О
физической культуре народов Америки
мы черпаем сведения из археологических
находок, этнографических коллекций и
из испанских хроник XVI—XVIII веков. По
мнению исследователей, во времена
Колумба большая часть коренного населения
Америки жила в социальных условиях
первобытнообщинного строя. Только у
племен, населявших западный берег южного
полушария, а также у мексиканских и
центральноамериканских племен сложились
своеобразные классовые отношения.
Уровень
развития производительных сил здесь
намного отставал от более развитых
стран Европы и Азии. Животные в качестве
тягловой силы или для верховой езды тут
не использовались, не было и колесных
повозок. Здесь не знали даже железа.
Оружие изготовлялось из камня или из
бронзы. Племена, промышлявшие охотой,
кочевые и оседлые племена часто воевали
между собой за более богатые территории,
за долины рек, за соляные копи, из-за
рабов и даже иногда из-за каучука,
служившего исходным материалом для
изготовления мячей. Для тренировки силы
воли их воины применяли форсированные
марши, бег, греблю, борьбу, силовые
состязания, игры с мячом и вооруженные
игры, а также методы еще более беспощадные,
чем у спартанцев. Правом называться
взрослым пользовался только тот, кто с
честью выдерживал эти испытания. При
отсутствии других средств передвижения
среди различных видов физических
испытаний значительное развитие получил
бег. Для бегунов того времени (перуанцев,
тарахумаров) характерна была не скорость
бега, а в первую очередь выносливость
и упорство бегуна, достигавшие необычных
для средневековой Европы масштабов.
Упражнения в самосозерцании представителей
духовного сословия привели к возникновению
системы оздоровительной гимнастики,
подобной индийской.
В местах,
населенных когда-то ольмеками, на берегах
залива Гольф и в Да Венте,
ученые находят памятники, уже начиная
с XIV столетия до н.
э.
изображающие
ритуальные игры в мяч, типичные для
физической культуры того времени.
По мнению ряда авторов, огромные каменные
головы в окрестностях Ла Венты являются
памятниками тем знатным ольмекам,
которые были обезглавлены после
выдающихся достижений, продемонстрированных
ими в ходе игр. В большом количестве
сохранились рельефные и настенные
рисунки, изображающие классические
игры эпохи теотиуаканской культуры
(II—IX век н. э.). Испанские источники XIV
века недвусмысленно указывают на то,
что техника владения мячом у коренных
жителей превосходила даже уровень
итальянских и французских виртуозов.
Они владели искусством индивидуальной
и командной игры. Мужчины играли против
мужчин, а женщины — против женщин, но
выступали и смешанными парами. По
набитому или надувному мячу ударяли
клюшкой или различными частями тела.
В мире
индейских религиозных представлений,
базировавшихся на культе охоты и
плодородия, игра оказалась необходимой.
Мяч там можно было встретить среди
средств, призванных воздействовать на
природу точно так же, как в состязаниях
и играх богов, олицетворявших силы
природы. В Европе игра, вытесненная из
религиозных воспитательных учреждений,
а также из сферы общественной жизни и
деятельности, уже своим существованием
означала нарушение порядка и церковных
устоев, движение в свободной атмосфере,
протест против заповеди средневекового
католичества. Однако в Новом Свете она
удовлетворяла официальные общественные
потребности, была тесно связана с
обрядами и новым летосчислением.
Общественная
роль индейских игр в мяч различалась в
зависимости от степени развитости
различных племен. Проходившие с участием
сотен людей игры в рокетт племен ирокезов,
тольтеков, дакотов и маскогов, которые
вели чрезвычайно дикий образ жизни,
близко напоминали их военные действия.
Эти игры в течение длительного времени
решали вопрос об авторитете племен, с
их помощью решались и спорные вопросы.
Часто и переселенцы предлагали игру в
мяч или фехтование на палках в качестве
средства прекращения распрей и раздоров,
несмотря на то что у них функция игры
была скорее связана с культом солнца и
обрядом плодородия. Численность команд
снизилась до семи человек, а условия
игры стали более сложными.
Записи
относительно техники игры не содержат
в себе каких-либо моментов, касающихся
вынесения решений об оценке результатов
и достижений и мотивов таких решений.
Это чрезвычайно усложняет изучение
действительной роли обычаев. Так,
например, на вопрос о том, почему в ходе
ритуальных игр не использовались кисти
рук и ступня ноги, спортивная историография
до сих пор не может дать удовлетворительного
ответа. Некоторые склонны искать
объяснение в тезисе о «нечистоплотности
кисти рук». Однако это поверье не было
распространено среди коренных жителей,
населявших Америку. Более вероятно, что
в ходе сражений, проводившихся с помощью
примитивных средств, и в первую очередь
тех сражений, в ходе которых стремились
захватить пленных, главную роль играли
панкратионовские захваты, удары и
толчки. А в процессе игр, которые у них
были связаны с примирением или со
стремлением к мирному решению спорных
вопросов, неиспользование кисти рук
заранее исключало возможность того,
что состязание будет носить грубый
характер. |