После
некоторого временного спада, наступившего
за римскими завоеваниями,
благодаря содействию императоров и
наместников
места проведения игр вновь стали активно
посещаться.
Возрос спрос на способных атлетов.
Действовавшие при гимнасиях залы для
занятий физическими упражнениями были
превращены в институты по подготовке
спортсменов. Оживился интерес и к заново
отстроенной Олимпии. Точно так же, как
это делали Александр Великий и его
преемники, римские императоры с помощью
организации памятных соревнований
греческого типа стремились увековечить
свои победы. Эллинизированные провинции
побогаче старались придать местным
празднествам панэллинский характер.
Наиболее простым решением этой проблемы
было получение права на организацию
каких-либо традиционных греческих игр.
По образцу
Олимпиад проводились игры в Неаполе,
Леонтине на острове Сицилия, Александрии,
Ницце, Фуатейре, Траллейсе, Пергаме,
Смирне, Эфесе, Атталее, Аназарбосе,
Тирсосе, Магнезии, Сидоне, Антиохии и
других местах. В Мегаре, Сикионе и Теосе
продолжали традиции пифийских игр, в
Ангоре и Сиракузах — истмийских. В Этне
на Сицилии и в Аннале во Фракии проводились
игры, напоминавшие своим ритуалом
немейские. Число мест, где проходили
подобные состязания, достигало сорока.
Последние археологические раскопки
также доказывают, что в расположенных
к северу от Черного моря городах Горгиппия
и Херсонесос, которые находились под
греческим владычеством, также проводились
соревнования наподобие древних греческих
Олимпийских игр. В программе этих
соревнований фигурировали атлетические
номера, борьба, вольная борьба (панкратион),
соревнования на колесницах, стрельба
из лука и метание молота.
Однако
игры, проводившиеся в эллинизированных
центрах по образцу панэллинских
соревнований, только названием и
сопровождавшими их церемониями походили
на прежние состязания, которые проходили
некогда в Греции.
Иными
стали их содержание и роль. Эти игры
символизировали уже не только единство
греков, но в первую очередь блеск и
величие соответствующих городов,
щедрость тамошних римских наместников.
Они привлекали большое число зрителей,
играли важную роль в нейтрализации
классовых столкновений и проведении
выборов. В других отношениях игры также
постепенно теряли свой традиционный
характер и все больше приспосабливались
к условиям Римской империи. В их рамках
стали проводиться бои зверей, состязания
гладиаторов. Более того, в некоторых
местах среди их участников появились
женщины. Древние «импресарио» собирали
атлетов в особые организации и в
соответствии с заключенными с ними
контрактами заставляли их выступать
по различным случаям. Одной из таких
организаций во II веке н. э. был «Союз
атлетов, получивших венки победителей
на играх в честь Геракла», руководители
которого осуществляли также надзор за
императорскими купальнями. Гимнастика,
являвшаяся когда-то основным видом
занятий в гимнасиях, полностью утратила
свое значение на фоне мероприятий
агонистиков.
Большой
спрос на атлетов и выход, на первый план
агонистики повлияли на методы тренировки.
Прежние критерии отбора участников
состязаний утратили свою силу. Тетрастиль
стал догмой, тренеры больше не обращали
внимания на долгосрочную подготовку
атлетов. Из замечания Павсания о случае,
когда александрийский атлет Аполлоний
из-за участия за денежное вознаграждение
в другом состязании с опозданием прибыл
на 218-ю Олимпиаду (93 г. н. э.), можно сделать
однозначный вывод: уже в элисской
гимнасии от участников соревнований
не требовали выполнения предварительных
упражнений, бывших ранее обязательными.
Главными задачами атлетов на тренировках
стали погоня за достижением сиюминутного
результата и успехом у зрителей. Мягкий
ремень, которым обматывали кисти рук
участники кулачных боев, снабдили
железными накладками, а кое-где — медными
обручами. Раны, полученные в схватках,
ставших откровенно грубыми, увековечивали
скульпторы, на них ссылались противники
развития физической культуры. В то же
время в кругах истинных любителей спорта
по-прежнему высоко ценилось знание
техники и тактики боя. «Златоустый
ритор» I века н. э. Дио Христостомос и
даже такой известный софист, как живший
в IV веке Темистиос Ефрадес, с восхищением
отзывались о стиле кулачного бойца по
имени Меланкомос, добивавшегося побед
над своими соперниками, не нанося им
почти никаких повреждений.
«Был среди наших
предков кулачный боец — Меланкомос,
который прославился благодаря прекрасному
и великолепному искусству движения.
Согласно преданиям, император Тит также
очень любил Меланкомоса, так как тот
никогда никого не ранил и даже не бил,
а лишь с помощью выбора позиции и
вытянутых вперед рук побеждал своих
соперников, уходивших (с поля боя),
радуясь снисхождению, даже если терпели
в схватке поражение». |