К концу
XIII века в северной части Апеннинского
полуострова увенчались успехом
устремления к самостоятельности,
типичные для городской буржуазии всей
средневековой Европы.
В
удельных дворах североитальянских
городов, добившихся экономической и
политической власти с завоеванием
независимости, родовую аристократию
оттеснили возвысившиеся благодаря
собственным усилиям предводители
наемников и городская знать.
Эта
смена власти положила начало своеобразной
динамике борьбы классов и слоев общества.
В самом
деле, новые властители со временем
отходили от экономической деятельности
и стремились укрепить свое господство
такими сословными рамками, среди
неотъемлемых атрибутов которых не могли
не быть и достижения культуры. Однако
прежде чем культурная жизнь могла быть
введена в ограничительные рамки в
соответствии с крепнувшим консерватизмом,
руководство ею, как и политическую
власть, уже захватывали новые прогрессивные
слои. Подобный ритм исторического
процесса повторялся до тех пор, пока
внешние силы европейского феодализма
в XVII веке не положили конец независимости
городов-государств и выдвижению
очередного отряда передовых сил. Однако
сменявшие друг друга поколения
властителей, обладая широким кругозором
и опытом, связанным с благосостоянием,
умственной деятельностью и внешней
торговлей, достигли к тому времени столь
высокого уровня понимания саморегулирующейся
роли культуры в обществе, с которой
могли равняться только города Древней
Греции. В атмосфере, когда культурные
ценности строились на базе разума и
гуманизма, рядом с гигантами литературы,
изобразительного и музыкального
искусства появились и провозвестники
физкультуры и спорта в буржуазном
понимании.
Духовное
соревнование, проявлявшееся в условиях
обострения экономической и политической
борьбы классов, плодотворно отразилось
на повышении требований и к физическим
данным.
Самовыражение человека, готового ради
новых возможностей идти на риск,
закономерно вызвало к жизни новую
систему ценностей применительно к
подвижным играм. В связи с потребностью
в физической подготовке на повестку
дня встал вопрос о соответствующем
образовании для детей. Получили права
гражданства соревновательные формы
физического воспитания, распространился
культ купания и плавания, способствовавший
поддержанию личной гигиены. А стремление
к познанию природы вызвало интерес к
неизведанным краям и горным вершинам,
где «гнездится нечистая сила». Не
случайно, например, что Петрарку,
создавшего новые стихотворные формы,
отличающиеся от античной поэзии,
увлечение странствованиями и изысканиями
превратило в пионера изучения природы.
Подлинная
новизна, свойственная Возрождению,
охватившему всю Европу, наглядно
обнаруживается при непосредственном
сравнении с физической культурой
рыцарства.
Рыцарство XIII века превратилось в
замкнутый, изолированный от внешнего
мира орден, а принятые в нем нормы
физической культуры выродились в
искусственный, традиционный этикет. С
другой стороны, физическая культура
Ренессанса органически включала в себя
элементы народного танца, игры в мяч и
различных форм соревнования. В праздничных
игрищах и шествиях, ставших регулярными
с 40-х годов XIV века, активно участвовали
массы горожан. Устройство первомайских
состязаний «маджо», происходивших из
крестьянской среды, поддерживалось
казной. В то же время в официально
признанную этическую систему ценностей,
наряду с конными и гребными соревнованиями,
включаются показатели, заимствованные
из трудовых процессов, на которые раньше
смотрели свысока. Из правил игры
устраняются религиозные формальности,
а из числа призов — захваченные у
соперников. Однако более открытый
характер физических упражнений и
подвижных игр не означал демократизации
физической культуры: если народные
массы уже не отстраняли от участия, то
тем не менее еще не «смешивались» с
ними. Между теми, кто занимался присвоенными
знатью и доведенными до уровня искусства
танцами, кальчо, палио и регатой, и
участниками все-таки отделенных от них
этикетом и «приличиями» массовых
мероприятий ощущалась, по сути, та же
напряженность, которая выступала на
поверхность в экономических бунтах
ремесленничества и других плебейских
элементов.
Новое
качество физической культуры итальянского
Возрождения нашло наиболее яркое
выражение в скачкообразных изменениях,
происходивших в движениях танца, игры
в мяч, конного спорта, фехтования и
гребли.
Первый
мастер сознательного творчества форм
танцевального искусства,
Доменико да Феррара, работал с конца
XIV века при дворе феррарского семейства
Эсте. В рукописи «Трактата об искусстве
пляски и танца», изданного в 1463 году и
считавшегося основным законом европейского
танца, он -— как показывает и заглавие
его произведения — уже проводил грань
между художественным и бытовым танцем.
Исходя из элементов народного танца и
греческих традиций, он впервые создал
хореографию балетного типа. Среди
исходных позиций для приобщения к тайнам
искусства танца он обозначил чувство
ритма и темпа, координацию движений
тела и рук, согласованность шагов,
распределение отведенного для танца
пространства, внешний вид танцующего,
освоение выразительности в движениях.
Он же указал первым на ритмические
вариации, вытекающие из сложившегося
общего набора па, и тем самым более чем
на сто лет вперед заложил фундамент
хореографической методики своих
последователей.
Положения
гуманистического придворного этикета
и требования, предъявляемые к культуре
движений, сформулировал в своем
произведении «Придворный» Бальдассаре
Кастильоне (1478—1529): «Есть упражнения,
которыми можно заниматься и на людях,
и приватно, например танец... придворному...
танцующему в присутствии других и в
таком месте, где теснится множество
людей, приличествует сохранять известное
достоинство, смягчаемое легкой грацией
движений... пусть он выдерживает размер
и темп, избегая тех быстрых и громких,
с двойным притоптыванием, шагов,
которые... столь подходят (придворным
танцорам), но, пожалуй, не к лицу знатному
человеку, хотя в своей комнате, наедине...
можно позволить себе и это...»
Работу
Доменико пункт за пунктом развили живший
в Парме Фабрицио Карозо да Сермонета
(1525—1606) и его современник, флорентиец
Чезата Негри (1530—1608). В их произведениях
описано уже свыше шестидесяти основных
видов па, прыжков и поворотов, пространство
и время измеряется от одного па к другому
с помощью циркуля и песочных часов.
Написанное ими позволяет нам представить
культуру поведения и движений эпохи
позднего Возрождения, начинающего
перерастать в барокко.
Сходные
изменения происходили и с играми в мяч.
Североитальянский город эпохи Ренессанса
был в состоянии приспособить к своим
потребностям эти массовые схватки.
В начале XIV века складывается флорентийское
кальчо, первая в Европе групповая игра,
управляемая арбитром. По существовавшим
правилам в игре на определенной городской
площадке участвовали две команды по 27
человек, и победы добивалась команда,
забившая больше мячей в палатку,
символизирующую крепость другой команды.
Флорентийский летописец XVI века Верки
пишет, что в наиболее вызывающей форме
кальчо играли в момент, когда город
осаждали войска папы и императора (17
февраля 1530 г.). Во Флоренции в 1511 г.
появилось, по современным данным, самое
первое в Европе пособие по игре в мяч
Паоло Кортезе. Из его работы видно, что
граждане североитальянских городов
возродили также целый ряд древних
разновидностей игры в мяч.
Из игр
с набитым мячом — можно прочитать у
Кортезе, — в которые предки наши играли
по правилам Николо Эсте, сейчас у нас
известны четыре вида: в первом играют
кулаком, во втором — со щитком на кисти
или руке, в третьем — с лунками, а в
четвертом мяч ударяют и отбивают ногой.
Последний вид в старину назывался
гарпастум. Поскольку тяжелый мяч вполне
может попасть по разным частям тела, в
него нельзя играть без ущемления
достоинства патрициев, и эта игра ни в
коем случае не годится для кардиналов.
Напротив, игра «триангулум», где применяют
особый флорентийский мяч, тщательно
набитый козьей шерстью, кажется более
подходящей для того, чтобы в ней
участвовали даже самые родовитые князья,
ибо вес и величина мяча гораздо меньше.
Эта игра в свою очередь имеет четыре
вида: с ударом ногами, из треугольника,
рядом со стеной и над натянутой веревкой.
Современник
Кортезе венецианец Антонио Скайяно в
своем «Трактате об игре в мяч», помимо
описания игр и их оценки с точки зрения
здоровья и воспитания, разработал
правила для противоречивых обычаев
игры.
«Мое
твердое намерение, — писал он в предисловии
к книге, — добиться принятия строгих
правил для сомнительных случаев, которые
естественным образом часто возникают
в игре. Предприятие это кропотливое и
утомительное. Но я с готовностью берусь
за эту трудную задачу лишь для того,
чтобы теперь всякий знал правила игры
и тем самым были исключены шумные ссоры,
разногласия и различные каждодневные
неприятности, столь часто возникающие
при судействе некоторых конкретных
случаев».
Компетентное
описание игр в мяч того времени можно
найти в пособии по кальчо Джованни ди
Барди, изданном в 1580 г. Помимо подчеркивания
исключительного характера игры и
изложения ее правил, он подробно
останавливается и на принятой тогда
методике подготовки.
Он
настойчиво обращает внимание на то, что
всякий, кто «добивается славы доброго
игрока в мяч», должен круглый год
заниматься тренировкой, разнообразной
по содержанию и интенсивности. Здесь
впервые указывается на опасность
монотонности. Автор предлагает проводить
соревнования весной и осенью, а летом
и зимой рекомендует играть с меньшей
нагрузкой. В дополнение он предписывает
на лето главным образом плавание, на
осень — верховую езду, зимой акробатические
упражнения, танцы, борьбу, бег и игры, в
которых мяч передается ногой и «которые
как бы прислуживают кальчо».
Развитие
конных соревнований в период возрождения
итальянской физической культуры косвенно
способствовало прогрессу коневодства.
Судя по летописям в Модене, начиная с
1328 года победителей награждали призами
— отрезами дорогого алого сукна. За
состязаниями, приуроченными к различным
религиозным датам, например сиенскими
палио в день вознесения и возвращения
Марии, скрывался спрос на породистых
производителей, проявлявшийся повсеместно
в Европе. Здесь же возникли и первые
школы верховой езды.
Основы
новой техники и практики фехтования,
которое отделилось от обучения рукопашному
бою солдат наемных армий, ставших главной
силой в военном искусстве, определялись
придворными нормами престижа и физической
подготовки. Рыцарские доспехи, стесняющие
движения, были устранены и с верхней
части тела. Тяжелый меч-палаш сменился
легким холодным оружием, которым можно
было не только рубить, но и колоть. В
сложившейся в результате манере ведения
боя стало нецелесообразным использование
меча, выполнявшего роль пассивной
защиты, которая перешла к маневрированию
кинжалом или каким-либо подручным
средством — плащом, шляпой. А с начала
XV века предпринимаются попытки и
нападать, и обороняться одним и тем же
оружием. Мастера фехтования тем самым
заложили техническую базу системы
движений, характерных для современного
спортивного фехтования, и создали
применяемую и сегодня модель сценического
фехтования. Однако в жестоких условиях
придворных интриг фехтование эпохи
Возрождения все же не могло стать
действительно спортивной формой
состязания, ибо его цель и стиль
диктовались в своей основе этическими
нормами обезвреживания противника. Не
случайно, если не считать зрелищных
представлений, оно практически не
фигурировало в программе публичных
соревнований и среди видов спорта,
рекомендуемых в дополнение к основному.
Состязания
гондольеров и праздничные парады,
ставшие регулярными в рамках венецианских
регат, демонстрировали также и уровень
обороноспособности.
Уже в XIV веке лодки делились на три
категории. Разрешалось участие женщин.
Регата 1686 года, по дошедшему до нас
описанию, была равнозначна в те времена
военно-морской демонстрации. Победы в
категориях боевых судов оценивались
так, как если бы их добились в настоящем
рыцарском турнире. В XIV веке «пуньи»
разных городов и венецианские «джуоко
дель понте» превратились в бой между
двумя участниками, происходящий по
установленным правилам и под руководством
судьи (кулачный бой, борьба, поединок
на палках). Горные состязания тестакко
в свою очередь стали формой встреч между
городами.
Шествия,
игры и соревнования эпохи Возрождения
в Северной Италии, производившие и
эстетический эффект, готовились с
участием профессиональных организаторов
торжеств и «учителей манер». Эти последние
наряду с обучением танцам, фехтованию,
верховой езде, играм в мяч были также
воспитателями в семьях князей и других
представителей знати. В силу интимного
характера обучения фехтованию и танцам
они считались доверенными людьми,
нередко занимали высокое положение при
дворе и пользовались столь высоким
авторитетом в обществе, что их можно
сравнить только с наставниками атлетов
Древней Греции.
Физкультурные
мероприятия итальянских городов были
тесно связаны с социально-политическими
тенденциями. Однако в XVII веке с утратой
независимости городов в результате
завоеваний французских королей и
германских императоров было оттеснено
на задний план и антифеодальное содержание
игр. Мастера танца и фехтования вместе
с художниками, архитекторами и писателями
разъехались по дворам различных монархов
Европы. Большинство устраивавшихся
ранее торжеств приняло вид застывших
эстетических условностей. Кальчо XVII
века, как можно видеть и на гравюрах
того времени, стало скорее крупным
театрализованным представлением на
открытой площадке, а отнюдь не подлинным
спортивным соревнованием. Конные
соревнования отошли на второй план,
уступая место катанию на каруселях. В
мастерских танцевального искусства,
ревностно хранивших свои тайны,
возобладали формализм и вычурность. |