Общественная
роль физической культуры периода после
буржуазной революции нашла отчетливое
выражение в деятельности одного из
величайших мыслителей Англии, Джона
Локка (1632—1704). Локк — теоретик физической
культуры джентльменов — был «дитя
буржуазно-дворянского классового
компромисса 1688 года». Из всех людей, с
которыми мы встречаемся, девять десятых
становится тем, что они есть: добрыми
или злыми, полезными или нет, благодаря
воспитанию, говорил Локк. Задачей
воспитания он считал воспитание
джентльмена, а не простого человека, —
джентльмена, умеющего «вести «свои дела
толково и предусмотрительно». Это —
дворянин по происхождению, отличающийся
«утонченностью в обращении», в то же
время он должен обладать качествами
буржуазного дельца, предприимчивого
человека. Его педагогические концепции
были проникнуты стремлением соединить
англо-французские аристократические
традиции и мировоззрение нового класса
промышленной и торговой буржуазии.
В отличие
от Коменского он не был сторонником
коллективной подготовки. Джентльмен
должен получить физическое, нравственное
и умственное воспитание, но не в школе,
ибо школа, по мнению Локка, это учреждение,
где собрана «пестрая толпа дурно
воспитанных порочных мальчиков всякого
состояния». Настоящий джентльмен
воспитывается дома, ибо «даже недостатки
домашнего воспитания несравненно
полезнее приобретаемых в школе знаний
и умений». Локк, исходя из практики
аристократических семейств, рекомендовал
поручить все дело воспитания джентльмена
хорошо подготовленному, солидному
воспитателю.
Для его
теоретической концепции по вопросам
физического воспитания, основанной на
теории Ювенала «Здоровый дух в здоровом
теле — вот краткое, но полное описание
счастливого состояния в этом мире»,
было характерно стремление к рационализму
и полезности. Человеку прежде всего,
считал он, необходимо укрепление
здоровья, систематический уход за телом,
целенаправленные физические тренировки,
приятные манеры и уверенность: «Гимнастика
удлиняет молодость человека». «Здоровье
необходимо нам для наших дел и нашего
благополучия», — говорил он и предлагал
тщательно разработанную, стоявшую на
уровне науки того времени систему.
Необходимо поэтому с раннего детства
закалить тело ребенка, добиться того,
чтобы он легко переносил усталость,
невзгоды, перемены. Локк подробно
обосновывал значение строгого режима
в жизни ребенка, давая советы об одежде,
пище, прогулках, занятиях спортом.
«Джентльмен,
— подчеркивал он, — должен одинаково
уметь преодолевать трудности на море,
в бою, в общественной и личной жизни. Он
должен быть победителем в конфликтах
личного характера, если окажется в них
втянутым». В соответствие с этим основной
упор в физическом воспитании он делал
на плавание, верховую езду, фехтование,
борьбу и танцы. Однако в вопросах,
касающихся видов физических упражнений,
постоянно проявлялся его классовый,
пуританский подход, направленный против
спортивных состязаний. Поэтому езду
верхом он рассматривал только как
средство укрепления здоровья, а фехтование
— как средство самозащиты. Высокую
степень овладения этими дисциплинами
и проведение соревнований он считал
бесполезным щегольством аристократии.
Аристократическому фехтованию,
сопровождающемуся «буйством», он
противопоставлял преимущество борьбы.
«Фехтование,
— писал он в книге «Мысли о воспитании»,
— считаю с точки зрения здоровья очень
важным упражнением, но с точки зрения
жизни оно таит в себе опасность, так как
уверенность в своей ловкости легко
может вовлечь в ссору тех, кто думает,
что они хорошо умеют вращать своими
шпагами... Со своей стороны я бы больше
хотел, чтобы из моего сына вышел хороший
борец, чем средний фехтовальщик, так
как большинство людей благородного
происхождения не поднимаются в этом
искусстве выше среднего уровня, если
только они не живут в школе для
фехтования...».
«Взрослое
не по годам дитя» молодой буржуазии,
служившее идеалом Локка, не понимало
ценности подвижных игр в деле воспитания
характера человека. В некотором смысле
их отсутствие восполнялось танцами.
Однако Локк в своих трудах танцу также
не придавал практического значения.
Танец он рассматривал как средство
приобретения благородных манер,
непринужденности в поведении и легкости
в движениях.
«Посредством
танца человек на всю жизнь усваивает
приятные, внешне привлекательные
движения, и, поскольку главным образом
танец придает мужчине мужественность
и приятное чувство уверенности в себе,
ему нельзя научиться достаточно рано.
Нужно, естественно, искать хорошего
учителя танцев. Тот учитель танцев,
который не может обучить своего ученика
обаятельным, благопристойным и
непринужденным движениям, хуже, чем
ничего. Ибо намного лучше естественная
неловкость, чем слепо скопированная
жеманная поза».
Он
провозглашал, что правом на развлечение
и отдых может располагать только человек,
ведущий активную деятельность. В то же
время он заложил также основы для
распространения в будущем спорных
взглядов относительно активного отдыха,
суть которых заключалась в том, что
«отдых и развлечение... не есть праздность,
а снятие нагрузки с утомленного тела
путем выбора нового направления нашей
деятельности».
|