Международное
спортивное движение, превращавшееся
из общественного явления в социальный
фактор, содержало в себе не только
национальные, классовые и групповые
интересы, но и открытые или завуалированные
расовые предрассудки, которые в Америке
и Южной Африке негативно сказывались
на положении главным образом негров, а
в Европе — евреев. Особенно остро
антисемитизм проявлялся в спортивных
организациях немецких высших учебных
заведений, а также в гимнастических
обществах Франции, Австро-Венгерской
монархии и России. Под влиянием, с одной
стороны, этих обстоятельств, а с другой
стороны, специфических националистических
тенденций, проявлявшихся в ностальгии
по древней родине, участники состоявшегося
в Базеле IV Всемирного сионистского
конгресса (1903) создали самостоятельный
международный союз в целях сплочения
еврейских гимнастических и спортивных
организаций. Название союза «Маккавей»,
явно указывавшее на политическую
направленность в этой организации,
произошло от имени руководителя восстания
в Иудее в 167 году до н. э. против господства
Селевкидов — Иуды Маккавея.
Истоки
«Маккавея» восходят к концу 19 в., когда
с распространением сионистской идеологии
группы еврейской молодежи начали
создавать гимнастические клубы, видя
в физическом оздоровлении еврейского
народа необходимую предпосылку для
реализации сионистского идеала. Первый
такой клуб возник в 1895 г. в Стамбуле и
носил название Еврейский гимнастический
клуб. В 1897 г. гимнастический клуб был
открыт в Пловдиве (Болгария). В 1898 г. М.
Нордау призвал с трибуны 2-го Сионистского
конгресса уделить особое внимание
развитию еврейского спорта, успехи в
котором будут способствовать росту
национального самоуважения и уверенности
в себе. Это обращение получило широкий
резонанс и сыграло решающую роль в
развитии идеи еврейского национального
спорта. В том же году в Берлине открылся
гимнастический клуб «Бар-Кохба», в
последующие 40 лет своей деятельности
оказавший формирующее влияние на
развитие еврейского спорта, а в Вене —
гимнастический клуб «Ха-Коах» («Сила»);
вслед за ними возникли гимнастические
клубы в Софии, Бухаресте, Бельцах,
Кракове, Львове, Познани, Лейпциге и
других городах Центральной и Восточной
Европы.
В
1900 г. берлинский «Бар-Кохба» начал выпуск
первого еврейского спортивного
периодического издания «Юдише
турнцайтунг». На 4-м Сионистском конгрессе
в Базеле (1903) состоялись показательные
выступления 35 выдающихся гимнастов из
различных еврейских гимнастических
клубов Европы; тогда же было принято
решение о создании Союза еврейских
гимнастических клубов — «Юдише
турнершафт», насчитывавших к этому
времени около 1,5 тыс. членов. В том же
году состоялся учредительный съезд
Союза.
Центр
«Маккавея», действовавший в Берлине,
развил большую активность в интересах
поощрения физического воспитания и
спорта. Он оказывал материальную
поддержку более слабым организациям
союза. В период, предшествовавший I
мировой войне, это движение, охватившее
весь мир, сплотило уже более ста
организаций, которые своим названием
и символикой выражали приверженность
делу Маккавея.
Число
еврейских спортивных клубов и их членов
быстро росло; на съезде «Юдише турнершафт»,
состоявшемся в 1911 г. в Гамбурге, было
объявлено число членов организации —
около двадцати тысяч. В 1913 г. в честь
очередного Сионистского конгресса в
Вене состоялось показательное выступление
еврейских гимнастов; в параде приняла
участие тысяча спортсменов. В 1915 г.
еврейский спортивный клуб «Маккаби»
был открыт в Варшаве, в 1916 г. в Петрограде
еврейский гимнастический кружок при
ОЗЕ был преобразован в спортивный клуб
«Ахдут». В апреле 1917 г. был открыт
спортивный клуб «Маккаби» в Одессе,
городе, ставшем штаб-квартирой центрального
комитета Всероссийского союза еврейских
спортивных клубов «Маккаби» (председателем
центрального комитета стал Я. Грановский;
1894–1918). Шестой съезд движения Хе-Хавер,
состоявшийся в Петрограде в апреле 1917
г., призвал создать по всей стране сеть
еврейских спортивных клубов «Маккаби».
К августу 1917 г. их насчитывалось 125, в
основном в районе бывшей черты оседлости,
но были организованы клубы «Маккаби»
и в Москве, Петрограде, в Сибири, на Урале
и на Кавказе. В Одессе в 1917–19 гг. выходил
ежемесячный журнал «Маккаби». С
окончательным установлением советской
власти деятельность «Маккаби» стали
ограничивать, а в середине 1920-х гг. она
была полностью прекращена.
Методы
работы клубов были единообразны: общая
физическая подготовка по шведской
системе и специальные тренировки в
упражнениях на снарядах по немецкой
системе.
Эти
организации вели себя лояльно по
отношению к рабочим спортивным
объединениям. Однако, отвлекая талантливых
спортсменов от участия в общем спортивном
движении, союз во многих странах
существенно тормозил их развитие.
|