Период
национального объединения Германии
(1850—1870), означавший крупный поворот в
истории Европы, совпал с порой расцвета
немецкой гимнастики. Понятно, что
значительная часть историков и военных
теоретиков того времени связывала
скорые победы Пруссии над Данией,
Австрией и Францией с широким
распространением гимнастического
движения в Германии. Эта преувеличенная,
односторонняя оценка сыграла немалую
роль в умножении по всей Европе числа
гимнастических обществ, придерживающихся
концепций Яна. Они укоренились даже за
пределами континента — в США, Японии и
Австралии. Гимнастика доминировала не
только в школьном физвоспитании, но и
в спортивных обществах.
В этот
же период, однако, происходили существенные
изменения и в экономическом укладе
общества.
Основанный на свободной конкуренции
капитализм вступил в монополистическую
стадию. Его потребности в области
физической культуры все в меньшей мере
были способны удовлетворять «системы
гимнастики».
Начались выступления против гимнастики.
Герберт Спенсер (1820—1903), Анджело Моссо
(1846—1910), П. Ф. Лесгафт (1837—1909), Жорж Демени
(1850—1917) и другие стали подвергать критике
однобокий характер основанных на
гимнастике систем физического воспитания,
исходя из данных педагогики, биологии,
социологии и теории игр. Однако никто
из них не замечал, что
проявляющиеся в физическом воспитании
учащихся, военнослужащих и членов
спортобществ противоречия вызваны не
«вырождением направлений в гимнастике»,
а новыми потребностями в сфере физической
культуры:
Сам
по себе
материал гимнастических упражнений
все менее отвечал изменившимся
двигательным потребностям, связанным
с трудовыми процессами и боевой
подготовкой.
Организация труда в условиях машинной
индустрии, технология производства,
обслуживание усложняющегося машинного
парка требовали формирования человеческого
типа, располагающего разносторонними
физическими способностями, ловкого,
находчивого, с быстрыми и уверенными
движениями. Наряду с изменением темпа
и интенсивности труда, повышением
физических усилий возникла потребность
и в высокой точности и ловкости, быстроте
реакции и соревновательности. Со своей
стороны тактика боя, основанная на
совершенствовании видов оружия,
требовала гораздо большей маневренности,
чем войны предшествующих времен.
Застывший
порядок гимнастических замечаний,
педантичные нормы, принятые в
спортобществах, все меньше удовлетворяли
эмоциональные потребности нового
образа жизни в досуге и развлечении.
Они не давали также возможности
непосредственно сравнивать достижения
в физической культуре. Хотя в
подготовительных упражнениях в
спортивных союзах и танцевальных школах
были представлены отдельные элементы
гимнастики подобно тому, как на
гимнастических праздниках некоторые
виды атлетики и игр, исходные побудительные
мотивы этих двух течений были разными.
Практика
гимнастических занятий в школе не могла
приспособиться к требованиям, выдвинутым
передовыми представителями педагогики.
Под
воздействием изменившихся условий
распались рамки гимнастического
движения, ставившего перед собой цель
объединить все отрасли физкультуры.
Гимнастика — в качестве одной из
отраслей физической культуры —
приспособилась к требованиям начала
XX столетия. Ее разновидности: общая
спортивная, художественная и лечебная
гимнастика — стали неотъемлемой частью
физической культуры нашего времени.
|