По
сравнению с Советским Союзом формирование
физической культуры развитого социализма
в европейских социалистических странах
было значительно больше взаимосвязано
с совершенствованием управления и
организации.
Попытка создания
вместо системы комитетов по физической
культуре и спорту организаций
с общественным самоуправлением сыграла
большую роль в ликвидации ошибок.
В отдельных областях в движение были
вовлечены новые силы и созданы новые
формы самодеятельности.
Однако, что касается вышеупомянутых
общественных функций, то вскоре
выяснилось, что эта альтернатива не
расширила, а сузила рамки спортивного
движения.
Она заключала в себе больше недостатков,
чем преимуществ, ибо созданные организации
с общественным самоуправлением не
смогли наладить необходимые контакты
с государственными органами и другими
общественными организациями. Так, из
их компетенции, по существу, выпали
школы и профессиональные учебные
заведения. В то же время возникали
многочисленные конфликты, связанные с
различными интересами по мелким вопросам,
которые отвлекали внимание от развития
содержания. Поэтому
большинство социалистических стран в
середине 1960-х годов вернулось к
государственной
(частично государственно-общественной)
форме руководства физическим воспитанием
и спортом.
В Венгрии и Чехословакии с учетом
специфики условий это произошло несколько
позднее. Новая политика руководства
физическим воспитанием и спортом
сохранила самостоятельность спортивных
обществ и в то же время предоставила им
возможность самостоятельно укреплять
их материальную и общественную базу.
Государственные органы влияют на работу
обществ прежде всего путем целенаправленной
политики, регулирования международных
связей и директив по физической подготовке
и воспитанию масс. Большую роль в
дальнейшем развитии сети спортивных
сооружений стало играть интенсивное
использование местных ресурсов. В начале
1970-х годов в отдельных странах были
разработаны 15—20-летние перспективные
планы развития физкультуры и спорта.
На
первый план вышло школьное физическое
воспитание, организованное по-новому,
комплексным методом.
Если подходить с точки зрения экстенсивного
развития, то увеличение числа занятий
физкультурой с 2 до 3 раз в неделю привело
к очевидным результатам. В учебный план
было включено плавание. Физическое
воспитание в вузах сделали более
специализированным. Путем установления
связей между спортивными обществами и
школами были созданы условия для
планомерного выбора вида спорта
молодежью. Школьное физическое воспитание
вышло за рамки «школьного урока». При
содействии пионерских организаций
сформировалась особая система соревнований
в неполной средней школе — пионерская
олимпиада. По примеру ГДР и в других
социалистических странах на повестку
дня встал вопрос об обеспечении школ
культурным интерьером — соответствующими
гимнастическими залами, спортплощадками
и бассейнами. Особенно большой прогресс
в этом достигнут в провинциальных
промышленных центрах, где в рамках
движения «предприятие — школа» открылись
новые возможности интенсивного развития
и учебные заведения и детские дома на
деле превратились в маленькие спортивные
центры (хорошим примером этого в Венгрии
является детский дом в Фоте).
Однако
и в этот период развитие не было совсем
гладким. Предприятия, строившие школы,
пытались использовать возможности,
предоставленные новым хозяйственным
механизмом, который был введен в начале
1960-х годов (кроме ГДР), для «экономии»
за счет гимнастических залов. Аналогичная
тенденция проявлялась и при устройстве
парков вокруг жилых домов, где потребности
в игровых и спортивных площадках пытались
ограничить сооружением песочниц для
детей. Дальнейшему распространению
этой тенденции удалось воспрепятствовать
лишь благодаря вмешательству высших
партийных органов и выраженному на
страницах прессы возмущению общественности.
После
разоблачения догматизма были оттеснены
на задний план жесткие директивы развития
физической культуры по профессиям и на
предприятиях. С 1960-х годов становится
все более возможным развитие т. н.
рекреационного направления, которое
получило выражение в устройстве городских
парков, оборудованных гимнастическими
снарядами, игровыми площадками, и зон
отдыха в пригородах. Место табличек с
надписями «По газонам ходить воспрещается»
заняли указатели, показывающие путь к
лесным гимнастическим площадкам. В
распространении массовой физической
культуры все более активную роль стали
играть средства массовой информации.
Прежняя сдача норм на значок ГТО была
преобразована в систему физического
воспитания. Ввиду потребности в занятиях
физической культурой было положено
начало акциям «гимнастические залы
открыты для всех» и «спортплощадки
открыты для всех».
Изменения
в отношении к жизни позволили выйти на
первый план таким формам двигательной
активности в рамках физической культуры
(получившим поддержку всего общества),
которые ранее открыто считали
экзистенциалистским «влиянием». Суть
этого направления заключается в том,
что постановка в качестве центральной
задачи спортивного движения достижения
высоких результатов не может идти в
ущерб идейным установкам и этическим
нормам социалистической физической
культуры. В массовом спорте нормы
означают лишь организационную основу,
но они не могут требовать технического
совершенства и, таким образом, не могут
оттеснить на задний план способности
индивидуума.
Требования,
предъявляемые обществом к физической
культуре, поставили спортивные общества
перед новой дилеммой. Было общепризнано,
что задачи, связанные со спортивной
деятельностью рекордсменов и массовым
спортом, нельзя поручать одному
отраслевому отделу. Поэтому возникла
система выделенных спортивных обществ,
которые, опираясь на спортивные школы
(а в ряде мест на сеть спортивных
школ-интернатов) и другие спортивные
общества, являются базой для воспитания
рекордсменов. Это не исключает
высококачественной спортивной
деятельности в широкой сети мелких и
средних спортивных обществ, но последние
не могут ограничиваться выставлением
для участия в соревнованиях лишь одной
команды или нескольких спортсменов.
Будущее развитие спортивной жизни
означает комплексное (охватывающее все
важнейшие объекты) развитие сети
спортивных сооружений, где наряду с
массовыми соревнованиями, проводимыми
в виде игр, имеющих целью отдых, общество
местных представителей также может
иметь свою базу.
В
результате экономической интеграции
и идеологических связей более глубокое
содержание приобрело совпадение
интересов физического воспитания и
спортивных движений.
В рамках межгосударственных связей
стали более регулярными консультации,
участники которых совместно разрабатывают
общую линию политики в области спорта
и согласовывают свои шаги по международным
вопросам. (В этих консультациях с 1962 г.
участвует Монголия, а с 1972 г. — Куба.)
Одновременно проводится обмен мнениями
по основным вопросам развития
социалистической физической культуры.
Международное сотрудничество в 1966 году
было закреплено межгосударственными
соглашениями. В соответствии с новым
уставом были созданы международные
комитеты, возглавляемые двумя
сопредседателями с каждой стороны для
поддержания межгосударственных связей.
Соглашения детально регулируют
сотрудничество между организациями
(спорт и туризм), обмен научным и
методическим опытом (совместное
книгоиздание, исследования, совместные
тренерские сборы, подготовка специалистов),
а также сотрудничество в создании
материально-технической базы.
Если
взять
международное спортивное движение
в целом, то его важнейшие отличительные
черты на новом этапе развития проявляются
в том, что во все большей степени
осуществляется такая политика в области
спорта, которая связана с мирным
сосуществованием.
Представители социалистических стран,
помимо участия в расширившихся контактах
в рамках спортивных состязаний, включились
также в диалог между двумя мировыми
системами.
При содействии представителей
социалистических стран при ЮНЕСКО были
созданы комиссии по истории спорта,
социологии, рекреации, спортивной
психологии и документации, а с начала
1970-х годов стали проводиться консультации
руководителей европейских спортивных
организаций. Новой чертой дискуссий и
диалога был отказ от общих непререкаемых
суждений и бескомпромиссного глобального
отрицания. Это побудило специалистов
социалистических стран заняться и
такими вопросами, которые они раньше
не анализировали, хотя это были реальные,
насущные проблемы, придававшие
притягательную силу несоциалистическим
направлениям в международной спортивной
жизни.
Синтезированный
анализ законов развития социалистической
физической культуры можно, по всей
вероятности, осуществить лишь с помощью
международного рабочего органа,
изучающего историю спорта. Однако уже
на основе вышесказанного ясно видно,
что дилемма, стоящая перед отдельными
областями спорта, богата противоречиями.
Наблюдаются значительные различия во
временном и качественном смысле в
отдельных странах и в зависимости от
круга задач в том, что касается главного
направления развития спорта (школьное
физическое воспитание, рекреационная
деятельность, подготовка рекордсменов
спорта, массовый спорт, научная
деятельность). В зависимости от имеющихся
условий меняются и методы решения
проблем. Несмотря на противоречивость,
характеризующую отдельные участки,
можно с очевидностью констатировать,
что успехи, достигнутые на мировом
уровне, зависят не от личности спортсменов
или его способностей. Тот факт, что
спортсмены Советского Союза и ГДР
постоянно занимают передовые позиции,
является примером последовательного
соблюдения принципов комплексного
развития физической культуры. В то же
время нельзя создать общей картины
состояния физической культуры ни в
одной стране, если судить по результатам
в отдельных видах спорта, временно
отстающим от мирового уровня. |