Физическая
культура в государстве, достигшем
наивысшей ступени развития в эпоху
древнего мира, относится к числу наиболее
противоречивых проблем истории культуры.
Именно здесь при рабовладельческом
строе была армия, наилучшим образом
подготовленная в физическом отношении.
Беспрецедентными были масштабы и
пышность состязаний, носивших характер
народных развлечений. В Риме не было
организованного школьного физического
воспитания. Римский господствующий
класс не чувствовал жизненной потребности
в том, чтобы активно включаться в занятия
спортом. Спорт вызывал некоторый интерес,
но тех, кто участвовал в соревнованиях,
презирали. Историки спорта объясняют
этот подход принципом целесообразности
и полезности, которым руководствовались
римляне, таким образом вольно или
невольно противопоставляя физическую
культуру идеалу практически мыслящего
римлянина. Однако их утверждения
чрезвычайно спорны. Намного вероятнее,
что причины этого явления кроются не
во взглядах, а прежде всего в условиях
развития Рима.
Многочисленные
источники указывают на то, что физическая
подготовка юношей до 16—17-летнего
возраста, т. е. до службы в армии, являлась
исключительно задачей семьи. Правда,
в IV веке до н. э. было создано учебное
заведение под названием «лудус» (место,
предназначенное для упражнений, но в
нём преподавали и основы теоретических
знаний), однако из этого мы можем сделать
вывод только о том, что и в Риме были
стремления к организации физического
воспитания подобно греческому. Но в
III веке до н. э. подготовка воинов была
уже сосредоточена в общих лагерях.
Физическая и духовная подготовка были
обособлены друг от друга. В последнем
столетии существования республики
большинство граждан забросили физические
упражнения.
Основой,
на которой держалась Римская империя,
ее внутренней определяющей силой
являлись наводнявшие Рим народные
массы, на которые Рим в конечном счете
всегда мог рассчитывать. (На Древнем
Востоке, в Индии и Спарте о такой опоре
даже речи быть не могло.) Однако народу
нужен был не только хлеб, но и духовные
наслаждения, соответствовавшие укладу
жизни. Этой цели служили такие зрелища,
как бои гладиаторов и состязания
колесниц.
В
отличие от греческих полисов в Риме
власть всегда была сосредоточена в
руках немногочисленной группы людей.
В этой атмосфере не могло возникнуть
общественного движения, которое придало
бы занятиям физической культурой
организованный характер и поощряло
бы к этому народные массы. В этих
условиях физические упражнения
оставались средством удовлетворения
личных потребностей и формой
индивидуального развлечения.
Не
могли принести существенных изменений
и попытки отдельных государственных
деятелей и политиков, преклонявшихся
перед эллинизмом. В
период, когда граждане Рима познакомились
с греческой физической культурой,
физическая сила и ловкость там не были
в почете. «Глупость, дорогой Луций, —
писал Сенека, — и для образованного
человека менее всего подходящее дело
тренировать мышцы рук, шеи, укреплять
грудную клетку. Даже если твое тело
увеличивается в объеме, растут твои
мышечные связки, ни сила твоя, ни вес
не достигнут силы и веса раскормленного
быка». Не говоря уже о том, что греческая
гимнастика и агонистика, предназначавшиеся
служить образцом, также утратили
прежние престижные ценности. Кстати,
воспитатели не переняли из греческой
физической культуры даже те элементы
формы, которые применялись в Риме
устроителями зрелищ.
|