Среда, 24.04.2013, 08:10
История спорта
Главная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Физическая культура древнего мира [24]
Физическая культура средних веков [22]
Физическая культура перехода от средневековья к новому времени [11]
Физическая культура нового времени [93]
Физическая культура новейшей эпохи [320]
Поиск
Календарь
«  Апрель 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Главная » 2010 » Апрель » 15 » Физические упражнения средневекового сельского населения Европы
10:26
Физические упражнения средневекового сельского населения Европы

Создание в XI—XII веках по всей Европе рыцарских орденов совпало с потерей права вольноотпущенников на ношение оружия. В то же время уже не стало крепостных слуг. Барщина отошла на задний план, постепенно росло значение натурального и денежного оброка. Правовые отношения крестьян в большинстве случаев регулировались нормами, зафиксированными в письменном или устном виде, которые через посредство сельской общины в определенной мере защищали крестьян от помещичьего произвола. Улучшение положения крепостных в XI—XV веках создало относительно благоприятные возможности для формирования специфической крестьянской плебейской физической культуры сельских поселений. Ее содержание, цели и нормы обычаев определялись особенностями феодальных отношений в Европе. Точнее говоря, наряду с географическими и климатическими условиями (на севере — лед и снег, на западе — широкие зеленые поля; в других местах — вода, лес и горы) существовавшие общественные условия определяли то, что и в какой степени может стать народной игрой. Несомненно, в лучшем положении были народы, которые могли сохранить в эпоху феодализма богатый материал движений, характерных для периода родового строя. Однако прочные традиции народных игр могли остаться или сформироваться лишь там, где

а) вследствие устоявшегося натурального хозяйства и сильной взаимозависимости местные правящие слои, обычно составлявшие меньшинство, и крестьянство были связаны тесными патриархальными узами (баски, население французских Арденн, Бретани, Ирландии, Шотландии, Балкан и Кавказа);

б) деревни с помощью населения близлежащих городов сохранили относительную независимость или вследствие других благоприятных возможностей рано ослабили отношения прямой зависимости (Англия, Швейцария, Северная Италия, окрестности французских и немецких городов, Голландия и Скандинавские страны).

Местные нормы обычаев формировали игры сельского населения, включая и традиционные состязания. За их внутренними причинами стояли специфические престижные каноны, с трудом понимаемые сейчас: прежде всего они отражали то, на кого можно рассчитывать в случае нападения на общину. По ранним историческим источникам и этнографическим аналогиям можно констатировать, что в оценочных суждениях сельских жителей играли роль не только старшинство по происхождению и собственности, но и завоеванный в молодые годы с помощью физической силы авторитет. Победитель на скачках— «парень года», «калиф на час», сильнейшие в деревне метатели камней, самые выносливые танцоры, ловкие охотники и борцы получали всеобщее признание и материальные и социальные привилегии. В состязаниях девушек нужно прежде всего видеть мотивы возможного выбора супруга, так как о женщинах судили лишь по их мужьям15.

Однако если отбросить покров самовыражения и конвенционализма, за традициями народной игры и показной удали повсюду скрываются стихийно преследовавшиеся физические упражнения, придававшие силу, воспитывавшие гибкость, скорость и смелость. Но их ни в коем случае нельзя толковать как рациональные, целенаправленные движения в современном понимании. Они тесно связаны с причинными факторами, которые возникают под влиянием естественного процесса развития непосредственных условий жизни. Христианские формальности давались для того, чтобы упорно сохранять прежние боевые, магические и мистические традиции, относящиеся часто еще к периоду великого переселения народов или даже к более раннему периоду. Мероприятия становились регулярными благодаря тому, что повсюду они привязывались к перерывам в сельскохозяйственных работах, к большим религиозным праздникам (троица, вторник перед великим постом, масленица, рождество), ярмаркам, свадьбам. Физические упражнения были самыми различными: они включали в себя главным образом борьбу, метание камней, бег, борьбу с палками, бег на коньках, скачки, танцы, разнообразные игры с битой, чучелами, лаптой. Решающее слово в определении победителей состязаний было за общиной.

Противоречивый внутренний мир средневековой народной физической культуры наиболее ярко отразился в танцевальных движениях и танцевальных конкурсах. В течение X—XI веков из-за присущих им варварских и языческих элементов танцы были вытеснены из церквей и с кладбищ, причем они могли исполняться даже за пределами святых мест только в религиозном духе. Христианская церковь молчаливо открыла дорогу к обычаям, связанным с непреодоленными страстями, стремлением к самовыражению и престижу, определив сроки проведения религиозных праздников в период, когда совершались столетиями складывавшиеся языческие обряды, и официально разрешив танцы во время рождества, крещения и масленицы. Другие же публичные народные хороводы, организуемые по прочим поводам, христианская церковь в XIII веке уже строго запретила. Жестоко преследовались народные танцы и конкурсы в праздник Ивана Купалы — 24 июня, связывавшиеся с преданиями о плодородии и чарах огня. В Венгрии еще в конце XVII века, если выяснялось, что кто-то в день Ивана Купалы прыгал через огонь или танцевал у костра, то это было достаточным поводом для того, чтобы обвинить такого человека в колдовстве и организовать над ним суд.

На основании гравюр Ганса Гольбейна мы можем составить понятие и о гипертрофированном культе танцев, который был обычно спутником войн, эпидемий чумы и других стихийных бедствий. Впервые такое танцевальное безумие имело место в 1233 году в Италии во время «черной смерти»: жители деревень устраивали шествия хлыстов и пытались судорожными, дергающимися танцевальными движениями изгнать эпидемию. Желание избежать земной и загробной безнадежности порождало также специфические, переходящие в состояние экстаза танцы смерти, которыми небольшие группы или близкие родственники умершего одурманивали себя в изолированном помещении.

Вальтер Скотт (1771—1832) в своем историческом романе «Роб Рой» подробно описал «массовый футбол, то есть, игру в мяч на поле». Однако очень трудно определить исторически точно, когда родилась эта игра. В Англии в футбол играли уже в IX веке. Во французских Арденнах и в Пикардии он возник в середине XIII века. В то же самое время независимо от западных стран среди жителей горных деревень Грузии пользовалась большой популярностью игра «лело-бурти», в названии которой также сохранилось выражение «игра в мяч на размеченной площадке» (лело — разграничительная черта, бурти — мяч).

«Массовый футбол» между деревнями уходит своими корнями в языческие обычаи «изгнания дьявола», и в этом смысле футбол вызвал отрицательное отношение к нему со стороны церковного клира. Сложившееся представление о самой игре (в результате некритического восприятия или неприятия вообще монастырских хроник) еще больше было искажено современной публицистикой и превратилось в понятие «массовой драки ради гола», или идиллии «сельского массового спорта». В действительности же в этих играх, имеющих целью «изгнание дьявола», и речи не было ни о запланированных поводах к массовой драке, ни о жажде забивать голы. Сущность связанных с ними обрядов составляла вера в то, что в какой-то определенный день в конце зимы или весной можно избавиться от опасностей, проистекающих от порчи, если эти опасности в рамках соответствующего обряда «запихнут» в кожаный узел (рубец) и вытолкают из деревни. С этой целью в конце масленицы или после церковной службы в вербное воскресенье все жители деревни от мала до велика изгоняли такие «мячи» за пределы деревни. Естественно, там их уже поджидали аналогичным образом мыслящие жители соседней деревни. И целью возникавшей здесь яростной борьбы было как можно дальше отогнать от своих земель зло, олицетворенное в «мяче», еще до того, как он порвется. Личную активность участников вызывало представление, что тот, кто нанесет наибольший вред «мячу», более всего будет избавлен от бед и болезней. В ряде случаев аналогичным образом изгоняли и голову убитого врага или преступника, если их подозревали в порче. В противоположность массовой игре в футбол, связанной с суеверием западноевропейцев, модная в долинах Кавказа игра лело-бурти скорее всего получила происхождение от смягченного варианта захвата трофеев. Борьба команд всадников, составленных из жителей отдельных деревень, уже в XIV веке велась не за живое животное, а за наполненную сеном и приблизительно имеющую форму мяча шкуру барана или козы, которую нужно было перенести за обозначенную разграничительного линию своего поселения. Площадка для игры в зависимости от размера ущелья, разделяющего деревни, могла быть 2—3 километра шириной и 10 километров длиной.

Игра, похожая на русскую лапту, пришла из Индии через Ближний Восток посредством торговли и ее спутников. Кроме того, ее привезли переселявшиеся в направлении Европы группы индийских племен. В Европе эта игра распространилась главным образом среди сельских жителей, ее полюбили также учащиеся и цеховые подмастерья. Эта игра основывалась на том принципе, что поданные мячи отбивал начинающий игрок; его партнеры, используя время полета мяча, пробегали опасные зоны между «домами». Очки получали в зависимости от числа пойманных мячей, с которыми игроки возвращались «домой».

По этой упрощенной модели можно легко составить представление об образе жизни бродячих торговцев, цеховых подмастерьев, тех слоев населения, которые не могли врасти в иерархию европейского феодализма и бродяжничали. Основные элементы этих игр обогащались местными приемами, складывались в зависимости от страны или народа в новые разновидности меты. Так образовались раундерс, крикет и крокет, попавшие в Англию, как это видно и по названию, из Франции и Нидерландов. Финская, немецкая, польская, венгерская, русская, сербская разновидности меты — с «коном», «кругом», длинным полем — разделились уже в эпоху Возрождения. Свою роль и значение они сохраняли до тех пор, пока этого требовали общественные запросы соответствующих слоев населения либо пока сложившиеся традиции не были оттеснены на задний план современными спортивными играми.

Получившие всеобщее распространение в западноевропейских деревнях обычаи борьбы и поединков на палках приобрели большое значение после того, как крестьянам было запрещено ношение оружия. Во всех разработках темы Робина Гуда и других народных легендах Англии неизменно присутствует образ героя, владеющего приемами борьбы с применением посоха. Память об излюбленных по всей Европе состязаниях сельских борцов сохраняется главным образом в народных сказках и преданиях. Особого внимания заслуживают скандинавские и румынские собрания фольклора, по которым можно установить даже технические и тактические элементы. Специфические стилевые особенности борьбы сложились в Исландии, английском Корнуэлле, Швейцарии, на Канарских островах, на Кавказе и — через турецких завоевателей — на Балканах. До наших дней сохраняются в изначальном виде исландская борьба глима, швейцарская — швинген, турецкая — пеливан, армянская — кох, грузинская — чидаоба, азербайджанская — гулеш. Победителя в швинген и сейчас ждет традиционный приз — крупный бычок.

Наряду с борьбой наибольшее распространение на территории Священной Римской империи получили конные соревнования, состязания в прыжках, беге, метании, игры с продвижением соперников по круговой или спиральной дистанции. В Фредерслохе (Золинген) с XII века до 1874 года ежегодно проводились конные соревнования, победитель которых отмечался венком. Большой популярностью пользовались среди скандинавских крестьян лыжи, в Нидерландах — ходули и коньки, в Ирландии и Шотландии наряду с бросанием жерди — метание молота, в стране басков — пелота, в Швейцарии и балканских селах — метание камня. Излюбленная по всей Европе охота была для крестьян не только полезным развлечением, но и занятием, на котором их интересы сталкивались с господскими. По установившемуся обычаю мелкая добыча принадлежала крестьянам, крупная — дворянам.

Армянские праздники навасард и вардавар, схожие с древними олимпиадами и связанные с религиозными ритуалами, превратились в периодические крупные по масштабам народные игры. В Венеции в качестве народных состязаний стали практиковаться регаты. Один из важнейших провозвестников современных видов спорта — скачки — также связан с физической культурой горожан и крестьянства эпохи расцвета феодализма. По заслуживающим доверия данным, начиная с 1161 года перед городскими воротами Лондона, на рыночной площади Смитфильд, регулярно проводились с участием крестьян конные соревнования: скачки и преодоление препятствий.

Несмотря на формирование своеобразных черт и особенностей, народная физическая культура средневековья не составляла замкнутой системы. Сословные различия и обычаи феодализма проникали и в мир детских игр, хранящий традиции прошлого. На это указывают игры с салками, где водящего выбирали с помощью считалки «император — король — епископ — дворянин — горожанин — крестьянин — гусляр — нищий». Игры «взятие крепости», «король, дай солдата», «третий лишний» напоминают об обычаях взимания пошлины на мосту, границе владения и т. п., а игры с «всадниками», взятием «пленных» и «выкупа» — об обычаях рыцарства.

Категория: Физическая культура средних веков | Просмотров: 433 | Добавил: Valerm96 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Архив записей
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    История спорта © 2013 Создать сайт бесплатно