодальный строй укрепился во всей Европе. Многообразное развитие феодальной физической культуры обрело наиболее характерную форму в Западной Европе.

В IX веке в борьбе против вторжения мавров и норманнов стало уже настолько очевидным превосходство рыцарей в латах, что короли Франкского государства сделали их костяком своей армии вместо вольнонаемных пехотинцев, которых было трудно вербовать и которые были нужны в производстве. Получавшие за военную службу поместья (бенефицию) и рыцарский титул воины попадали в вассальную зависимость от короля. В течение XI—XII веков институт рыцарей распространился уже на всю Западную Европу. Пожалованные королем поместья могли передаваться по наследству, и рыцарское происхождение стало необходимым условием принадлежности к рыцарскому ордену. Тех, кто не имел рыцарского происхождения, могли посвятить в рыцари только короли. Одновременно стали создаваться первые самостоятельные религиозные и гражданские рыцарские организации для координации оборонной и боевой подготовки, претворения в жизнь своих частичных интересов или специфических обряженных в религиозную тогу целей: иоанниты (1048 г.), тамплиеры (1119 г.) и немецкий рыцарский орден (1198 г.). Возглавлял каждый рыцарский орден избранный им главный магистр. Рыцарство составляло замкнутую феодальную военную систему внутри дворянства. Однако известный из поэзии трубадуров идеализированный образ жизни и этика рыцарства оказывали влияние на весь господствующий класс.

Нормы физического воспитания в рыцарских заведениях определялись высокими физическими требованиями, необходимыми для полной междоусобиц жизни феодалов и военных действий того времени. Общеизвестно, что вплоть до конца XIV в. важнейшим элементом ведения боевых действий в Западной и Центральной Европе был поединок с применением холодного оружия. А боеспособность определялась прежде всего физической силой и стойкостью рыцаря в латах. В то же время обращение с оружием в тяжелых доспехах повышало роль чувства равновесия, которое стало в конечном итоге необходимым условием того, чтобы всадник удержался в седле, а пеший — на ногах. Мало ценились высокие результаты в быстроте и ловкости, достигнутые не верхом, и тем более без лат. Не случайно, что из рыцарских турниров были полностью исключены игры с мячом и даже такие формы, как бег с оружием или боевые танцы, которые играли главную роль в античной военной подготовке. Правда, с середины XIV века, когда стрельба из лука и бои пеших воинов вновь вышли на первый план, изменились методы боевой подготовки. Однако это не коснулось основ рыцарской физической культуры.

В других отношениях нормы рыцарской физической культуры были органично связаны со схоластическими идеями средневековых орденов в области культуры, которые находили выражение в семи свободных искусствах и в учении о семи добродетелях, которых следует придерживаться. Основатель первого ордена, живший в IX веке, французский рыцарь из Прованса Годфруа де Прей, определял в качестве главного требования к членам ордена усвоение семи навыков, образовавшихся в рамках мистицизма, связанного с цифрами. В соответствии с этим юношам из аристократических семей следовало научиться: 1) ездить верхом, 2) плавать, 3) охотиться, 4) стрелять из лука, 5) сражаться. Их обучали: 6) развлекательным играм на площадках и игре с мячом для службы при дворе, а также 7) искусству чтения стихов, необходимому для придворного с хорошими манерами, и основным танцевальным движениям. Позднее возникли многочисленные местные орденские уставы, но и в них основой физического воспитания остались семь рыцарских навыков.

Самым важным и сложным упражнением в верховой езде рыцаря, закованного в латы, была уже упомянутая выше выработка чувства равновесия. Основы этого отрабатывались на деревянной лошади, служившей украшением манежа, а затем в подростковом возрасте переходили к верховой езде на местности. Плавание означало практически плавание на лошади, во время которого всадники использовали бурдюки и вязанки хвороста, чтобы не утонуть. Главной формой охоты в период феодализма считался поединок с крупными зверями: зубрами, медведями, оленями, кабанами, во время которого рыцари использовали оружие. Соколиная охота и охота с луком на мелкую дичь устраивались ради великосветских дам и в качестве коллективных развлечений. (Из немецкой хроники XIV в.) В ходе стрельбы из лука учились пользоваться арбалетом.

Однако с середины XIV века, когда возросла роль стрельбы из лука и ведения военных действий пешими воинами, усиленное внимание в рамках усвоения навыков борьбы уделялось уже не только тренировочным поединкам всадников, вооруженных копьем, обоюдоострым мечом и щитом, но и усвоению технических и тактических элементов поединка пеших воинов. Изображенные на учебных рисунках книги по борьбе Тальхоффера (опубликованной в период 1443—1467 гг.) движения по самозащите без оружия, напоминающие технику борьбы японских самураев «джиу-джицу», позволяют сделать вывод о том, что начиная с XV века парные военные упражнения рыцарей оторвались от традиционных форм борьбы крестьян: борьбы с целью поставить побежденного на колени и борьбы на поясах. Описанная в книге техника бросания противника через бедро или голову, его обезоруживание при помощи подножки, выкручивания рук и вывиха других конечностей тела имела целью уже не показ символического победителя, а фактическое поражение противника, устрашение окружающих.

Распространению техники самозащиты без оружия способствовала также подготовка к испытаниям пеших воинов путем т. н. «суда божьего» (испытание огнем, водой и т. п.). К XIV веку уже настолько усовершенствовали латы, что через них режущими и ударными видами оружия того времени можно было причинить лишь ушибы или сотрясение мозга, вызывающее головокружение. Поэтому борцы стремились больше измотать противника так, чтобы он не мог держаться на ногах, затем с помощью какого-либо приема самозащиты без оружия повалить его на землю и, приставив свою рапиру к какому-нибудь отверстию в латах, вытребовать у него выкуп, возмещение убытков или клятву быть вассалом победителя.

В число норм подготовки членов немецких рыцарских орденов с XIV века было также включено требование лазить, как необходимая часть подготовки к штурму городов, что практиковали на лестницах и шестах. Из игр на площадках, которые входили в число норм службы при дворе, шахматная игра получила распространение впервые на Иберийском полуострове. Альфонс Мудрый (1221—1283 гг.) заложил основы комбинационного стиля игры в шахматы в европейском понимании.

В поэтическом произведении XV века «Рыцарское зеркало» отмечалось, что, наряду с семью физическими навыками, рыцари должны усвоить также семь рыцарских добродетелей. К числу рыцарских добродетелей относили безусловную верность церкви и сюзерену, личную храбрость, соблюдение правил поединков, святость данного слова, великодушие по отношению к побежденным и более слабым, а также обязательное при дворе благородное отношение к аристократическим дамам. Словом, все, что общественное сознание в период феодализма вкладывало в понятие идеала рыцаря. Проявление рыцарских достоинств толковали в соответствии с феодальной моралью. Степень «безусловного повиновения и покорности» обычно определялась положением сюзерена. Столько раз воспетое «поклонение женщинам» не распространялось на крепостных крестьянок и женщин из городских сословий.

Однако духовные знания рыцарей толковались весьма широко. «Высокообразованный» рыцарь знал песни трубадуров. Он прекрасно читал стихи, прославлявшие подвиги предков и его собственные, кое-что знал об астрономии и магии. В случае необходимости он мог ловко прислуживать за столом сюзерена, но редко мог читать и писать.

Сноровку, нужную для военной службы и придворной жизни, рыцарь приобретал еще в юности. Феодалы посылали своих сыновей, достигших семилетнего возраста, или друг к другу, или к королю в «ученье». Там мальчики одновременно были в качестве заложников. С семи до четырнадцати лет они были в услужении у хозяйки дома, а с четырнадцати до двадцати одного года — у сюзерена. Учение завершалось посвящением в рыцари.

В церемонии посвящения местные древние обычаи языческих ритуалов сочетались с христианскими феодальными чертами. Акту посвящения в рыцари предшествовали воздержание, исповедь и принесение жертвы. В назначенный день кандидата в рыцари подвергали испытаниям, заключавшимся в том, что нужно было на полном скаку проколоть копьем подвешенное соломенное чучело. Двое поручителей подтверждали его невиновность, происхождение и наличие собственности, затем кандидат в рыцари давал клятву в том, что посвятит свою жизнь служению рыцарским добродетелям. После этого он преклонял колени перед главным магистром ордена или своим сюзереном, который символически ударял его плашмя своим мечом со следующими словами: «Вытерпи этот удар ради господа бога и святой Марии, но больше ни одного». После церемонии посвящения кандидат в рыцари получал шлем, щит, меч, рыцарский пояс и золотые шпоры и становился членом ордена.

Воспитание дочерей феодалов проходило значительно скромнее, чем воспитание сыновей. В подростковом возрасте их тоже посылали к какому- нибудь знакомому рыцарю или родственнику, где они обучались, кроме игр и танцев, необходимых для придворной жизни, также основам верховой езды, соколиной охоты и стрельбы из лука.

Правящие силы в центрально- и восточноевропейских государствах, не считая нескольких кратковременных попыток, не создавали закрытых рыцарских заведений. Однако к XI—XII векам, благодаря связям между династиями и основанным здесь немецким рыцарским орденом, и в этих странах пустили корни западноевропейские нормы физического воспитания.

Категория: Физическая культура средних веков | Просмотров: 1067 | Добавил: Valerm96 | Рейтинг: 3.0/3
Всего комментариев: 0
Архив записей
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    История спорта © 2013 Создать сайт бесплатно