Среда, 24.04.2013, 08:10
История спорта
Главная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Физическая культура древнего мира [24]
Физическая культура средних веков [22]
Физическая культура перехода от средневековья к новому времени [11]
Физическая культура нового времени [93]
Физическая культура новейшей эпохи [320]
Поиск
Календарь
«  Апрель 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Главная » 2010 » Апрель » 19 » Формирование в Англии школьного физического воспитания, основанного на современной спортивной и игровой деятельности
20:29
Формирование в Англии школьного физического воспитания, основанного на современной спортивной и игровой деятельности

Во второй половине XVIII в. в высших и средних слоях английской буржуазии, склонявшейся прежде к пуританскому мировоззрению, тоже стало «шиком» следовать обычаям аристократии. Отныне они интересовались не только зрелищной и коммерческой стороной спорта, но подружились и с теми его деятельными сторонами, которые можно было внести в свой актив в качестве атрибутов благородного поведения и видного положения в обществе. В начале XIX в. война против Наполеона, сражения за колонии, борьба против выступлений английского рабочего класса и крестьянства еще больше сблизили оба класса — не только в политической жизни и в армии, но и в школах и клубах. Этот же процесс вызвал необходимость в такой модернизации физической подготовки подрастающих поколений мужчин, которая совпала с направлением реформы школьной системы Англии, а также с устремлениями к восстановлению пошатнувшегося авторитета англиканской церкви.

Чарлз Кингсли и Томас Арнольд.

Имена этих двух пионеров спортивного воспитания малоизвестны в нашей истории педагогики. Между тем английская система воспитания нового времени, внутреннее содержание олимпийской идеи, более того, физкультура университетов и колледжей англосаксонских стран являются воплощением в жизнь их педагогических концепций. Их жизнь, достигнутые ими результаты обобщил в своей книге «Школьные дни Тома Брауна» Томас Хьюз. Значение этого произведения, по оценке английских историков спорта, сравнимо с важностью «Гертруды» Л. Песталоцци.

Теоретические основы реформы воспитания, осуществленной в английских школах в середине XIX века, разработал каноник Вестминстерского аббатства Чарлз Кингсли (1819—1875), теоретик христианского социализма. Образцом личности для него был идеализированный образ «юного христианина-атлета», который наряду с широкой «светской и духовной» учебой углубленно занимается также развитием своих физических способностей.

Концепции Чарлза Кингсли исходили из того, что школьная администрация должна порвать с линией в воспитании, отвергавшей традиционные для английской молодежи навыки соревнования. Интерес к силе и ловкости можно принять. Возможности для формирования характера, кроющиеся в силовых состязаниях и подвижных играх, можно включить в число целей воспитания. «Ведь спорт, соревнование, — заявлял он, — молодечество человека, показывающего свою ловкость, есть для молодежи область, где можно упражняться в созидании общества. Подрастающее поколение в этой борьбе... на малом закалится для большой арены жизни...» Отсюда и его вывод, что «совместным воздействием школы, церкви, интерната и спортивной площадки можно воспитать целеустремленное и последовательное поколение», которое в любом уголке мира «сможет постоять за интересы свои и своего отечества». Если же правила честной игры, принятые в спорте, станут нормой поведения взрослых, легче будет лечить и недуги общества христианско-социальными средствами.

С помощью этих концепций к 1850-м годам Кингсли, по существу, приспособил англиканскую педагогику к требованиям классического капитализма. Он дал теоретическое обоснование школьному физическому воспитанию элитарного типа, основанному на спортивных и игровых занятиях. В перспективном же плане он способствовал модернизации английской модели развития спорта, преодолению концепции двуликого джентльмена.

Установки Кингсли уходили корнями в педагогическую практику тогдашнего ректора коледжа в Регби Томаса Арнольда (1795—1842). Совет колледжа уже в 1794 г. закупил участок, подходящий для большой игровой площадки, где ученики занимались в первую очередь крикетом и «массовым футболом». Однако на площадках, оставшихся без надзора, стали по своему произволу командовать старшеклассники. Когда Арнольд принял руководство колледжем в 1827 г., ему пришлось столкнуться с теми же явлениями, которые были характерны для всех английских учебных заведений с интернатом.

Свои впечатления он записал в дневнике так: «Колледжи, в которых формируется завтрашнее поколение, погружены в гущу моральной заразы. Здесь можно встретить: 1) всевозможные преступления и пьянство, 2) систематическую ложь, 3) тиранию старших над более юными, 4) недисциплинированность и непослушание учащихся, 5) пренебрежение школьными правилами, 6) всеобщую леность и уклонение от работы, 7) организованную солидарность на почве нарушений дисциплины... Эту картину необходимо дополнить еще и тем, что ученики — завзятые картежники. Моральное падение физически слабого большинства сопровождает изнеженность и телесный упадок... кроме расфуфыривания собственной прически, они ничем больше не интересуются...».

Арнольд понимал, что может добиться коренной перестройки жизни колледжа только в случае, если своими мерами не будет задевать обычаи учащихся и их чувства, связанные с состязаниями. В то же время он заметил, что лучшие в крикете и других играх с мячом играют определяющую роль и вне спортивных площадок. Различные команды — как своеобразные микросоциальные единицы — во внутренних отношениях между своими членами держатся тех же правил «честной игры», которые утвердились среди них на базе правил, применяемых во время соревнований. Так сложился исходный тезис его педагогики: через посредство физических движений и эмоций, связанных с игрой, учащаяся молодежь способна формироваться на спортивной площадке и в позитивном смысле, если с этим согласуется также воспитательная деятельность церкви, школы и интерната. Поэтому он ввел наблюдение за порядком на игровых площадках, положив конец случайному характеру соревнований. Организацию и осуществление состязаний он возложил на представителей, официально признанных студентами и пользующихся их уважением. Ограничив тиранию старшеклассников и наиболее талантливых, он все же предоставил им возможность в качестве представителей самоуправления участвовать в решении повседневных вопросов школьной жизни.

За 14 лет работы Арнольда в Регби сложился новый идеал воспитания — «христианский джентльмен», вырастающий из «южного христианского атлета», — который стал идеалом британской империи XIX века. Школьное физвоспитание в спортивном духе колледжа Регби, упорядоченные регулярные соревнования молодежи, спортивные команды, организованные на основе самоуправления, стали образцом для подражания по всей Англии. В Хэрроу, Шрусбери, Итоне, Кембридже, Лондоне и других местах один за другим создаются школьные спортклубы в духе Регби.

Теоретические разработки Чарлза Кингсли, «арнольдизм», нарождающийся по следам педагогического романа Томаса Хьюза, не только получили распространение в учебных заведениях, но придали новое содержание и внешкольному спортивному движению. Не только школа раскрыла двери перед спортивными занятиями, но и спортклубы перенимали правила педагогики. Физические занятия, сложившиеся на основе крикета, гребли и атлетики, постепенно распространились на плавание, фехтование, туризм, борцовые виды спорта и альпинизм. Как отмечал Вольфганг Эйхель, «английская буржуазия может быть благодарна Томасу Арнольду за то, что смогла подчинить себе физическую культуру».

Однако английское школьное спортивное движение, долгое время считавшееся образцовым благодаря достигнутым результатам, отнюдь не могло развиваться гармонично. С самого начала оно несло в себе определенные противоречия, вышедшие на поверхность уже во второй половине столетия.

  1. В силу своего монопольного положения оно оттеснило на второй план развитие классных занятий в школе нижней ступени, основывавшихся на гимнастике.

  2. Спорт активного воспитательного назначения «остановился» между средними и высшими слоями, да и там охватывал в средних и высших учебных заведениях по большей части детей состоятельных родителей. В силу либерального характера такого воспитания оно не распространялось на всех без исключения учащихся. Уровень физических нагрузок с точки зрения педагогического воздействия не поддавался регулированию.

  3. Игнорировалось не только женское спортивное движение, но и физическое воспитание для девочек. За исключением узкого круга аристократии, нескрываемое презрение встречало девушку, которая «предавалась физическим упражнениям или спорту, вызывающим пот».

Такой подход хорошо характеризуют и критические замечания Герберта Спенсера (1820—1903):

«Освежающей подвижности юных девушек... уделяется лишь самое малое внимание. Имеющийся двор занимают газоны, усыпанные галькой дорожки, кусты и цветы, и там нет никакой возможности для свободного движения. Чем объясняется такое разительное отличие? С большим или меньшим основанием можно подозревать, что многие считают нежелательным воспитывать мускулистых, крепкого телосложения девушек. Считается, что бросающееся в глаза здоровье и сила мышц приличествуют сельскому простонародью. В более высоких сословиях женственной почитают телесную мягкость, сопутствующую деликатности».

Развитие спортивной жизни в английской школе началось с крикета. Этот вид спорта проник в колледжи вместе с греблей, рэкетсом и хоккеем. Первые соревнования между учебными заведениями провели в 1818 г. студенты Итона и Хэрроу. Годом позже были организованы состязания по гребле между Итоном и Вестминстером. С 1827 г. регулярный характер был придан матчам по крикету между Оксфордом и Кембриджем, а в 1829 г. положено начало ставшим с тех пор традиционными соревнованиям «восьмерок» Оксфорда и Кембриджа. С 1837 г. регулярными стали и атлетические состязания между учебными заведениями. С этим годом совпадает начало «викторианской эпохи», которая сделала идеалом студенчества известных всей стране «боулеров» в крикете, загребных команд в гребле и мастеров рэкетса.





Категория: Физическая культура нового времени | Просмотров: 761 | Добавил: Valerm96 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Архив записей
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    История спорта © 2013 Создать сайт бесплатно