В Китае
ни неоконфуцианский идеализм, ни тайское
и буддийское течение не отодвинули в
такой степени на задний план общественную
роль физической культуры, как это
произошло в христианской Европе.
После периода,
когда действовали упомянутые ранее
запреты, в эпохи Цинь и Хань вновь начался
расцвет физической культуры. Массовое
восстание «желтых повязок», потрясшее
династию Хань, было подавлено, но
полностью уничтожить завоевание этого
движения не удалось. Члены приведшей к
власти династии Чин (III—V
вв.), стремясь избежать повторения в
будущем подобных восстаний, издали указ
о сдаче оружия. Это «безоружное»
состояние, которое китайские власти
пытались сохранить на протяжении всех
средних веков, способствовало формированию
в среде китайских крестьян, купцов и
мелких дворян своеобразной физической
культуры, в основе которой лежали способы
самообороны. Отчасти сюда уходит корнями
техника чуан-шу — борьбы с тенью с
помощью захватов и ударов с целью
обезоружить голыми руками противника,
а также различные тайные варианты
ударов, наносимых кулаками и ладонью,
в сочетании с ударами ногой. С большими
или меньшими изменениями они составили
систему движений ву-шу, которая впервые
была разработана в VI веке индийским
монахом-миссионером Боддхидхармой. До
совершенства были доведены фехтование
на палках и водные состязания.
Свой след в
физической культуре высших слоев
общества оставили также обычаи
завоевателей-кочевников, например
конные состязания гуннов, тюркских
племен и монголов, тибетские соревнования
по бегу. Почти все народности, занимавшиеся
коневодством, принесли в Китай различные
варианты персидской игры в поло и борьбу
на поясах. От маньчжуров китайцы
заимствовали катание на коньках в его
первоначальном виде, от индийцев —
хатхайогу и многие виды метаигр, от
японцев — игру в мяч с перьями.
Изменение
концепции правящих классов в отношении
физической культуры наиболее наглядно
можно проследить на примере игр с мячом.
В эпоху правления династии Тан (VII—X
вв.) в чу-кюх играли мячом, наполненным
воздухом. Игра шла уже не до одного очка.
В нее играли не все, а только профессиональные
игроки. Профессионалы появились и в
боксе, и в борьбе, и в соревнованиях по
поднятию тяжестей.
В связи с переходом
к методам ведения войны с использованием
тяжелой кавалерии высшие слои общества
усвоили «рыцарские» привычки. Они
отказались от прежних физических
упражнений; более того — стали презирать
тех, кто еще ими занимался. Их интерес
обратился к конным состязаниям, фехтованию
и, главным образом, конному поло.
Эпоха расцвета
конного поло началась в период правления
Тан-Мин-Хуана, который и сам был заядлым
игроком. Летописцы отмечали, что, когда
он гневался на кого-нибудь из своего
окружения, примирить их могла только
игра в поло. В результате возникали
весьма гротескные ситуации. Изнеженные
и разжиревшие мандарины и министры были
вынуждены перебираться из паланкина
на коня, чтобы своей игрой, а точнее,
неловкостью и частыми падениями создавать
у императора хорошее настроение.
Писали, что никто
не смел при этом возразить императору,
который свергал правителей провинций
и не терпел, чтобы ему противоречили. В
конце концов феодалы, заручившись
согласием императрицы, через одного из
придворных, рискнувшего головой, передали
страстному игроку в поло послание, в
котором говорилось:
«1. Подобная
борьба между правителем и его подданными
неприлична, ибо стирает различия в
рангах.
Этот способ
общения с подданными недостоин
императора...
Многочисленные
скачки настолько занимают время
императора, что он не имеет возможности
выполнять свои обязанности ни перед
государством, ни перед императрицей».
«Смелое
послание, — отмечает летописец, —
настолько подействовало на Тан-Мин-Хуана,
что он не только не обезглавил дерзкого
придворного, но и обещал, сильно повздыхав,
что наряду с поло будет уделять больше
внимания общественным делам».
При дворе его
преемников игра приобрела еще большую
популярность. В летописях некоторых
императоров постоянно упрекают в том,
что они при назначениях на важнейшие
посты больше интересовались умением
кандидатов играть в поло, чем их
профессиональной пригодностью.
Вечером площадки
для игры в поло освещались. Вечерние
состязания открывались выступлениями
танцовщиц и акробатов. Как и среди
персидской аристократии, в китайском
обществе эпохи династии Тан поло
захватило и дам. Императоры, ссылаясь
на китайский этикет, долгое время
разрешали им садиться только на мулов.
Однако это ничуть не смущало придворных
амазонок, увлеченных игрой в поло.
В начале эпохи
династии Сун (X—XIII вв.) длинное поло
сменила игра ки-кюх, в которой использовались
более короткие биты. Регулярно, четыре
раза в год, устраивались блестящие
придворные соревнования по этому виду
игры. Играли мячами из эбенового дерева,
размеры площадки определялись в
зависимости от числа участников.
Параллельно с ки-кюх китайский «рыцарь»
по имени Лун-Ван возродил и ввел при
дворе названную его именем китайскую
игру типа гольфа.
Лун-Ван создал
каноны обязательных для различных игр
«рыцарских добродетелей». К их числу
он относил учтивость, честность,
справедливость и скромное поведение.
«Победа не должна приводить к зазнайству,
а поражение — к малодушию», — пишет он
в заключение своего труда.
Экономическая
политика эпохи династии Сун
благоприятствовала расцвету физической
культуры городского населения. В городах
получили распространение не только
различные виды поло, но и игра в мяч с
перьями, атлетика, массовые состязания
по перетягиванию каната и разнообразные
упражнения по балансированию на ходулях
и бамбуковых шестах.
В этот период
упомянутая выше техника «чуан-шу» также
распалась на два течения: «шаолин».
Первое получило свое название по имени
монастыря Шаолин в провинции Хунань,
поддерживавшего традиции Боддхидхармы,
где монахи включили в свою учебную
программу овладение искусством борьбы
без оружия. Система упражнений,
составленная в XVII веке военачальником
Ио Фейем и монахом Чиао Юаном, включала
уже более 150 движений по нанесению ударов
руками и ногами для воздействия на
болевые точки тела противника. Основы
«тай-чи-чуана» разработал в X веке Чан
Сан-фен. Эта система включала в себя не
только силовые приемы, но и способы
психологического воздействия на
противника.
Мистически
настроенные тайские монахи считали,
что различные молитвы имеют больший
вес в глазах богов, если они выражаются
не только словами, но и с помощью бега,
танцев, вращения тела. Под эгидой
государственной буддийской религии
все большее распространение получали
элементы канонов йоги, заимствованные
в Индии.
В эпоху правления
монгольской династии Юан (XIII—XIV вв.) на
первый план вновь вышли различные боевые
упражнения, состязания конников и
лучников. При императорском дворе и в
крупных городах готовилось большое
число борцов в трех весовых категориях,
всегда готовых выступить в соревнованиях
против монгольских гостей.
Династия Мин,
вступившая на престол после изгнания
монголов (XIV—XVII вв.), предоставила
неограниченную власть конфуцианским
чиновникам. Китай освободился от
монгольских завоевателей, но попал в
рабство к собственному
прошлому. Бюрократы-мандарины обратили
традиции против прогресса. Замедление
общественного прогресса отрицательно
сказалось и на развитии физической
культуры. Характерное для конфуцианства
непринятие всего чужеродного сказалось,
в частности, в том, что были забыты
принесенные монголами упражнения в
верховой езде и борьбе, а также получившие
распространение в народной среде способы
самообороны. Интерес стал проявляться
главным образом к изобразительному
искусству и литературе.
В
столь неблагоприятных условиях китайская
физическая культура уже не могла создать
никаких новых систем движений. Если не
считать игры в мяч с перьями и лечебных
упражнений, все остальные виды физической
культуры пришли в упадок. Снизился
уровень испытаний, которым подвергались
воины, в школах прекратилось организованное
обучение физическим упражнениям.
Окончательный
закат физической культуры в средневековом
Китае начался после того, как китайские
феодалы призвали маньчжуров для
подавления
крестьянских восстаний. Новые завоеватели
принесли закон о ношении женщинами
колодок, уродовавших их ноги. Игровые
площадки были обложены большими налогами.
Занятия физическими упражнениями
сохранились лишь в низших слоях общества
и среди национальных меньшинств. |