В
конце II тысячелетия до н. э. к западу от
государств Ближнего Востока с
деспотическими режимами, в районе
Эгейского моря, начала развиваться
физическая культура общества, совершенно
отличного от указанных государств.
На
Востоке, на огромных многонаселенных
равнинах Междуречья, естественные
условия вызывали необходимость
совместного труда, в централизованном
порядке организованного и управляемого.
В Греции же населяющие закрытые грядами
гор долины и труднодоступные острова
небольшие независимые общины
самостоятельно, в полной мере используя
индивидуальные способности каждого
члена, боролись за свое существование
и благополучие. Культура Междуречья
отражала мир привязанных к земле
крестьян, деспотических царей и твердо
придерживающихся древних традиций
священнослужителей. Духовный мир Греции
стимулировал смелые начинания,
исследование неизвестного, развитие
умственных и физических способностей
человека. Общественным идеалом на
Востоке было постоянство, покорность
и услужливость, а у греков — независимость,
свобода, стремление к высшим достижениям
во всех областях жизни. Такой образ
жизни, получивший развитие из антропоморфной
мифологии, привел к признанию общественной
саморегулирующей роли физической
культуры, которое вплоть до наших дней
является источником развития физического
воспитания, спорта и танцевального
искусства.
Насколько
нам известно в настоящее время, греческие
племена заняли южную часть Балканского
полуострова и окружающих его островов
в начале II тысячелетия до н. э.. В этот
период в Кносе на острове Крит процветала
физическая культура, аналогичная
древневосточной. С укреплением
экономических и политических позиций
рабовладельческой аристократии,
сформировавшейся в течение предыдущих
столетий, прежние общие турниры в честь
посвящения в звание (с участием нескольких
родовых общин) все больше приобретали
спортивно-зрелищный характер национальных
праздников. Судя по одеянию, их участники
были прежде всего представителями
местного правящего класса. Однако
турниры аристократов были не только
публичным выступлением, но вместе с тем
и демонстрацией контроля, силы, ловкости
и смелости, с помощью которых они выражали
свое превосходство над простым народом.
Степень трудности образцов движений,
изображенных древними художниками
(сваливание быка на землю, подставив
подножку, ритмика движений борцов и
танцев воинов, уверенный ритм кувыркания
через голову, исполнявшегося кносскими
девушками на спине быка), единодушно
свидетельствует о том, что исполнявшие
эти упражнения проходили тщательную
специальную тренировку. На турнирах,
составлявших акробатическую часть
безудержных обрядов, совершавшихся
ради получения хорошего урожая,
фигурировали такие элементы стиля
ритуальных танцев, борьбы, бега с оружием,
метания копья, состязания на колесницах
и кулачного боя, с законченными формами
которых мы встретимся в рамках поздней
греческой агоностики.
Простиравшийся
к северу от Крита греческий полуостров
оказался под властью ахейцев и родственных
им племен. После слияния групп ахейских
и эгейских народов родились известные
в качестве элементов микенской культуры
достижения в области архитектуры,
искусства и физического воспитания,
опиравшиеся на первоначальные
рабовладельческие формации. Возникший
в основном под влиянием критской культуры
новый центр развития достиг своего
расцвета в XVI—XIV вв. до н. э. В хронологическом
отношении этот период означает
заключительный этап развития эгейской
культуры и вместе с тем начало исторического
формирования греческой нации.
Однако
в XIII в. до н. э. Балканский полуостров и
Малую Азию захлестнула новая волна
воинственных племен, пришедших из
Европы. Это вторжение решило судьбу
единовластия ахейского Пелопоннеса и
микенской культуры. Застрявшие на уровне
племенного развития орды пришельцев
уничтожили большинство коренного
населения. После них остались разбитые
статуи и сожженные здания, а от некогда
процветавшей физической культуры —
лишь росписи на стенах и вазах, относящиеся
к гомеровскому периоду. Не случайно,
что археологические раскопки, относящиеся
к этому периоду, названному «гомеровским»
по имени нереального ахейского менестреля,
желавшего с помощью созданного им
героического эпоса «Троянские сказания»
предать забвению длившееся почти три
века потрясение, свидетельствуют об
упадке экономической деятельности и
культурной жизни. Перестали даже
изображать мифические древние олимпиады.
Однако с конца X века, когда завершилось
заселение опустошенных и обезлюдевших
территорий дорийцами, начался этап
нового расцвета. После установления
мира развитие экономической жизни и
торговли ускорило классовое расслоение
и оживление рабовладения. На месте
поселений различных племен и остатках
прежних поселений началось создание
греческих городов-государств (полисов),
которые являлись также культурными
центрами находящихся под их господством
территорий. |