К
1000-му году феодальный строй укрепился
во всей Европе. Многообразное развитие
феодальной физической культуры обрело
наиболее характерную форму в Западной
Европе.
В
IX веке в борьбе против вторжения мавров
и норманнов стало уже настолько очевидным
превосходство рыцарей в латах, что
короли Франкского государства сделали
их костяком своей армии вместо
вольнонаемных пехотинцев, которых было
трудно вербовать и которые были нужны
в производстве. Получавшие за военную
службу поместья (бенефицию) и рыцарский
титул воины попадали в вассальную
зависимость от короля. В течение XI—XII
веков институт рыцарей распространился
уже на всю Западную Европу. Пожалованные
королем поместья могли передаваться
по наследству, и рыцарское происхождение
стало необходимым условием принадлежности
к рыцарскому ордену. Тех, кто не имел
рыцарского происхождения, могли посвятить
в рыцари только короли. Одновременно
стали создаваться первые самостоятельные
религиозные и гражданские рыцарские
организации для координации оборонной
и боевой подготовки, претворения в жизнь
своих частичных интересов или специфических
обряженных в религиозную тогу целей:
иоанниты (1048 г.), тамплиеры (1119 г.) и
немецкий рыцарский орден (1198 г.). Возглавлял
каждый рыцарский орден избранный им
главный магистр. Рыцарство составляло
замкнутую феодальную военную систему
внутри дворянства. Однако известный из
поэзии трубадуров идеализированный
образ жизни и этика рыцарства оказывали
влияние на весь господствующий класс.
Нормы
физического воспитания в рыцарских
заведениях определялись высокими
физическими требованиями, необходимыми
для полной междоусобиц жизни феодалов
и военных действий того времени.
Общеизвестно, что вплоть до конца XIV в.
важнейшим элементом ведения боевых
действий в Западной и Центральной Европе
был поединок с применением холодного
оружия. А боеспособность определялась
прежде всего физической силой и стойкостью
рыцаря в латах. В то же время обращение
с оружием в тяжелых доспехах повышало
роль чувства равновесия, которое стало
в конечном итоге необходимым условием
того, чтобы всадник удержался в седле,
а пеший — на ногах. Мало ценились высокие
результаты в быстроте и ловкости,
достигнутые не верхом, и тем более без
лат. Не случайно, что из рыцарских
турниров были полностью исключены игры
с мячом и даже такие формы, как бег с
оружием или боевые танцы, которые играли
главную роль в античной военной
подготовке. Правда, с середины XIV века,
когда стрельба из лука и бои пеших воинов
вновь вышли на первый план, изменились
методы боевой подготовки. Однако это
не коснулось основ рыцарской физической
культуры.
В
других отношениях нормы рыцарской
физической культуры были органично
связаны со схоластическими идеями
средневековых орденов в области культуры,
которые находили выражение в семи
свободных искусствах и в учении о семи
добродетелях, которых следует
придерживаться. Основатель первого
ордена, живший в IX веке, французский
рыцарь из Прованса Годфруа де Прей,
определял в качестве главного требования
к членам ордена усвоение
семи навыков, образовавшихся в рамках
мистицизма, связанного с цифрами. В
соответствии с этим юношам из
аристократических семей следовало
научиться: 1) ездить верхом, 2) плавать,
3) охотиться, 4) стрелять из лука, 5)
сражаться. Их обучали: 6) развлекательным
играм на площадках и игре с мячом для
службы при дворе, а также 7) искусству
чтения стихов, необходимому для
придворного с хорошими манерами, и
основным танцевальным движениям.
Позднее возникли многочисленные местные
орденские уставы, но и в них основой
физического воспитания остались семь
рыцарских навыков.
Самым
важным и сложным упражнением в верховой
езде рыцаря, закованного в латы, была
уже упомянутая выше выработка чувства
равновесия. Основы этого отрабатывались
на деревянной лошади, служившей украшением
манежа, а затем в подростковом возрасте
переходили к верховой езде на местности.
Плавание означало практически плавание
на лошади, во время которого всадники
использовали бурдюки и вязанки хвороста,
чтобы не утонуть. Главной формой охоты
в период феодализма считался поединок
с крупными зверями: зубрами, медведями,
оленями, кабанами, во время которого
рыцари использовали оружие. Соколиная
охота и охота с луком на мелкую дичь
устраивались ради великосветских дам
и в качестве коллективных развлечений.
(Из немецкой хроники XIV в.) В ходе стрельбы
из лука учились пользоваться арбалетом.
Однако
с
середины XIV века,
когда возросла роль стрельбы из лука и
ведения военных действий пешими воинами,
усиленное внимание в рамках усвоения
навыков борьбы уделялось уже не только
тренировочным поединкам всадников,
вооруженных копьем, обоюдоострым мечом
и щитом, но и усвоению
технических и тактических элементов
поединка пеших воинов.
Изображенные на учебных рисунках книги
по борьбе Тальхоффера (опубликованной
в период 1443—1467 гг.) движения по самозащите
без оружия, напоминающие технику борьбы
японских самураев «джиу-джицу», позволяют
сделать вывод о том, что начиная с XV века
парные военные упражнения рыцарей
оторвались от традиционных форм борьбы
крестьян: борьбы с целью поставить
побежденного на колени и борьбы на
поясах. Описанная в книге техника
бросания противника через бедро или
голову, его обезоруживание при помощи
подножки, выкручивания рук и вывиха
других конечностей тела имела целью
уже не показ символического победителя,
а фактическое поражение противника,
устрашение окружающих.
Распространению
техники самозащиты без оружия
способствовала также подготовка к
испытаниям пеших воинов путем т. н. «суда
божьего» (испытание огнем, водой и т.
п.). К XIV веку уже настолько усовершенствовали
латы, что через них режущими и ударными
видами оружия того времени можно было
причинить лишь ушибы или сотрясение
мозга, вызывающее головокружение.
Поэтому борцы стремились больше измотать
противника так, чтобы он не мог держаться
на ногах, затем с помощью какого-либо
приема самозащиты без оружия повалить
его на землю и, приставив свою рапиру к
какому-нибудь отверстию в латах,
вытребовать у него выкуп, возмещение
убытков или клятву быть вассалом
победителя.
В
число норм подготовки членов немецких
рыцарских орденов с XIV века было также
включено требование лазить, как
необходимая часть подготовки к штурму
городов, что практиковали на лестницах
и шестах. Из игр на площадках, которые
входили в число норм службы при дворе,
шахматная игра получила распространение
впервые на Иберийском полуострове.
Альфонс Мудрый (1221—1283 гг.) заложил основы
комбинационного стиля игры в шахматы
в европейском понимании.
В
поэтическом произведении XV века
«Рыцарское зеркало» отмечалось, что,
наряду с семью физическими навыками,
рыцари
должны усвоить также семь рыцарских
добродетелей.
К числу рыцарских добродетелей относили
безусловную верность церкви и сюзерену,
личную храбрость, соблюдение правил
поединков, святость данного слова,
великодушие по отношению к побежденным
и более слабым, а также обязательное
при дворе благородное отношение к
аристократическим дамам. Словом, все,
что общественное сознание в период
феодализма вкладывало в понятие идеала
рыцаря. Проявление рыцарских достоинств
толковали в соответствии с феодальной
моралью. Степень «безусловного повиновения
и покорности» обычно определялась
положением сюзерена. Столько раз воспетое
«поклонение женщинам» не распространялось
на крепостных крестьянок и женщин из
городских сословий.
Однако
духовные знания рыцарей толковались
весьма широко. «Высокообразованный»
рыцарь знал песни трубадуров. Он прекрасно
читал стихи, прославлявшие подвиги
предков и его собственные, кое-что знал
об астрономии и магии. В случае
необходимости он мог ловко прислуживать
за столом сюзерена, но редко мог читать
и писать.
Сноровку,
нужную для военной службы и придворной
жизни, рыцарь приобретал еще в юности.
Феодалы посылали своих сыновей, достигших
семилетнего возраста, или друг к другу,
или к королю в «ученье». Там мальчики
одновременно были в качестве заложников.
С семи до четырнадцати лет они были в
услужении у хозяйки дома, а с четырнадцати
до двадцати одного года — у сюзерена.
Учение
завершалось посвящением в рыцари.
В
церемонии посвящения местные древние
обычаи языческих ритуалов сочетались
с христианскими феодальными чертами.
Акту посвящения в рыцари предшествовали
воздержание, исповедь и принесение
жертвы. В назначенный день кандидата в
рыцари подвергали испытаниям, заключавшимся
в том, что нужно было на полном скаку
проколоть копьем подвешенное соломенное
чучело. Двое поручителей подтверждали
его невиновность, происхождение и
наличие собственности, затем кандидат
в рыцари давал клятву в том, что посвятит
свою жизнь служению рыцарским добродетелям.
После этого он преклонял колени перед
главным магистром ордена или своим
сюзереном, который символически ударял
его плашмя своим мечом со следующими
словами: «Вытерпи этот удар ради господа
бога и святой Марии, но больше ни одного».
После церемонии посвящения кандидат в
рыцари получал шлем, щит, меч, рыцарский
пояс и золотые шпоры и становился членом
ордена.
Воспитание
дочерей феодалов проходило значительно
скромнее, чем воспитание сыновей.
В подростковом возрасте их тоже посылали
к какому- нибудь знакомому рыцарю или
родственнику, где они обучались, кроме
игр и танцев, необходимых для придворной
жизни, также основам верховой езды,
соколиной охоты и стрельбы из лука.
Правящие
силы в центрально- и восточноевропейских
государствах, не считая нескольких
кратковременных попыток, не создавали
закрытых рыцарских заведений. Однако
к XI—XII векам, благодаря связям между
династиями и основанным здесь немецким
рыцарским орденом, и в этих странах
пустили корни западноевропейские нормы
физического воспитания. |