Возрождавшийся
на рубеже двух веков в международных
масштабах олимпизм стал выражением
интеграции в рамках физической культуры,
превращения современного спорта,
основанного на стремлении к высоким
результатам, в космополитическое мировое
явление и означал также прорыв фронта
в том, что касается оценки роли спорта
в обществе.
Идеалы олимпизма невозможно было создать
на основе буржуазной философии второй
половины XIX века, поскольку либо система
спортивных ценностей не вписывалась
во всеобъемлющие работы ее представителей,
либо вся спортивная деятельность
получала в них довольно одностороннее,
более того — гротескное, освещение.
Наиболее
выразительный пример крайности второго
рода — изданная в 1904 году работа Торстейна
Веблена «Теория праздного класса»,
автор которой определяет спорт как
атавистический, уродливый социальный
нарост, оставшийся от варварского
периода развития человечества. Им
занимаются «праздные классы» (аристократы,
снобы и деклассированные элементы),
которые стремятся выместить в спорте
обиды, нанесенные их престижу. Для
индустриальных классов (буржуазия и
пролетариат) и вообще с точки зрения
промышленности спорт — никчемное
занятие. В то же время Герберт Спенсер
(1820—1903) и его последователи провозглашали
со своей стороны, что секрет успеха и
благополучия кроется в физической силе
и спортивной тренированности: «Первым
условием успеха в жизни является грубое
животное существование, а быть нацией
здоровых животных — значит достичь
национального благосостояния. Не только
исход войны зависит зачастую от силы и
стойкости солдата, но и экономическая
конкуренция также в большинстве случаев
решается физической стойкостью
производителей».
Из
идеологии олимпийского движения
необходимо было исключить национальную
ограниченность не только теории
гимнастики, но и учений о пользе. В
результате идеологи олимпизма пришли
к тотальной концепции человека
французского просвещения и классической
немецкой философии, а в трактовке его
действий — к идеям иллюминизма. В
концепции Канта и Гегеля наблюдался
подход к культуре как свободной
деятельности человека — единственно
ответственного существа с точки зрения
разума и морали. Возникшее в результате
многократного развертывания способностей,
морального воспитания и развития разума
личности противоречие между «социальным»
и «культурным» бытием человека стало
неустранимым. «Спортивно-философской»
заслугой Кубертена и Лорье было
«открытие», согласно которому творческое
занятие культурной деятельностью не
является чисто моральным занятием.
Физическая культура также играет
значительную роль в развитии людей
обоего пола. На этой основе сложилась
эклектическая идеология олимпизма,
толковавшая общественный прогресс как
движение к гуманизму, но выводившая его
из воздействия на разум человека,
воспитания, способности к инициативе
стоящих над обществом элитарных групп,
на которые ложатся эти задачи.
Кубертен
и Лорье — по-видимому, под влиянием
кантианства — признали, что по своему
характеру спорт — средство, с помощью
которого «можно вызвать как самые
благородные, так и самые низменные
страсти... и которое в одинаковой мере
может служить и укреплению мира, и
подготовке к войне. Кубертен ясно
представлял себе ограниченность
соревновательного спорта, а также
возможность злоупотребления его
влиянием. Поэтому
в интересах международного развития
спортивного движения он хотел увязать
его со стремлением внушить миру
гуманистические идеи всеобщего характера,
преодолеть сословные, национальные и
расовые ограничения, международные
противоречия.
Однако в общественных отношениях
тогдашней эпохи главными, господствующими
были как раз обратные тенденции. Для
разрешения возникшей таким образом
дилеммы была разработана система
самоизбрания состава МОК, с помощью
которой Кубертен хотел стать выше
международных конфликтов и противоречий,
порожденных столкновением различных
интересов. Однако
развиваться на деле олимпийское движение
могло только при помощи «влиятельных»
лиц, обладающих относительно крупной
собственностью и весом в обществе и
способных организовать, а в отдельных
случаях и финансировать олимпийское
движение на местах. Кубертену
и его сторонникам удалось создать базис
олимпийского движения из просвещенных
аристократов, независимых в практическом
решении хозяйственных и политических
вопросов. Однако этот «классовый тыл»
с самого начала создал условия, делавшие
невозможным осуждение причин социального
неравенства между спортсменами,
ликвидацию социальных предрассудков
в отношении женщин, выступление с
разоблачением захватнических войн и
милитаризма.
Кубертен
толковал внутреннюю эстетическую и
этическую сущность спортивной жизни
под знаком олимпизма на основе
представлений иллюминизма о гуманности
и в тесной связи с упомянутыми
обстоятельствами. В результате он пришел
к определению, согласно которому
олимпийская идея — не что иное, как
«радость от тренировки, культуры и
красоты мускулов, труд во имя семьи и
общества, вернее, неразрывное единство
всех этих элементов...».
Одновременно Кубертен заявлял, что
гуманизм как таковой может быть воплощен
только в конкретных результатах, будучи
плодом усилий и творчества мыслителей,
художников, изобретателей, историков,
законодателей, педагогов и спортсменов.
Гуманизм как форма проявления нетипичных
человеческих качеств не может не
покровительствовать в международных
масштабах
спортивной деятельности,
обеспечивающей физическую тренированность
разносторонне развитого человека.
Однако, по мнению Кубертена,
способствовать «развитию дружеских
спортивных контактов между народами»
могут только неангажированные, не
испытывающие влияния материальных
факторов спортсмены-любители.
Он полагал, что гуманизм такого рода,
будучи гарантией морального развития
индивида, делает реальной возможности
сравнения спортивных результатов на
основе принципов олимпизма. В то же
время он определяет и цель исторического
развития спорта и функционально связывает
спортивную жизнь с деятельностью в
других общественных сферах, где идет
борьба за осуществление идеалов
гуманизма. В выборе Кубертеном «основной
модели» достижения этой цели важную
роль играло его восхищение Древней
Элладой, поскольку в физической культуре
греческих городов-государств Кубертен
надеялся найти оптимальные условия для
формирования разносторонней личности.
Исходя из этого, он пришел к выводу о
возможности использовать в XIX веке опыт,
накопленный человечеством в древности,
распространив его на весь мир.
Кубертеновская
концепция олимпизма, несмотря на ее
противоречивость и идеализм, явилась
такой системой идей, которая послужила
приемлемым исходным идеологическим
пунктом для организации мирного
спортивного соревнования и сближения
народов, живущих в разных концах земли.
«Согласно
нашему пониманию, — отмечал Кубертен,
— интернационализм — это сплав взаимного
уважения наций и чувства благородной
радости, охватывающего атлета, когда
он видит, что в результате приложенных
им усилий флаг его родины поднимается
на флагшток». Потребность в упорядоченном
измерении в международном масштабе
соотношения сил в области физической
культуры, основной идеал олимпийского
движения, распространение в мире
физкультурных достижений и внутренняя
логика борьбы против физической
деградации волей-неволей превратили
деятельность МОК в базу движения за
мир. Именно проблема сохранения мира,
объективно взаимосвязанная с олимпийским
движением, привела МОК к установлению
контактов с различными прогрессивными
движениями, в том числе с социалистическими
физкультурными организациями.
В конце
XIX — начале XX в., когда олимпийское
движение еще лишь пускало корни,
сторонники мира вели авангардные бои
с силами войны, пытаясь предупредить
надвигавшуюся мировую катастрофу. В
основе пацифистской концепции тогдашнего
движения за мир, влияние которой ощущалось
и в деятельности партий II Интернационала,
лежала идея о том, что развитие общества
неумолимо идет к ликвидации всяких
противоречий. Исходя из этого тезиса,
верили, что различные объединения,
способствовавшие установлению культурных
и правовых связей и использовавшие
завоевания цивилизации, с помощью
кампаний и мирных демонстраций способны
отдалять военные конфликты до тех пор,
пока развитие общества само собой не
разрешит их. В этом смысле с точки зрения
пацифистской идеологии олимпийское
движение — в силу его идейной близости
к ней и будучи институтом, включающим
в себя самые широкие общественные круги,
— изначально считалось миротворческой
организацией. Вместе с тем ни пацифизм,
ни тогдашнее международное рабочее
движение активно не использовали
возможности, заложенные в идее олимпийского
мира.
Другое
дело, что тогдашняя социальная база
МОК, противоречивость олимпийского
движения затрудняли формирование верных
представлений, вытекающих
из идейной базы олимпизма современной
эпохи. Большинство руководителей
движения твердо верили в призвание
спорта, физического и всякого другого
воспитания решать общественные проблемы
и, естественно, в гуманистическую роль
олимпизма как глашатая мира. Однако
тогда еще не понимали, что ни один
общественный институт не может с помощью
лишь правила самопополнения при
формировании своих органов обеспечить
себе независимость от правящих кругов
различных держав.
За исключением самого Кубертена, видимо,
никто из членов—учредителей МОК не
пришел к пониманию той истины, что
двигать вперед политику в области
спорта, по существу, возможно только в
союзе с силами, начертавшими на своем
знамени лозунги борьбы за прогресс,
национальную независимость и решение
социальных проблем.
Поиски
путей в рамках замкнутой системы идей
иллюминизма не стали гарантией от
влияния на олимпийское движение
противоречий между различными странами,
затрагивавших и область спорта.
Существовавшие в первые десятилетия
противоречивые правила проведения
соревнований, система их организации
и судейства, оставлявшая возможность
для пристрастности, относительный
характер права представительства —
каждый из этих моментов сам по себе
означал серьезную угрозу для принципов
олимпизма, не говоря уже о всплесках
национализма в различных странах,
материальных и рекламных выгодах,
которые связывали с проведением олимпиад
устроители Всемирных выставок.
Нереальные
концепции и слабости международного
движения за мир, его ограниченные связи
с олимпизмом сделали возможным
злоупотребление олимпийской идеей со
стороны идеологов-ретроградов физической
культуры.
Наиболее типичный пример такого
злоупотребления — дискуссия в Германском
имперском собрании 14 февраля 1914 года.
Многие депутаты заявляли, что Олимпийские
игры в Берлине в 1916 году следует провести
таким образом, чтобы они символизировали
в глазах всех народов мира силу и
организационные способности германской
империи. Подобные требования одновременно
появились и на страницах печати.
Нет
ничего удивительного, что именно
тогдашнее толкование понятия олимпийского
любительства вынудило пионеров
международного рабочего движения
организовать независимо от олимпийского
движения самостоятельные встречи
спортсменов-рабочих. |