Среда, 24.04.2013, 08:10
История спорта
Главная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Физическая культура древнего мира [24]
Физическая культура средних веков [22]
Физическая культура перехода от средневековья к новому времени [11]
Физическая культура нового времени [93]
Физическая культура новейшей эпохи [320]
Поиск
Календарь
«  Май 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Главная » 2010 » Май » 25 » Физическая культура развитого социализма в социалистических странах Европы
21:23
Физическая культура развитого социализма в социалистических странах Европы

По сравнению с Советским Союзом формирование физической культуры развитого социализма в европейских социалистических странах было значительно больше взаимосвязано с совершенствованием управления и организации. Попытка создания вместо системы комитетов по физической культуре и спорту организаций с общественным самоуправлением сыграла большую роль в ликвидации ошибок. В отдельных областях в движение были вовлечены новые силы и созданы новые формы самодеятельности. Однако, что касается вышеупомянутых общественных функций, то вскоре выяснилось, что эта альтернатива не расширила, а сузила рамки спортивного движения. Она заключала в себе больше недостатков, чем преимуществ, ибо созданные организации с общественным самоуправлением не смогли наладить необходимые контакты с государственными органами и другими общественными организациями. Так, из их компетенции, по существу, выпали школы и профессиональные учебные заведения. В то же время возникали многочисленные конфликты, связанные с различными интересами по мелким вопросам, которые отвлекали внимание от развития содержания. Поэтому большинство социалистических стран в середине 1960-х годов вернулось к государственной (частично государственно-общественной) форме руководства физическим воспитанием и спортом. В Венгрии и Чехословакии с учетом специфики условий это произошло несколько позднее. Новая политика руководства физическим воспитанием и спортом сохранила самостоятельность спортивных обществ и в то же время предоставила им возможность самостоятельно укреплять их материальную и общественную базу. Государственные органы влияют на работу обществ прежде всего путем целенаправленной политики, регулирования международных связей и директив по физической подготовке и воспитанию масс. Большую роль в дальнейшем развитии сети спортивных сооружений стало играть интенсивное использование местных ресурсов. В начале 1970-х годов в отдельных странах были разработаны 15—20-летние перспективные планы развития физкультуры и спорта.

На первый план вышло школьное физическое воспитание, организованное по-новому, комплексным методом. Если подходить с точки зрения экстенсивного развития, то увеличение числа занятий физкультурой с 2 до 3 раз в неделю привело к очевидным результатам. В учебный план было включено плавание. Физическое воспитание в вузах сделали более специализированным. Путем установления связей между спортивными обществами и школами были созданы условия для планомерного выбора вида спорта молодежью. Школьное физическое воспитание вышло за рамки «школьного урока». При содействии пионерских организаций сформировалась особая система соревнований в неполной средней школе — пионерская олимпиада. По примеру ГДР и в других социалистических странах на повестку дня встал вопрос об обеспечении школ культурным интерьером — соответствующими гимнастическими залами, спортплощадками и бассейнами. Особенно большой прогресс в этом достигнут в провинциальных промышленных центрах, где в рамках движения «предприятие — школа» открылись новые возможности интенсивного развития и учебные заведения и детские дома на деле превратились в маленькие спортивные центры (хорошим примером этого в Венгрии является детский дом в Фоте).

Однако и в этот период развитие не было совсем гладким. Предприятия, строившие школы, пытались использовать возможности, предоставленные новым хозяйственным механизмом, который был введен в начале 1960-х годов (кроме ГДР), для «экономии» за счет гимнастических залов. Аналогичная тенденция проявлялась и при устройстве парков вокруг жилых домов, где потребности в игровых и спортивных площадках пытались ограничить сооружением песочниц для детей. Дальнейшему распространению этой тенденции удалось воспрепятствовать лишь благодаря вмешательству высших партийных органов и выраженному на страницах прессы возмущению общественности.

После разоблачения догматизма были оттеснены на задний план жесткие директивы развития физической культуры по профессиям и на предприятиях. С 1960-х годов становится все более возможным развитие т. н. рекреационного направления, которое получило выражение в устройстве городских парков, оборудованных гимнастическими снарядами, игровыми площадками, и зон отдыха в пригородах. Место табличек с надписями «По газонам ходить воспрещается» заняли указатели, показывающие путь к лесным гимнастическим площадкам. В распространении массовой физической культуры все более активную роль стали играть средства массовой информации. Прежняя сдача норм на значок ГТО была преобразована в систему физического воспитания. Ввиду потребности в занятиях физической культурой было положено начало акциям «гимнастические залы открыты для всех» и «спортплощадки открыты для всех».

Изменения в отношении к жизни позволили выйти на первый план таким формам двигательной активности в рамках физической культуры (получившим поддержку всего общества), которые ранее открыто считали экзистенциалистским «влиянием». Суть этого направления заключается в том, что постановка в качестве центральной задачи спортивного движения достижения высоких результатов не может идти в ущерб идейным установкам и этическим нормам социалистической физической культуры. В массовом спорте нормы означают лишь организационную основу, но они не могут требовать технического совершенства и, таким образом, не могут оттеснить на задний план способности индивидуума.

Требования, предъявляемые обществом к физической культуре, поставили спортивные общества перед новой дилеммой. Было общепризнано, что задачи, связанные со спортивной деятельностью рекордсменов и массовым спортом, нельзя поручать одному отраслевому отделу. Поэтому возникла система выделенных спортивных обществ, которые, опираясь на спортивные школы (а в ряде мест на сеть спортивных школ-интернатов) и другие спортивные общества, являются базой для воспитания рекордсменов. Это не исключает высококачественной спортивной деятельности в широкой сети мелких и средних спортивных обществ, но последние не могут ограничиваться выставлением для участия в соревнованиях лишь одной команды или нескольких спортсменов. Будущее развитие спортивной жизни означает комплексное (охватывающее все важнейшие объекты) развитие сети спортивных сооружений, где наряду с массовыми соревнованиями, проводимыми в виде игр, имеющих целью отдых, общество местных представителей также может иметь свою базу.

В результате экономической интеграции и идеологических связей более глубокое содержание приобрело совпадение интересов физического воспитания и спортивных движений. В рамках межгосударственных связей стали более регулярными консультации, участники которых совместно разрабатывают общую линию политики в области спорта и согласовывают свои шаги по международным вопросам. (В этих консультациях с 1962 г. участвует Монголия, а с 1972 г. — Куба.) Одновременно проводится обмен мнениями по основным вопросам развития социалистической физической культуры. Международное сотрудничество в 1966 году было закреплено межгосударственными соглашениями. В соответствии с новым уставом были созданы международные комитеты, возглавляемые двумя сопредседателями с каждой стороны для поддержания межгосударственных связей. Соглашения детально регулируют сотрудничество между организациями (спорт и туризм), обмен научным и методическим опытом (совместное книгоиздание, исследования, совместные тренерские сборы, подготовка специалистов), а также сотрудничество в создании материально-технической базы.

Если взять международное спортивное движение в целом, то его важнейшие отличительные черты на новом этапе развития проявляются в том, что во все большей степени осуществляется такая политика в области спорта, которая связана с мирным сосуществованием. Представители социалистических стран, помимо участия в расширившихся контактах в рамках спортивных состязаний, включились также в диалог между двумя мировыми системами. При содействии представителей социалистических стран при ЮНЕСКО были созданы комиссии по истории спорта, социологии, рекреации, спортивной психологии и документации, а с начала 1970-х годов стали проводиться консультации руководителей европейских спортивных организаций. Новой чертой дискуссий и диалога был отказ от общих непререкаемых суждений и бескомпромиссного глобального отрицания. Это побудило специалистов социалистических стран заняться и такими вопросами, которые они раньше не анализировали, хотя это были реальные, насущные проблемы, придававшие притягательную силу несоциалистическим направлениям в международной спортивной жизни.

Синтезированный анализ законов развития социалистической физической культуры можно, по всей вероятности, осуществить лишь с помощью международного рабочего органа, изучающего историю спорта. Однако уже на основе вышесказанного ясно видно, что дилемма, стоящая перед отдельными областями спорта, богата противоречиями. Наблюдаются значительные различия во временном и качественном смысле в отдельных странах и в зависимости от круга задач в том, что касается главного направления развития спорта (школьное физическое воспитание, рекреационная деятельность, подготовка рекордсменов спорта, массовый спорт, научная деятельность). В зависимости от имеющихся условий меняются и методы решения проблем. Несмотря на противоречивость, характеризующую отдельные участки, можно с очевидностью констатировать, что успехи, достигнутые на мировом уровне, зависят не от личности спортсменов или его способностей. Тот факт, что спортсмены Советского Союза и ГДР постоянно занимают передовые позиции, является примером последовательного соблюдения принципов комплексного развития физической культуры. В то же время нельзя создать общей картины состояния физической культуры ни в одной стране, если судить по результатам в отдельных видах спорта, временно отстающим от мирового уровня.

Категория: Физическая культура новейшей эпохи | Просмотров: 254 | Добавил: Valerm96 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Архив записей
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    История спорта © 2013 Создать сайт бесплатно