Возрождение
— период в истории культуры XIV—XVI веков,
тогда определяющими в ускоренном
развитии естествознания, философии,
литералы, искусства, педагогической
мысли и физической культуры стали
общественное влияние и антифеодальное
мировоззрение поднимающейся городской
буржуазии.
Его основу составило развитие экономики,
в котором сочетались прогресс ремесел,
торговли, транспорта, географические
открытия. В Северной
Италии и других наиболее развитых
пунктах Европы возникали зародыши
капитализма. В отдельных местах
предпринимались первые попытки перехода
к буржуазному общественному устройству.
Связанное с этими явлениями новое
мировоззрение Возрождения служило
потребностям и интересам складывавшейся
в класс буржуазии, выражало ее взгляды.
Его идеалом был «гомо универсале»
(всесторонне развитый человек), продукт
того «исторического момента», когда
основанные на разделении труда
материальные условия способствовали
появлению личности в современном смыслe
слова,
широкому развитию ее способностей и
связей между людьми. Новый канон
физической культуры, отвергая карикатурный
аскетизм средневековья, опирался на
идеи античности. Однако обращение в
древность бы лишь отрицанием отрицания,
началом нового пути и на новой почве.
В
формировании
сложившейся под воздействием этих
общественно-экономических факторов
физической культуры эпохи Возрождения
участвовали два тесно взаимосвязанных
идейных течения: гуманизм и Реформация.
Гуманизм
вместо теологической культуры
средневековья ориентировался на
культуру, педагогику, систему ценностей
и нормы поведения, в центре которых
находился человек. Сюда относились
обучение дворянской и буржуазной
молодежи классическому искусству,
музыке, литературе; усвоение модных
естественнонаучных знаний; знание
военного дела; увлечение красотами
природы; определенные навыки в охоте,
играх, танцах, соревнованиях — словом,
формирование таких потребностей и
такого подхода, когда для подрастающего
поколения «ничто человеческое не чуждо».
Реформация
противопоставляла иерархической,
авторитарной вере религиозность,
основанную на индивидуальных восприятиях
и побудительных мотивах, создавая
соответствующие ей систему воспитания
и образ жизни. Культура гуманизма, в
центре которой находился человек, в
немалой мере подготовила появление
религиозной культуры, вызванной к жизни
Реформацией. Хотя Реформация противостояла
светскому взгляду гуманистов на жизнь,
однако в требовании восстановить былую
чистоту религии она отрицала главный
институт идеологии феодализма — папство.
Культурно-историческое
сочетание гуманизма и Реформации
проистекало из единства движущих сил,
стоявших за социальными битвами эпохи.
Вытекающие из этого общие черты
подкрепляли друг друга и в области
физической культуры. Конкретно говоря,
Реформация — в том числе и в плане
физической культуры — способствовала
расширению, по существу, аристократической
социальной сферы гуманизма, его
демократизации и обретению им национального
характера. |