Ватикан
обратился к спорту позднее чем
протестантская церковь. Физкультурные
и спортивные организации римской
католической церкви стали создаваться
лишь вслед за аналогичными протестантскими
и еврейскими организациями. Причину
этого следует искать прежде всего в
том, что в определенных кругах католической
церкви намного дольше, чем у пуритан,
сохранились предрассудки в отношении
современных форм физической культуры.
После достижения согласия между папством
и западноевропейскими государствами
римская католическая церковь в последней
трети XIX века также приступила к сплочению
верующих в организации общемирового
характера.
Однако
в ходе своей деятельности по созданию
парламентских партий, рабочих объединений,
читательских кружков и других организаций
церковь убедилась в том, что свободное
время определенных слоев и групп
городского населения тратится — часто
в ущерб соблюдению церковных обрядов
— на походы, посещения соревнований и
другие подобные мероприятия. Видя, что
авторитет бурно развивающегося спорта
все возрастает, католическая церковь
к концу XIX и началу XX века была вынуждена
не ставить так остро, как это было до
сих пор, тезис о греховности тела. Не
будучи в силах сразу отмежеваться от
этого догмата, Ватикан стал проповедовать
идею о гармоничном воспитании человека,
как духовном, так и физическом, но при
этом духовное по-прежнему провозглашалось
превыше физического. Католическая
церковь начинает осуществлять некоторые
организационные мероприятия, которые
могли бы помочь ей привлечь молодежь.
Так, церковь начала снабжать общества
католической молодежи шахматами,
площадками для игры в кегли, а также
средствами для различных игр на свежем
воздухе. Кроме того, она взяла в свои
руки руководство спортивными кружками
церковных школ, а через надежных верующих
стала пытаться оказывать влияние на
президиумы спортивных объединений.
В целях координации разрозненных усилий
по налаживанию рекреационного движения
при содействии неотомистского крыла
высшего духовенства в 1911 г. в Нанси был
создан международный союз католических
организаций физической культуры.
Центр этого союза находился в Риме.
Сфера его влияния вплоть до начала I
мировой войны ограничивалась лишь
европейскими католическими странами.
Политика Союза в области спорта в отличие
от протестантских и еврейских спортивных
организаций была направлена против
стремления к достижению высоких
результатов. Только в редких случаях
Союз создавал самостоятельные клубы.
В то же время он старался внедриться в
рабочие спортивные организации.
Если
католическая церковь в этот период еще
достаточно осторожно подходила к спорту
там, где это касалось широких народных
масс, то для воспитанников иезуитских
колледжей спорт был взят на вооружение
сразу и в полной мере. В колледжах играли
в игру, напоминающую регби, летом
проводились кулачные бои, а зимой –
катание на санях. При этом совершенно
игнорируется и сам догмат греховности
тела и вреда спорта высоких достижений,
якобы порождающего у людей гордыню и
тщеславие.
Таким
образом, уже в этот период ясно наметился
отход церковников от своего прежнего
отношения к физическому воспитанию.
Церковь стала проводить более гибкую
политику по отношению к новым современным
общественным явлениям, в том числе и к
спорту. |