Среди
педагогов, придерживавшихся пансофических
взглядов, наиболее выдающуюся роль на
континенте сыграл чешский мыслитель-гуманист
Я. А. Коменский (1592—1670), который под
влиянием активных антифеодальных сект
и утопистов эпохи позднего Возрождения,
а также — не в последнюю очередь —
собственного опыта пришел к пониманию
необходимости развития физического
воспитания.
В его работе
«Великая дидактика», где рассматриваются
вопросы воспитания детей дошкольного
возраста и подготовки подрастающего
поколения, содержится ясное признание
того, что правильно выбранные и
дозированные физические движения не
только облегчают сохранение здоровья,
но и помогают переносить усталость,
связанную со школьными занятиями. В
связи с введением в школах расписания
уроков Коменский предложил, чтобы более
длительные перемены и часть послеобеденного
времени использовались педагогами для
занятий физическими упражнениями,
тренировок и в то же время для воспитательной
работы.
Коменский никогда
не говорил о специальных уроках
физического воспитания. И все же именно
у него мы впервые встречаемся с такой
формой физической подготовки детей,
которая включена на плановой основе в
программу обучения и увязана с уроками
по теоретическим предметам. В его учебном
плане в Европе Нового времени физическое
воспитание впервые стало органической
частью обучения.
Помимо поисков
возможностей занять учащихся, Коменский
обращал большое внимание на формирование
системы физических упражнений. Среди
подвижных детских игр он выделял те,
которые считал полезными, дополняя их
в соответствии с требованиями военной
подготовки того времени бегом, прыжками,
борьбой, плаванием и попаданием копьем
в кольцо. На основании приведенных в
учебнике Коменского рисунков дидактического
характера, образных описаний, педагогических
советов можно сделать вывод о том, что
он последовательно применял принцип
наглядности и в области физического
воспитания. Коменский предписывал
«сначала показывать физические
упражнения, чтобы их могли выполнять
без всякой опасности для жизни».
В педагогике
Коменского роль различных игр и физических
упражнении не ограничивалась физической
подготовкой, они выполняли важную
функцию и с точки зрения духовного и
этического воспитания. Он указывал на
те достоинства состязаний, которые
способствуют формированию человеческого
характера: «... побеждай в игре храбростью,
а не обманом... с кем бы и в каком
возбужденном состоянии ты ни боролся,
старайся, чтобы игра до конца не
превращалась в издевательство или
драку». На основе указаний Коменского
в учебных заведениях внедрялась такая
система гуманистических ценностей,
этики
физической
культуры, которая в измененном виде
начиная со второй половины XIX века
оказала влияние на разработку норм
проведения соревнований, теперь уже
нацеленных на достижение высоких
результатов.
Вклад Коменского
в развитие школьного физического
воспитания составляет целую эпоху.
Благодаря сформулированному им требованию
о соблюдении ритмичности в чередовании
труда и отдыха, собранному богатому
материалу о физических упражнениях,
стремлению к согласованию физического
и иного рода воспитания он способствовал
созданию основ современного физического
воспитания в школе. Среди
педагогов, придерживавшихся пансофических
взглядов, наиболее выдающуюся роль на
континенте сыграл чешский мыслитель-гуманист
Я. А. Коменский (1592—1670), который под
влиянием активных антифеодальных сект
и утопистов эпохи позднего Возрождения,
а также — не в последнюю очередь —
собственного опыта пришел к пониманию
необходимости развития физического
воспитания.
В его работе
«Великая дидактика», где рассматриваются
вопросы воспитания детей дошкольного
возраста и подготовки подрастающего
поколения, содержится ясное признание
того, что правильно выбранные и
дозированные физические движения не
только облегчают сохранение здоровья,
но и помогают переносить усталость,
связанную со школьными занятиями. В
связи с введением в школах расписания
уроков Коменский предложил, чтобы более
длительные перемены и часть послеобеденного
времени использовались педагогами для
занятий физическими упражнениями,
тренировок и в то же время для воспитательной
работы.
Коменский никогда
не говорил о специальных уроках
физического воспитания. И все же именно
у него мы впервые встречаемся с такой
формой физической подготовки детей,
которая включена на плановой основе в
программу обучения и увязана с уроками
по теоретическим предметам. В его учебном
плане в Европе Нового времени физическое
воспитание впервые стало органической
частью обучения.
Помимо поисков
возможностей занять учащихся, Коменский
обращал большое внимание на формирование
системы физических упражнений. Среди
подвижных детских игр он выделял те,
которые считал полезными, дополняя их
в соответствии с требованиями военной
подготовки того времени бегом, прыжками,
борьбой, плаванием и попаданием копьем
в кольцо. На основании приведенных в
учебнике Коменского рисунков дидактического
характера, образных описаний, педагогических
советов можно сделать вывод о том, что
он последовательно применял принцип
наглядности и в области физического
воспитания. Коменский предписывал
«сначала показывать физические
упражнения, чтобы их могли выполнять
без всякой опасности для жизни».
В педагогике
Коменского роль различных игр и физических
упражнении не ограничивалась физической
подготовкой, они выполняли важную
функцию и с точки зрения духовного и
этического воспитания. Он указывал на
те достоинства состязаний, которые
способствуют формированию человеческого
характера: «... побеждай в игре храбростью,
а не обманом... с кем бы и в каком
возбужденном состоянии ты ни боролся,
старайся, чтобы игра до конца не
превращалась в издевательство или
драку». На основе указаний Коменского
в учебных заведениях внедрялась такая
система гуманистических ценностей,
этики
физической
культуры, которая в измененном виде
начиная со второй половины XIX века
оказала влияние на разработку норм
проведения соревнований, теперь уже
нацеленных на достижение высоких
результатов.
Вклад Коменского
в развитие школьного физического
воспитания составляет целую эпоху.
Благодаря сформулированному им требованию
о соблюдении ритмичности в чередовании
труда и отдыха, собранному богатому
материалу о физических упражнениях,
стремлению к согласованию физического
и иного рода воспитания он способствовал
созданию основ современного физического
воспитания в школе. |