Урбанизация
и научные открытия, непосредственно
затронувшие область физической культуры,
принесли с собой преобразование
содержания физического воспитания,
которое проявилось частично в интеграции
форм движения, реформе профессионального
материала и частично в расширении за
рамки «учебных часов» и в приобщении к
спортивной деятельности.
Соперничество
гимнастики и спорта, а также классических
и новых направлений движений, которое
проявлялось в первую очередь внутри
спортивных обществ и между их объединениями,
оказало влияние на физвоспитание в
школах. Была преобразована вся система
движений в школьном физвоспитании.
В рамках классических «уроков гимнастики»
утвердились спортивные игры.
В странах
Западной Европы, Северной Америки,
Японии стали строить при школах спортивные
площадки. В Европе, следуя примерам
Англии и Америки, для школьников также
были введены еженедельные спортивные
игры, проходившие во второй половине
учебного дня. Выросшие из самодеятельных
рамок школьные гимнастические и
спортивные секции были взяты под надзор
преподавателей. По образцу внутренних
соревнований англосаксонских колледжей
были организованы гимнастические
турниры, как межрайонные, так и в масштабе
отдельных стран, на которых уже официально
были признаны легкая атлетика и игры с
мячом.
Страны, ориентирующиеся на спорт и
спортивные игры, в свою очередь открыли
для себя плодотворное воздействие
шведской гимнастики.
В порядке дополнения к основным учебным
планам получили место плавание, катание
на коньках, легкая атлетика, иногда даже
народные танцы.
В 1878
году Центральное управление школ в
Лондоне пригласило для реорганизации
системы подготовки преподавателей
гимнастики из Стокгольма Конкордию
Леффвинг и Мартину Бергман-Эстербергер.
(Последняя сыграла заметную роль также
в английском феминистском движении.) В
конце 1880-х годов в Вашингтоне под
руководством норвежского врача Хартвига
Ниссена был открыт знаменитый шведский
Институт здоровья.
Неудачи
в англо-бурской войне (1899—1902) потрясли
общественное мнение англосаксонских
стран, обратив его внимание на то, что,
хотя поставленная на высоком уровне в
школах для избранных спортивная работа
имеет существенное значение для
обеспечения национального характера
воспитания, привития учащимся
морально-волевых навыков, однако в
большинстве школ для такой работы нет
возможностей. Реформы, касавшиеся ранее
только физического воспитания девушек
и лечебно-гимнастических учреждений,
постепенно были распространены и на
мужские школы.
Наряду
с возросшим спросом на шведских тренеров
начался приток в Швецию групп исследователей
из Англии, Америки, Южной Африки, Канады
и Австралии. Интерес принял столь большой
размах, что в Стокгольме был открыт
специальный институт по подготовке
преподавателей физического воспитания
с обучением на английском языке.
Резко
возросло число так называемых обществ
«Линга», которые стремились преобразовать
физвоспитание в своих странах на основе
принципов шведской гимнастики.
Усилия,
предпринимавшиеся в пользу физического
воспитания как составной части воспитания,
вообще сопровождались повсюду в конце
XIX века тенденцией к школьным реформам,
направленным против словесной схоластики,
схематизма и элитарности. В этой связи
выяснилось, что даже модернизацию
физического воспитания, ставшую
необходимой из-за огромного роста числа
воспитанников в связи с введением
обязательного школьного образования,
невозможно осуществить педагогическими
средствами, присущими буржуазно-национальным
системам гимнастики и игровым направлениям
в спорте. |