В конце
VI века н. э. древний рабовладельческий
строй вступил в период окончательного
разложения.
Игры и другие мероприятия, поглощавшие
огромные денежные суммы, стали играть
все меньшую роль в нейтрализации
недовольства.
Законы общественного саморегулирования
вынуждали власти прибегать к экономии.
Началось сокращение строительных работ,
помощи, оказываемой развитию искусства.
Затем очередь дошла и до спортивных
игр. Особенно
там, где игры окончательно подтвердили
неспособность выполнять отводившиеся
им функции, предпринимались даже попытки
запретить их.
Само собой разумеется, христианство,
ставшее в это время государственной
религией, но еще слабое в идеологическом
отношении, требовало полного запрещения
игр. Приверженцы его доктрины, выступавшие
против «греховной телесности» и
проповедовавшие крайний аскетизм,
призывали к борьбе против всех форм
физической культуры, объявленной ими
языческим обычаем.
Выступление
древнего христианства против физической
культуры нельзя отрывать от оценки его
идеологической и политической роли.
Кстати, можно заметить, что наиболее
радикальные течения, представляющие
взгляды классов и групп, поднимающихся
в различные переходные эпохи, и в более
поздние периоды истории приходили в
столкновение с прежней системой ценностей
и этическими нормами физической культуры.
В дальнейшем мы увидим это на примере
не только древних христиан, но и
средневековых пуритан, более того,
ранних организаций международного
рабочего движения.
Помимо давления
со стороны различных течений христианства,
римские власти настраивало против игр
и то обстоятельство, что начиная с 380
года постоянно возобновлявшаяся борьба
так называемых «агонистиков» (богоборцев)
в большинстве случаев брала начало со
стадионов. Феодосий подавлял это движение
с помощью самых жестоких мер. Например,
в цирке города Фессалоники он устроил
избиение шести тысяч граждан.
Вступивший в силу в 393 г. Миланский эдикт
запретил вести олимпийское летосчисление
и проводить периодические игры, хранившие
на себе печать языческих образов, за
исключением тех празднеств, которые
проходили в дни рождения императора и
по случаю вступления его на престол.
Элис, бывший в свое время центром
проведения блестящих олимпийских
состязаний, а теперь обедневший и
постоянно подвергавшийся нападениям
варваров, стал лишь местом паломничества
сторонников развития физической
культуры. Введенные запреты здесь
действительно имели силу закона и
означали ликвидацию остатков некогда
проводившихся игр.
Однако в восточных
провинциях империи нельзя было одним
росчерком пера уничтожить агонистику,
имевшую тысячелетние традиции. По
требованию городов, придерживавшихся
этих традиций, императоры, власть которых
ослабла, были вынуждены время от времени
разрешать проведение игр. Правда,
«катарсис» древнегреческой физической
культуры уже и здесь был не в состоянии
смягчить проблемы, обострившиеся в
результате кризиса рабовладельческой
формации. Более того, роль игр стала
прямо противоположной. На стадионах и
в гимнасиях, по существу, концентрировалась
та социальная напряженность, нейтрализовать
которую они были призваны. Как четко
показало и вспыхнувшее в 532 году на
константинопольском стадионе восстание
«Ника», игры пришли в столкновение с
феодализировавшейся центральной
властью, вернее, с ее идеологией —
христианством. В первую очередь этим,
а не юридическими причинами объясняется
принятие то запрещающих, то разрешающих
патентов, о которых упоминают хроникеры
IV и VII веков. Последний патент, в котором
еще фигурировало понятие Олимпиады,
был издан в 520 году Юстинианом, обновившим
в 563 году эдикт Феодосия. В остальных
случаях в связи с играми, проходившими
по образцу олимпийских, но приобретших
чисто римский характер, об Олимпиадах
уже даже не упоминалось.
История
древнегреческой физической культуры
показывает тот процесс развития, который
происходил в условиях рабовладельческого
общества в области физической подготовки
человека. Обряды инициации превратили
систему движений, заимствованную из
ритуала культов плодородия и умерших,
в средство сплочения народа. Было
признано общественное значение физической
культуры, образованы устойчивые формы
физкультурной и спортивной деятельности.
Была открыта взаимосвязь физической
культуры, этики и эстетики. Впервые в
истории осуществилось требование
создания системы разносторонней,
гармонической подготовки человека.
Греческая агонистика пережила падение
городов-государств. Однако постепенно
рабовладельческое общество отвыкло от
труда и тяжелых физических испытаний.
Атлетика, достигшая выдающихся
результатов, уже не привлекала молодежь,
которая завидовала ее славе, но в то же
время презиравшую ее. Спортивные
достижения, превратившиеся в труд, в
тех условиях уже отрицали сами себя.
Римские
завоеватели не внесли никаких изменений
в основные элементы греческой физической
культуры. Они сыграли определенную роль
в ее распространении и сохранении, но
не обогатили новыми мотивами. Римляне
переняли некоторые общие идеи греческих
теорий гигиенических движений, а игры,
проводившиеся по образцу Олимпиад,
включили в арсенал своих политических
средств. Значительная часть писателей
и историков той эпохи не понимала
греческую физическую культуру либо
сознательно искажала представление о
ней. Этим объясняется тот факт, что,
когда в эпоху Возрождения вновь открыли
и начали использовать наследие греческой
физической культуры, одна из наиболее
существенных составных ее частей —
агонистика — оказалась утерянной в
результате влияния авторитетных
латинских посредников. |