В
рамках главных тенденций, характерных
для физического воспитания в отдельных
странах,
в административных районах, даже в
отдельных типах школ, естественно,
имелись собственные индивидуальные
отличительные моменты.
Эти особенности чрезвычайно пестрые,
часто они возникали в результате
взаимного влияния труднообозримых
факторов и местных условий (влияние
экономического развития, школьной
системы, политико-идеологических
устремлений, климатических условий,
традиций, народных этнических характеров).
Общей характерной чертой являлось то,
что в области физического воспитания
в странах и провинциях с тропическим
климатом от Центральной Америки до
Индии доминировали
гигиенические устремления. Вместе
с этими факторами в Индии были унаследованы
мистические элементы,
что находит выражение в системе йогов,
гимнастических танцах и пантомимного
характера движениях. В Иране, Ираке,
Японии и Турции решающую роль в физическом
воспитании играли
движения, характерные для борьбы.
Что
касается форм движения, то в Южной и
Центральной Америке, в южных штатах
США, Новой Зеландии, Индонезии и Индии
довольно большой вес придавался
фольклорным танцам. Не в последнюю
очередь сюда относятся и такие общепринятые
примеры, которые проявляются в автократии
строевых гимнастических упражнений в
ряде английских народных школ и сохранении
классических шведских упражнений — в
других школах.
В
Австралии и Канаде в 1930-е годы, в Новой
Зеландии в начале 1940-х годов были
осуществлены такие реформы, которые в
первую очередь принимали во внимание
заинтересованность учащихся. Во многих
отношениях подобная роль отводилась
созданным в Советском Союзе в середине
30-х годов детским и молодежным спортивным
школам, в которых в последующие годы
были разработаны и получили распространение
во всем мире самые современные формы
воспитания спортсменов подрастающего
поколения.
Совершенно
специфический процесс развития происходил
в Японии, где уже в 1926 году под знаком
спортивной концепции была осуществлена
реформа. (С этими устремлениями связывались
спортивные успехи японцев в 1928, 1932 и
1936 годах.) Однако с 1936 года после прихода
к власти японского фашизма школьная
политика также изменилась. В рамках
школьного физического воспитания на
передний план выдвинулись физические
занятия на местности и по самообороне
(маршировка, строевые упражнения, дзюдо,
кендо, каратэ). Только после второй
мировой войны на основе указаний
американских инструкторов возобновилось
физическое воспитание, отвечающее целям
спортивно-рекреационного направления.
Одновременно стали предъявляться более
строгие гигиенические и медицинские
требования, которые до этого были
заброшены.
Среди
местных особенностей заслуживают
упоминания различного рода движения
за получение значков, которым в
англосакских странах покровительствовали
кондиционные комитеты, в других местах
— гимнастические и атлетические союзы. |