Согласно
написанной в 712 году до н.э. Хронике
Кожики, обретение японским народом
своей родины началось с соревнования
по «спортивной» борьбе. Прибывшие с юга
на остров Кюсю племена завоевали себе
право поселиться здесь благодаря тому,
что их бог-герой Такемидкадзути поборол
вождя живших там издавна айнов.
Современная
японская историография датирует концом
V века создание в стране первых, по
существу рабовладельческих, государственных
образований, которые в VII веке сменились
феодальным государством, организованным
по китайскому образцу.
К XII веку феодальный строй укрепился.
Из слоя самураев сформировался «институт
японского рыцарства», чьи своеобразные
методы ведения войны, привычки и образ
жизни вплоть до XVII века определяли
систему физических упражнений, носивших
чисто военный характер.
Кодекс поведения самурая (бусидо)
содержал в основном определявшиеся
историческими традициями нормы поведения
и требования физической подготовки —
стрельбу из лука, искусство фехтования
с одним и двумя мечами (кендо), владение
копьем (нагината) и секреты психологического
воздействия на противника.
Одной из привилегий
самураев была борьба сумо. В ней побеждал
тот, кому первому удавалось вытеснить
соперника из круга или прижать его к
земле. Состязанию предшествовали
культовые обряды. Участники, одетые в
епитрахиль с ритуальным поясом, перед
каждой схваткой молились о победе. На
арену сыпали соль, чтобы прогнать под
землю злых духов, а затем, хлопая в
ладоши, привлекали внимание того бога,
в честь которого устраивались соревнования.
Первое публичное состязание по сумо
организовал Акаски Шийануске в 1629 году
в Иедо.
В физической
культуре других правящих классов
сказывалось влияние китайских обычаев
и различных течений буддизма, рано
ставшего государственной религией.
Однако роль заимствованных систем
физических упражнений, танцев и конного
поло менялась в соответствии с
особенностями японского общества.
Наиболее наглядно об этом свидетельствует
пример кемари — японской разновидности
чу-кюх. В VII—VIII веках это была игра,
развивающая ловкость и быстроту. Однако
позднее ее технические элементы потеряли
свое первоначальное значение, растворившись
в церемониях религиозного характера.
Критерии кемари
не знали понятия абсолютной победы.
Цель игры заключалась в том, чтобы в
соответствии с действовавшими правилами
игроки, стоявшие вокруг черешневого
дерева, как можно дольше перекидывали
над деревом друг другу мяч, не роняя его
на землю. Согласно поэтическому эпосу
Вака в 1208 году одна из команд сделала
980, а несколько лет спустя — 2000 таких
передач.
Помимо различных
метаигр — перетягивания каната, серсо,
пятнашек, качелей, хождения на ходулях
— в средневековой Японии особым вниманием
пользовались ритуальные состязания в
фехтовании на палках, стрельбе из лука,
водные соревнования. В школах уже с 1603
года по приказу императора в качестве
обязательного предмета было введено
обучение плаванию.
Большинство
упомянутых видов состязаний можно найти
среди обычаев всех слоев населения.
Помимо йоги и дыхательных упражнений,
ставших элементами религиозных обрядов,
к народной физической культуре в Японии
относилась также вольная охота (придворные
и аристократы охотнее стреляли тупыми
стрелами в привязанных, ограниченных
в движении животных). Пешее поло (гяччо)
и разновидность игры в мяч с перьями
деревянными ракетками считались играми
средних слоев населения.
Возникновение
различных видов борьбы в целях самообороны,
в том числе каратэ, связано с историей
классовых конфликтов.
В XIV веке на
Окинаве, считавшейся центром крестьянских
волнений, с особой жестокостью была
осуществлена «охота с мечом», с помощью
шпионов феодалы установили наблюдение
за кузницами. Немногочисленные отряды
самураев, провоцировавшие безоружных
крестьян, заставили восставших «исчезнуть»
или загнали их в леса. В этой напряженной
обстановке в начале 1360-х годов стали
зарождаться те самые нелегальные «руки
окинавы», «школы в зарослях», в которых
преследуемые осваивали искусство
самозащиты.
Судя по описаниям
протоколов допросов, приемы включали
в себя различные виды ударов руками и
ногами, наносимые в наиболее чувствительные
точки человеческого тела, а также приемы
по обезоруживанию и удушению. Преследуемые
и сотрудничавшие с ними жители
систематически собирались в своих
убежищах. После короткой медитации и
психологического настроя они начинали
носиться вверх и вниз по крутым лесным
тропам. Защищая голову и плечи, они
увертывались от деревьев и сучьев,
сбивая ребром ладони или ударом ноги
сухие сучья. В период отдыха они пальцами
разминали вязкие материалы, чтобы
увеличить силу захвата. В целях развития
выносливости и прыгучести совершали
прыжки с грузом на плечах и настойчиво
отрабатывали попарно элементы ударов
и бросков. Таким образом возникла манера
ведения борьбы каратэ, включавшая в
себя элементы борьбы кунфу, которая
создавала для обреченной на уничтожение
жертвы возможность оказать эффективное
сопротивление даже при нападении
нескольких вооруженных противников. В
результате фанатичных тренировок
воспитанники «школ в зарослях» обычно
выходили победителями из стычек с
небольшими по численности, но наводившими
страх отрядами самураев. Возникновение
искусства самозащиты на Дальнем Востоке
сделало возможным то, что представители
здешних господствующих классов не
носили полных доспехов, подобно
европейским рыцарям, и не были знакомы
с плотным боевым построением конницы.
Однако к
современному каратэ Гичин Фунакоси
(1869—1955) все же пришли не путем народного
искусства самозащиты. Под влиянием
чувствительных ударов по их престижу
самураи в XV столетии также начали изучать
приемы «рук окинавы». Ее комплекс был
включен в число методов секретной
подготовки бусидов. А в текст самурайской
клятвы было введено новое положение о
том, чтобы секреты не передавались
никому, за исключением членов сословия.
Нелегальные народные школы в результате
жестоких преследований к XVI веку полностью
вымерли. В Европе сведения о каратэ
распространились благодаря побывавшим
в Японии португальским морякам как о
каком-то непостижимом самурайско-мистическом
явлении. |