В период
раннего феодализма физическая культура
городских жителей испытывала на себе
воздействие, по сути, тех же факторов,
что и крестьянство. Однако в общих чертах
начиная с X века, по мере укрепления
городов и в ходе усилий по ослаблению
и ликвидации феодальной зависимости,
изменились и условия жизни городского
населения. В XI—XV веках большинство
городов сражалось против феодальной
анархии, сдерживающей развитие
производительных сил, уже в союзе с
центральной властью. В этих условиях
сложились благоприятные возможности
для формирования специфических видов
физических упражнений, и без того
необходимых для обороны города, а также
танцев и игр, сопутствующих буржуазному
образу жизни.
Для
тренировки во владении оружием
образовались организованные общества
стрелков из лука и фехтовальные школы,
сначала в голландских, североитальянских,
английских, французских и немецких
городах, а также в Кракове, Киеве и
Новгороде. По имеющимся данным,
герб первого городского фехтовального
общества был освящен в соборе Гента в
1042 году. А на состязании
лучников, проведенном в 1399 году в Турнуа
союзом фландрских земель, сражавшихся
против герцогства Бургундского, были
представлены уже 30 городов и 16 деревень.
Объединения лучников и фехтовальщиков
действовали на основе уставов, подобных
цеховым. Их членам, по существовавшим
правилам, надлежало в определенные дни
посещать практические занятия, на
которых уполномоченные на то лица —
капитаны — проверяли состояние оружия
и руководили подготовкой. Общеизвестно,
что средневековая борьба и фехтование
— как это отмечалось и в отношении
дворянства — в кругу горожан также не
ограничивались владением холодным
оружием в современном смысле слова.
Однако в случае состязаний спортивного
типа из суммы боевой подготовки на
первый план выступал какой-либо один
вид или обусловленный местными обычаями
стиль единоборства. Так, в испанских
городах предпочтение отдавалось
поединкам с применением холодного
оружия и конной корриде, в Южной Англии
— кулачному бою и борьбе, в Новгороде
— также кулачному бою, в Швейцарии —
стрельбе из лука и борьбе, в городах
Священной Римской империи и Нидерландов
— фехтованию и борьбе. Легенда о
Вильгельме Телле независимо от того,
существовал он или нет, связана с
непобедимыми лучниками — борцами за
свободу нарождающейся городской
буржуазии.
Параллельно
с развитием разделения труда между
цехами обособлялись и необходимые для
соответствующего рода занятий — или
выражающие характер того или иного
профессионального объединения — отрасли
физической подготовки, а также состязания
и танцы.
Г. А. Вит пишет, что солевары Шёнебека
на Эльбе и Галле на реке Зааль, так
называемые галлоры, были виртуозами
гребли, плавания и прыжков в воду. Любимой
формой соревнования среди рыбаков и
корабельщиков по всей Западной Европе
стали схватки лодочников с шестами. В
Ульме, например, они считались критерием
пригодности подростков для участия в
проводившемся раз в два года посвящении
в юноши, в ходе которого отсеивались
слабые и не умевшие плавать.
Соревнованиями руководили «арбитры».
Внутренние
движущие силы
физической культуры городов средневековья
лучше всего можно проиллюстрировать
на обычаях передовых по своему развитию
итальянских городских республик.
Великолепные игры и состязания их
жителей были связаны со свободолюбивыми
устремлениями, которые складывались в
борьбе против феодальных сил, окружавших
города и грозивших их поглотить.
Общественная роль связанных с физической
культурой мероприятий во многом
напоминала их значение в древних
городах-государствах, а весь процесс
их развития знаменовал первые, пробные
шаги сложившегося гораздо позже
буржуазного «спорта».
Похожую на
массовое побоище «эльмору», означавшую,
несомненно, военное учение, уже в XII веке
сменила обставленная заранее определенными
правилами «пунья», которая, как видно
и по названию, также приближалась по
характеру к настоящему бою. Ее описание
известно по Павий- скому кодексу начала
XIV века.
«Всех горожан
разделили на две группы, состоявшие в
свою очередь из отрядов. Как правило,
сражались деревянным оружием все сразу
или по двое. На голову надевали смягчающий
удары шлем (цисту), на лобовой части
которого обозначалось, к какой группе
относится боец. Лицо было защищено
крепкой корзиной из веревок». Победители
получали денежные призы.
В Венеции и других
речных городах проводились схватки
«джуоко дель понте» (игра на мосту) за
символический захват моста. Изображение
бурлящей толпы сражающихся на таком
мосту — любимый сюжет гравюр той эпохи:
на переднем плане гондольеры подбирают
свалившихся в воду, в окнах и на крышах
окружающих домов — многочисленные
«болельщики». В Риме уже в конце XI века
прославились состязания в горах
«тестакко» — продолжение в христианской
форме ритуала плодородия луперкалий.
В них принимали участие и представители
окрестных сел. Из плана такого мероприятия,
относящегося к 1469 году, известно, что
традиционная программа включала четыре
забега, прыжки с шестом в длину, выступления
борцов и гонки различных животных.
Ревностно
культивировались горожанами и остальных
стран Европы соревнования по случаю
праздников весны, завершения сбора
урожая и проводов.
Наиболее раннее упоминание об этом
имеется у монаха Уильяма Фитцстефана,
который в своем «Описании жизни знатных
горожан Лондона» 1175 года посвящает
отдельную главу описанию физических
упражнений лондонской молодежи.
«...Подобает
городу быть не только серьезным и
просторным, но и веселым и полным
развлечений... Каждый год в первый вторник
поста... школьники несут к своему
наставнику бойцовых петухов и до полудня
развлекаются петушиными боями. После
же обеда вся молодежь высыпает на поле
играть в мяч. Ученики каждой школы несут
в руках мячи и биты. Видные и знатные
мужи сопровождают их на конях, дабы
посмотреть игру юношей и порадоваться
их ловкости... Каждую пятницу великого
поста одна за другой выезжают на поле
группы молодых всадников с лучшим
наездником во главе... показывают,
насколько были бы полезны в случае
войны.
На пасху бои идут
на воде. На сваю в середине реки прикрепляют
щит, а потом запускают одну лодку за
другой без гребцов, чтобы течение
выносило их к свае. На носу лодки стоит
юноша, готовый пробить щит копьем. Если
сломает копье о щит и не упадет в воду
— считают, что он добился успеха. Если
же его оружие не ломается... то будет
сброшен в воду, ибо поток несет ладью с
большой силой... На мосту, на берегу и в
домах вдоль реки собирается много
зрителей, у которых такие случаи вызывают
немало смеха.
Все лето юноши
упражняются в прыжках, стрельбе из лука,
танцах, борьбе, метании камней и
пользовании щитом. Девицы же бьют в
ручные барабаны и танцуют, пока не
стемнеет».
В той же хронике
сообщается о первом футбольном матче
между лондонскими студентами и молодыми
ремесленниками. Из этой записи видно,
что борьба и игра еще не отделились друг
от друга. Не были оговорены также границы
поля. И здесь, подобно деревенским
ритуальным игрищам, участие принимали
практически все юноши. Правил почти не
было. Набитый отрубями или соломой мяч
можно было бить и вести ногами, катить
и нести в руках. Цель соревнования
состояла не в том, чтобы забивать голы,
а в доставке мяча за определенную черту.
В городах подобные многолюдные схватки
были сопряжены с большими опасностями,
и не случайно в Лондоне, Нюрнберге,
Париже и других местах довольно рано
были введены запреты, с помощью которых
власти стремились умерить пыл игроков.
На
примере футбола и других видов игр можно
установить, что физическая культура
городов, чья атмосфера пронизана
подавляемыми чувствами, была связана
отнюдь не только с военным делом и
производственной деятельностью.
Получившие широкое распространение
разновидности игры с мячом были особенно
удачны тем, что человек, хотя бы в
воображении, «освобождался» от воплощающих
классовый гнет сословных, церковных и
цеховых оков. Не будет преувеличением
сказать, что средневековая городская
буржуазия в пору своего подъема
символически выражала собственную
независимость и силу не только в храмах,
но и в своих привычках, играх, на
стрельбищах и полях для игры в мяч.
Поединки мастеровых «в рыцарских
доспехах» вопреки точке зрения наших
историков спорта означали не только
подражание дворянским обычаям, но и их
высмеивание. В еще большей мере выражали
протест против классового гнета те виды
игры в мяч, которые приспосабливались
к замкнутым условиям городских площадей
Италии эпохи Возрождения. И здесь целью
состязания было не превосходство по
очкам или голам, а взятие ворот,
символизирующих крепость. То же содержание
прослеживается в связанных с мотивом
взятия крепости играх шведов, русских,
швейцарцев и немцев.
Хроникальные
свидетельства эпохи Просвещения,
проецируя в прошлое городские условия
XVII—XVIII веков, отказывают средневековой
городской буржуазии в стремлении к
гигиене. В действительности же
в большинстве городов XI—XVI веков
регулярно действовали бани,
а в крупных городах — в немалом количестве.
В Париже в 1292 году числилось 26 бань,
полвека спустя в Нюрнберге — 9, Эрфурте
— 10, Вене — 29, Вроцлаве — 12. Красочное
описание дает Поджо Браччоли, сопровождавший
Иоанна XXIII, лишенного в 1417 году папского
престола, в поездке в Баден. По его
записям, здесь действовало 30 роскошных
бань, а для простолюдинов — два открытых
бассейна. После купания посетители
участвовали в приемах и обедах, играли
в мяч, в шахматы, в кости и танцевали.
Средневековые
бани и купальни можно по праву считать
местами близкого светского общения
бюргерства. Более того, вопреки запретам
со стороны властей и церковников часть
бань и примыкающих к ним таверн приобретает
характер публичного дома. Их назначение
даже недвусмысленно обозначено в одном
объявлении в Эрфурте конца XIII века:
«Бани сего города весьма приятны. Если
хочешь помыться и любишь уют, смело
входи в одну из них, тебя любезно примут.
Тебя разотрёт своей ручкой красивая
девушка; разумеется всё это будет
достойно... Если ты устал в бане, тебя
ждёт постель для отдыха. Потом к тебе
подойдёт красивая женщина... и ловко
уложит тебе причёску; кто же её не
поцелует, если есть к тому охота и если,
может быть, и она не будет возражать.
Всё это станет не дороже одного динара.»
Характер
массового увлечения
среди горожан
носили танцы, особенно на масленицу, по
случаю проводов и посвящений в члены
цеха. Их элементы,
развиваясь за счет стилизации движений,
связанных первоначально с трудовыми
процессами, наиболее выразительно
символизировали занятия кузнеца, рыбака,
мясника, каретника и сапожника. В
большинстве городов принимаемым в цех
давали определенное время на подготовку,
чтобы они достойно представляли свой
цех на торжествах и состязаниях. Во
время соревнований стрелков наряду с
традиционными хороводными танцами
пользовались популярностью импровизированные
выступления, в ходе которых демонстрировались
акробатические прыжки. Тут же часто
выступали комедианты, которые изображали
хромых, ковыляющих нищих и, получив
символическую милостыню, развлекали
зрителей виртуозными танцами. В XIV веке
в городах появились первые танцевальные
залы.
Накапливавшиеся
подспудные настроения и в городской
среде зачастую выливались в приступы
танцевальной истерии. Наиболее ранние
упоминания об этом связаны с «аллилуйей»
15 июня 1237 года, когда молодежь из
зажиточных семей Эрфурта неистовой,
дикой толпой с несвязными песнями
направилась из городских ворот по дороге
в Арнштадт, кружась и прыгая до изнеможения.
В других местах жертвами подобных
вспышек массовой истерии становились
участники танцев и прыжков через костер
в день св. Иоанна. Поскольку в средние
века душевнобольные были окружены
страхом и суеверным уважением, к юродивым
в большом количестве примыкали симулянты.
Очевидно, по этой причине в Страсбурге
не раз происходили вспышки танцевальной
истерии, когда расходившихся плясунов
удавалось собрать только в храме святого
Витта, где, несмотря на попытки изгнать
дьявола с помощью молитв и органной
музыки, они продолжали судорожные
телодвижения. Отсюда произошло название
«пляска святого Витта».
Наряду с различными
видами физических упражнений
большую роль играли зародившиеся еще
в древние времена зрелища, в ходе которых
происходили поединки с животными.
Однако по-настоящему с физической
культурой были связаны только бои быков
в Испании и Южной Франции. Искусство
движений тогдашних гидальго-виадоров
еще объединяло конную акробатику
пикадора, разъяряющего быка, с ловкостью
тореадора, что вместе с установленными
правилами поражения быка потрясало
воображение зрителей сочетанием поединка
человека со зверем, конного состязания
и мастерского владения, почти жонглирования,
оружием. Не случайно эти традиции с
небольшими изменениями перенял и
буржуазный спорт нового времени.
|