Рядом
с главными направлениями буржуазно-национальной
гимнастики своеобразную главу составляет
история движения «Сокол». Обстоятельства
его зарождения были связаны с борьбой
славянских народов империи Габсбургов,
прежде всего чехов, за культурную
автономию,
а в перспективе — за национальную
независимость. Непосредственным поводом
для его создания послужило то, что
гимнастическое движение в духе Яна,
получившее с 1850-х годов значительное
распространение среди немецких жителей
Праги и Судетов, начало охватывать и
лояльные к Габсбургской империи слои
чешских чиновников и военных. Новая
разновидность ассимиляции побудила
активистов журнала «Народны листы» и
преподавателя Пражского университета
Мирослава Тырша (1832—1884) основать
самостоятельное чешское национальное
гимнастическое движение.
Мирослав
Тырш, основатель движения и самая
влиятельная фигура в нём до своей смерти
в 1884 родился в немецкоязычной семье
(отец Винцент Тирш и мать Винценция
Кишбаум) в повально немецкоговорящем
тогда Дечине, который и расположен на
границе с немецкой Саксонией в
Австро-Венгрии в 1834 году. Тырш вырос под
влиянием идей романтического национализма.
Изучал философию в Карловом университете.
Мирослава
Тырша и его друга - Генриха Фюгнера
вдохновила идея античной калокагатии
- гармоничного сочетания физических и
духовных достоинств человека, достижимая
через физические упражнения и образование.
Летом
1862 года Тырш при финансовой поддержке
Фюгнера основал первый кружок "Сокола",
соединявший спортивные тренировки и
идеологию чешского национализма. Из
различных видов спорта приоритет
отдавался маршировке, фехтованию и
тяжёлой атлетике. Сокол также работал
над созданием чешской спортивной
терминологии. Была создана форма,
объединявшая славянские и революционные
элементы: коричневые русские штаны,
польскую революционную куртку,
Черногорскую шапку и красную гарибальдийскую
рубашку.
Первые
лидеры пражского сокола вышли из рядов
политиков, а участники из мелкой буржуазии
и рабочих. Большинство основателей были
членами партии младочехов. Власти
Австро-Венгрии внимательно наблюдали
за движением.
Уже
в первые годы Сокол расширился за пределы
Праги — в следующем году его отделение
открылось в словенской Любляне, потом
в Загребе, в Польше, на западной Украине,
в немецкой Лужице и даже в Петербурге...
Поначалу большинство членов были из
студентов и интеллигенцией, но со
временем росло число рабочих. Во время
австро-прусской войны 1866 года обучение
в Соколе стало более военизированным
и стал вызывать вполне оправданные
опасения у австро-венгерской верхушки.
В физкультурные кружки начали внедрять
агентов полиции, а тайная служба
Австро-Венгрии начала отрабатывать
"русский след" у сокольского
движения. Тайная служба, как впоследствие
оказалось, не зря следила за "Соколом"
- через сокольские физкультурные кружки
прошли почти все будущие чешские
патриотические политики. Членов Сокола
нанимали для поддержания порядка на
массовых мероприятиях.
В
1870-х шли внутренние споры между более
консервативными «старочехами», которые
выступали за менее политический характер
организации и «младочехами», которые
выступали за прямое участие в политике.
Младочехи также выступали за расширение
массовой базы организации и более
широкое участие рабочего класса.
Предметом спора была также необходимость
использования неформального обращения
ты, принятого в движении.
Идеологию
Пражского гимнастического общества
«Сокол» Тырш выразил в 1871 году на
страницах газеты «Сокол» в статье,
озаглавленной «Наша задача, путь и
цель». Существо его программы, пронизанной
панславянскими настроениями, состоит
в том, что применительно к школьной
политике малые народы могут стать
полноценной составной частью человечества
лишь при должной внутренней сплоченности;
одновременно она ратовала за то, чтобы
определяющим в обучении и воспитании
был национальный принцип.
В
1882 состоялся первый сокольский слёт, в
котором участвовало 1572 человека, который
стал традицией движения. Слёты включали
в себя торжественные церемонии открытия
и закрытия, массовые демонстрации,
спортивные соревнования, речи,
театрализованные представления. В 1887
Габсбургские власти наконец разрешили
создание союза клубов Сокол. Было создано
централизованное управление всеми
соколами в Чехии и отправлены
тренеры-пропагандисты Сокола в другие
славянские страны.
В
1889 члены пражского Сокола поехали на
всемирную выставку в Париж, где сокольские
акробаты поражали всех своей ловкостью
и силой, в это же время Тырш разработал
массовую, доступную для всех "сокольскую
гимнастику", которая была взята,
кстати, за основу обучения физкультуры
в русских военных училищах и продолжала
использоваться ещё в 1920-х уже в советских
военных училищах, готовивших красных
офицеров; установили связи с французскими
гимнастами и публикой. Соколам
приписывается начало французской
симпатии к Чехам. В 1890-е соколы преобразовали
свои программы обучения, разделив их
по интенсивности тренировок и создав
программы для молодёжи и женщин, для
привлечения большего количества членов.
Идеология движения сместилась в сторону
массовости и рабочего эгалитаризма.
Второй слёт прошел в 1891 (участвовало
более 5000 соколов), а третий в 1895. На
третьем слёте съезд союза Сокол принял
новую программу развития движения. Было
решено развивать более доступные формы
тренировки, с меньшим уклоном в
соревнования и с большим в народную
Сокольскую гимнастику, включающую не
только физическое, но и духовное развитие.
|