Создание
в XI—XII
веках по всей Европе рыцарских орденов
совпало с потерей права вольноотпущенников
на ношение оружия. В то же время уже не
стало крепостных слуг. Барщина отошла
на задний план, постепенно росло значение
натурального и денежного оброка. Правовые
отношения крестьян в большинстве случаев
регулировались нормами, зафиксированными
в письменном или устном виде, которые
через посредство сельской общины в
определенной мере защищали крестьян
от помещичьего произвола.
Улучшение положения крепостных в XI—XV
веках создало относительно благоприятные
возможности для формирования специфической
крестьянской плебейской физической
культуры сельских поселений.
Ее содержание, цели и нормы обычаев
определялись особенностями феодальных
отношений в Европе. Точнее говоря,
наряду с географическими и климатическими
условиями
(на севере — лед и снег, на западе —
широкие зеленые поля; в других местах
— вода, лес и горы)
существовавшие общественные условия
определяли то, что и в какой степени
может стать народной игрой.
Несомненно, в лучшем положении были
народы, которые могли сохранить в эпоху
феодализма богатый материал движений,
характерных для периода родового строя.
Однако прочные традиции народных игр
могли остаться или сформироваться лишь
там, где
а)
вследствие устоявшегося натурального
хозяйства и сильной взаимозависимости
местные правящие слои, обычно составлявшие
меньшинство, и крестьянство были связаны
тесными патриархальными узами (баски,
население французских Арденн, Бретани,
Ирландии, Шотландии, Балкан и Кавказа);
б)
деревни с помощью населения близлежащих
городов сохранили относительную
независимость или вследствие других
благоприятных возможностей рано ослабили
отношения прямой зависимости (Англия,
Швейцария, Северная Италия, окрестности
французских и немецких городов, Голландия
и Скандинавские страны).
Местные
нормы обычаев формировали игры сельского
населения, включая и традиционные
состязания. За их внутренними причинами
стояли специфические престижные каноны,
с трудом понимаемые сейчас: прежде всего
они отражали то, на кого можно рассчитывать
в случае нападения на общину. По ранним
историческим источникам и этнографическим
аналогиям можно констатировать, что в
оценочных суждениях сельских жителей
играли роль не только старшинство по
происхождению и собственности, но и
завоеванный в молодые годы с помощью
физической силы авторитет. Победитель
на скачках— «парень года», «калиф на
час», сильнейшие в деревне метатели
камней, самые выносливые танцоры, ловкие
охотники и борцы получали всеобщее
признание и материальные и социальные
привилегии. В состязаниях девушек нужно
прежде всего видеть мотивы возможного
выбора супруга, так как о женщинах судили
лишь по их мужьям15.
Однако
если отбросить покров самовыражения и
конвенционализма,
за традициями народной игры и показной
удали повсюду скрываются стихийно
преследовавшиеся физические упражнения,
придававшие силу, воспитывавшие гибкость,
скорость и смелость.
Но их ни в коем случае нельзя толковать
как рациональные, целенаправленные
движения в современном понимании. Они
тесно связаны с причинными факторами,
которые возникают под влиянием
естественного процесса развития
непосредственных условий жизни.
Христианские формальности давались
для того, чтобы упорно сохранять прежние
боевые, магические и мистические
традиции, относящиеся часто еще к периоду
великого переселения народов или даже
к более раннему периоду. Мероприятия
становились регулярными благодаря
тому, что повсюду они привязывались к
перерывам в сельскохозяйственных
работах, к большим религиозным праздникам
(троица, вторник перед великим постом,
масленица, рождество), ярмаркам, свадьбам.
Физические упражнения были самыми
различными: они включали в себя главным
образом борьбу, метание камней, бег,
борьбу с палками, бег на коньках, скачки,
танцы, разнообразные игры с битой,
чучелами, лаптой.
Решающее слово в определении победителей
состязаний было за общиной.
Противоречивый
внутренний мир средневековой народной
физической культуры наиболее ярко
отразился в танцевальных движениях и
танцевальных конкурсах.
В течение X—XI веков из-за присущих им
варварских и языческих элементов танцы
были вытеснены из церквей и с кладбищ,
причем они могли исполняться даже за
пределами святых мест только в религиозном
духе. Христианская церковь молчаливо
открыла дорогу к обычаям, связанным с
непреодоленными страстями, стремлением
к самовыражению и престижу, определив
сроки проведения религиозных праздников
в период, когда совершались столетиями
складывавшиеся языческие обряды, и
официально разрешив танцы во время
рождества, крещения и масленицы. Другие
же публичные народные хороводы,
организуемые по прочим поводам,
христианская церковь в XIII веке уже
строго запретила. Жестоко преследовались
народные танцы и конкурсы в праздник
Ивана Купалы — 24 июня, связывавшиеся с
преданиями о плодородии и чарах огня.
В Венгрии еще в конце XVII века, если
выяснялось, что кто-то в день Ивана
Купалы прыгал через огонь или танцевал
у костра, то это было достаточным поводом
для
того, чтобы
обвинить такого человека в колдовстве
и организовать над ним
суд.
На
основании гравюр Ганса Гольбейна мы
можем составить
понятие и о
гипертрофированном культе танцев,
который был обычно спутником
войн, эпидемий
чумы и других стихийных бедствий. Впервые
такое танцевальное безумие имело место
в 1233 году в Италии во время «черной
смерти»: жители деревень устраивали
шествия хлыстов и пытались судорожными,
дергающимися танцевальными движениями
изгнать эпидемию. Желание избежать
земной и загробной безнадежности
порождало также специфические, переходящие
в состояние экстаза танцы смерти,
которыми небольшие группы или близкие
родственники умершего одурманивали
себя в изолированном помещении.
Вальтер
Скотт (1771—1832) в своем историческом
романе «Роб Рой» подробно описал
«массовый футбол, то есть, игру в мяч на
поле». Однако очень трудно определить
исторически точно, когда родилась эта
игра. В Англии в футбол играли уже в IX
веке. Во французских Арденнах и в Пикардии
он возник в середине XIII века. В то же
самое время независимо от западных
стран среди жителей горных деревень
Грузии пользовалась большой популярностью
игра «лело-бурти», в названии которой
также сохранилось выражение «игра в
мяч на размеченной площадке» (лело —
разграничительная черта, бурти — мяч).
«Массовый
футбол» между деревнями уходит своими
корнями в языческие обычаи «изгнания
дьявола», и в этом смысле футбол вызвал
отрицательное отношение к нему со
стороны церковного клира. Сложившееся
представление о самой игре (в результате
некритического восприятия или неприятия
вообще монастырских хроник) еще больше
было искажено современной публицистикой
и превратилось в понятие «массовой
драки ради гола», или идиллии «сельского
массового спорта». В действительности
же в этих играх, имеющих целью «изгнание
дьявола», и речи не было ни о запланированных
поводах к массовой драке, ни о жажде
забивать голы. Сущность связанных с
ними обрядов составляла вера в то, что
в какой-то определенный день в конце
зимы или весной можно избавиться от
опасностей, проистекающих от порчи,
если эти опасности в рамках соответствующего
обряда «запихнут» в кожаный узел (рубец)
и вытолкают из деревни. С этой целью в
конце масленицы или после церковной
службы в вербное воскресенье все жители
деревни от мала до велика изгоняли такие
«мячи» за пределы деревни. Естественно,
там их уже поджидали аналогичным образом
мыслящие жители соседней деревни. И
целью возникавшей здесь яростной борьбы
было как можно дальше отогнать от своих
земель зло, олицетворенное в «мяче»,
еще до того, как он порвется. Личную
активность участников вызывало
представление, что тот, кто нанесет
наибольший вред «мячу», более всего
будет избавлен от бед и болезней. В ряде
случаев аналогичным образом изгоняли
и голову убитого врага или преступника,
если их подозревали в порче. В
противоположность массовой игре в
футбол, связанной с суеверием
западноевропейцев, модная в долинах
Кавказа игра лело-бурти скорее всего
получила происхождение от смягченного
варианта захвата трофеев. Борьба команд
всадников, составленных из жителей
отдельных деревень, уже в XIV веке велась
не за живое животное, а за наполненную
сеном и приблизительно имеющую форму
мяча шкуру барана или козы, которую
нужно было перенести за обозначенную
разграничительного линию своего
поселения. Площадка для игры в зависимости
от размера ущелья, разделяющего деревни,
могла быть 2—3 километра шириной и 10
километров длиной.
Игра,
похожая на русскую лапту, пришла из
Индии через Ближний Восток посредством
торговли и ее спутников. Кроме того, ее
привезли переселявшиеся в направлении
Европы группы индийских племен. В
Европе эта игра распространилась главным
образом среди сельских жителей, ее
полюбили также учащиеся и цеховые
подмастерья. Эта игра основывалась на
том принципе, что поданные мячи отбивал
начинающий игрок; его партнеры, используя
время полета мяча, пробегали опасные
зоны между «домами». Очки получали в
зависимости от числа пойманных мячей,
с которыми игроки возвращались «домой».
По этой
упрощенной модели можно легко составить
представление об образе жизни бродячих
торговцев, цеховых подмастерьев, тех
слоев населения, которые не могли врасти
в иерархию европейского феодализма и
бродяжничали. Основные элементы этих
игр обогащались местными приемами,
складывались в зависимости от страны
или народа в новые разновидности меты.
Так образовались раундерс, крикет и
крокет, попавшие в Англию, как это видно
и по названию, из Франции и Нидерландов.
Финская, немецкая, польская, венгерская,
русская, сербская разновидности меты
— с «коном», «кругом», длинным полем —
разделились уже в эпоху Возрождения.
Свою роль и значение они сохраняли до
тех пор, пока этого требовали общественные
запросы соответствующих слоев населения
либо пока сложившиеся традиции не были
оттеснены на задний план современными
спортивными играми.
Получившие
всеобщее распространение в западноевропейских
деревнях обычаи борьбы и поединков на
палках приобрели большое значение после
того,
как крестьянам было запрещено ношение
оружия.
Во всех разработках темы Робина Гуда и
других народных легендах Англии неизменно
присутствует образ героя, владеющего
приемами борьбы с применением посоха.
Память об излюбленных по всей Европе
состязаниях сельских борцов сохраняется
главным образом в народных сказках и
преданиях. Особого внимания заслуживают
скандинавские и румынские собрания
фольклора, по которым можно установить
даже технические и тактические элементы.
Специфические стилевые особенности
борьбы сложились в Исландии, английском
Корнуэлле, Швейцарии, на Канарских
островах, на Кавказе и — через турецких
завоевателей — на Балканах. До наших
дней сохраняются в изначальном виде
исландская борьба глима, швейцарская
— швинген, турецкая — пеливан, армянская
— кох, грузинская — чидаоба, азербайджанская
— гулеш. Победителя в швинген и сейчас
ждет традиционный приз — крупный бычок.
Наряду
с борьбой наибольшее распространение
на территории Священной Римской империи
получили конные соревнования, состязания
в прыжках, беге, метании, игры с продвижением
соперников по круговой или спиральной
дистанции.
В Фредерслохе (Золинген) с XII века до
1874 года ежегодно проводились конные
соревнования, победитель которых
отмечался венком. Большой популярностью
пользовались среди скандинавских
крестьян лыжи, в Нидерландах — ходули
и коньки, в Ирландии и Шотландии наряду
с бросанием жерди — метание молота, в
стране басков — пелота, в Швейцарии и
балканских селах — метание камня.
Излюбленная по всей Европе охота была
для крестьян не только полезным
развлечением, но и занятием, на котором
их интересы сталкивались с господскими.
По установившемуся обычаю мелкая добыча
принадлежала крестьянам, крупная —
дворянам.
Армянские
праздники навасард и вардавар, схожие
с древними олимпиадами и связанные с
религиозными ритуалами, превратились
в периодические крупные по масштабам
народные игры. В Венеции в качестве
народных состязаний стали практиковаться
регаты. Один из важнейших провозвестников
современных видов спорта — скачки —
также связан с физической культурой
горожан и крестьянства эпохи расцвета
феодализма. По заслуживающим доверия
данным, начиная с 1161 года перед городскими
воротами Лондона, на рыночной площади
Смитфильд, регулярно проводились с
участием крестьян конные соревнования:
скачки и преодоление препятствий.
Несмотря
на формирование своеобразных черт и
особенностей, народная физическая
культура средневековья не составляла
замкнутой системы. Сословные различия
и обычаи феодализма проникали и в мир
детских игр, хранящий традиции прошлого.
На это указывают игры с салками, где
водящего выбирали с помощью считалки
«император — король — епископ — дворянин
— горожанин — крестьянин — гусляр —
нищий». Игры «взятие крепости», «король,
дай солдата», «третий лишний» напоминают
об обычаях взимания пошлины на мосту,
границе владения и т. п., а игры с
«всадниками», взятием «пленных» и
«выкупа» — об обычаях рыцарства. |