В конце
XIX века появились
новые потребности в сфере физической
культуры:
Сам
по себе
материал гимнастических упражнений
все менее отвечал изменившимся
двигательным потребностям, связанным
с трудовыми процессами и боевой
подготовкой.
Организация труда в условиях машинной
индустрии, технология производства,
обслуживание усложняющегося машинного
парка требовали формирования человеческого
типа, располагающего разносторонними
физическими способностями, ловкого,
находчивого, с быстрыми и уверенными
движениями. Наряду с изменением темпа
и интенсивности труда, повышением
физических усилий возникла потребность
и в высокой точности и ловкости, быстроте
реакции и соревновательности. Со своей
стороны тактика боя, основанная на
совершенствовании видов оружия,
требовала гораздо большей маневренности,
чем войны предшествующих времен.
Застывший
порядок гимнастических замечаний,
педантичные нормы, принятые в
спортобществах, все меньше удовлетворяли
эмоциональные потребности нового
образа жизни в досуге и развлечении.
Они не давали также возможности
непосредственно сравнивать достижения
в физической культуре. Хотя в
подготовительных упражнениях в
спортивных союзах и танцевальных школах
были представлены отдельные элементы
гимнастики подобно тому, как на
гимнастических праздниках некоторые
виды атлетики и игр, исходные побудительные
мотивы этих двух течений были разными.
Практика
гимнастических занятий в школе не могла
приспособиться к требованиям, выдвинутым
передовыми представителями педагогики.
Претерпели
изменения и эмоциональные потребности
буржуазии, вышедшей на решающие позиции
в государственных органах и спортивных
обществах.
Спорт
«джентльменов», основанный на
узконациональном практицизме, как и
гимнастическое движение, противящееся
международному сопоставлению достигнутых
показателей, она начала воспринимать
как однобокие. Новый ритм жизни нуждался
в более игровых и более сложных движениях
и впечатлениях. Современный общественный
спорт как синтез движений в большей
мере удовлетворял запросы людей в
отношении физической культуры, чем
расчлененный, изолированный двигательный
материал гимнастики. Не случайно наряду
с движением в поддержку физкультурных
игр дорогу современному спорту проложили
соревнования конькобежцев и велосипедистов.
По
примеру Англии и США в руководящих
кругах других развитых стран также
стали признавать, что современный спорт
— это не только развлечение, но и занятие,
полезное и в других отношениях.
Росло число работ, в которых врачи
подчеркивали роль спорта для здоровья.
Ученые напоминали древнее жизненное
правило Ювенала: «В здоровом теле —
здоровый дух». Военные проявляли
заинтересованность в спортивной
подготовке молодежи. Историки доказывали,
что значительная часть потерь в
наполеоновских войнах приходилась на
долю утонувших. На базе австрийского
опыта повсеместно началось обучение
новобранцев плаванию. По примеру первых
исследователей неизведанных мест и
искателей сокровищ объединялись
альпинисты и любители красот природы
— туристы. Творцы теории игр, несмотря
на известные принципиальные ошибки, со
многих точек зрения доказали, что
подвижные игры незаменимы в жизни
подрастающего поколения.
Организационные
формы и соревнования образовали в спорте
столь широкие рамки, в которые вмещались
почти все и вся. Неслучайны заявления
современников, что «иное общество похоже
на объединение членов господского
казино, языческого храма и обуреваемых
страстями искателей приключений,
скатившихся на дно». «Приверженность
добродетели уживается здесь с оргией,
вера — с безбожием, патриотизм — с
космополитизмом». В их неразличимых
для стороннего наблюдателя кругах
«всякий найдет то, что ищет». На деле
речь идет о том, что эта новая область
общественной деятельности еще не нашла
своего места ни в надстроечных структурах,
ни в системе обычаев и этических норм. |