В 60-е
годы XIX в. наряду с играми в мяч, плаванием,
греблей и парусным спортом, а может
быть, и опережая их, в центре физической
культуры в Англии оказалась атлетика.
Атлеты еще настойчивее, чем крикетисты,
требовали официально отделить
профессионалов, состязающихся за
денежное вознаграждение, от любителей.
В соответствии с этими запросами в
1867 г. в Лондоне был основан Любительский
атлетический клуб (ААС), в уставе которого
зафиксировано, что работник физического
труда, платный тренер, а также лица,
принявшие деньги за какое-либо соревнование
в прошлом, не могут участвовать в
состязаниях любителей.
Примеру этого клуба в 70-е годы последовали
приверженцы и остальных видов спорта.
С
конца XVIII века по мере урбанизации и
распространения буржуазного образа
жизни в правящих классах, а также
непосредственного подключения европейских
стран к развитию промышленности и
торговли на континенте тоже возрастает
интерес к городским клубам, кафе, театрам,
купальням и зрелищам.
В этой среде, переживающей бурные
социальные преобразования, но нединамичной
в плане физической культуры, вначале
воспринималось лишь как дань моде
поведения представлявших плоды
индустриального развития Англии членов
торговых и промышленных миссий патентств,
инженеров, техников, которые ради
собственного досуга создавали клубы
для занятий гольфом, греблей, парусным
спортом, крикетом (в Пау в 1814 г., Гамбурге
в 1836 г., в Гавре и Амстердаме в 1838 г.).
Между тем «лихорадка» пари, распространявшаяся
благодаря сообщениям печати, поездкам
в Англию знати и предпринимателей и
ориентированная на рекордные достижения,
побуждала любителей охотничьих и конных
состязаний к объединению. Крупные
коннозаводчики тоже вскоре оценили
возможности, кроющиеся в конных
испытаниях.
Наряду
с организованными по английскому образцу
конными, фехтовальными клубами и
гольф-клубами в 30-е годы XIX в. появляются
закрытые
объединения владельцев охотничьих
собак, любителей гребли и парусного
спорта, охватывавшие наиболее динамичных
представителей аристократии и средних
землевладельцев и становившиеся нередко
выражением политического сплочения.
Их прогрессивные круги в Скандинавских
странах, Италии, Польше и Венгрии
включались в движения, выступавшие за
реформы и национальную самостоятельность.
В других странах: Швейцарии, Испании и
Франции — они охватывали также
традиционные игры, непосредственно
содействуя выработке их более современных
форм.
Во
Франции характер национальной приобрела
борьба с ударами руками и ногами —
«сават», — напоминавшая приемы самозащиты,
о которых говорилось применительно к
народам Дальнего Востока. Баскская
пелота в этот же период стала символом
национальной самобытности.
Однако
пользовавшиеся поддержкой европейской
аристократии начинания в конных и
собачьих бегах, фехтовании, гребле,
крикете и ходьбе вместе с международными
движениями в пользу гимнастики смогли
получить лишь небольшое распространение.
Буржуазное направление постоянно
совершенствующегося «спорта джентльменов»
воплотилось в проводившихся голландскими
предпринимателями конькобежных
соревнованиях и французскими — в
профессиональных матчах борцов. В
середине XIX в. парижские
состязания борцов, голландские —
конькобежцев и хоккеистов играли такую
же социальную роль, какую выполняли
прежде английские конные соревнования.
Наряду с закрытыми клубами аристократии
и зрелищами, которым антрепренеры
придавали цирковую окраску, появляются
и спортивные объединения буржуазии
промышленных и торговых городов для
проведения досуга
(альпинизм, гребля, велоспорт, коньки,
шахматы, фехтование, туризм).
Первое
объединение альпинистов, лондонский
«Альпийский клуб», организовал в 1857 г.
Джон Болл. По его примеру оформились
австрийский (1862), швейцарский и итальянский
(1863), германский (1869) альпийские клубы.
В Гамбурге, который называли «столицей
регат» Германии, в 1870 г. насчитывалось
уже более 15 обществ гребного спорта. В
первой шоссейной велогонке между
городами (Париж—Руан), состоявшееся 7
ноября 1869 г., на старт вышло 198 участников,
в том числе пять женщин.
Колониальные
чиновники и военнослужащие по политическим
соображениям и ради развлечения
приобщались к местным видам состязаний:
в Индии — к травяному хоккею, Афганистане
— конному поло, в Северной Америке — к
байдарке и индейскому прототипу лакросса.
По
записям начала XIX в., солдаты одного из
канадских гарнизонов настолько увлеклись
зрелищем соревнования в лакросс двух
индейских команд, что у них за спиной
воины племени заняли покинутый форт.
По другому свидетельству, игроки проникли
в открытые ворота форта «по ходу игры».
Соревнования
колледжей, задуманные в духе арнольдизма,
продолжали местные традиции: в Канаде
— в крикете и регби, в Австралии благодаря
благоприятным географическим условиям
— в бурно развивавшемся плавании.
В сиднейском бассейне Робинсона в 1846
г. на дистанции в 440 ярдов был проведен
первый в современном понимании мировой
чемпионат, победителем которого стал
У. Редмэн. В Индии создавались клубы по
хоккею на траве, в Австралии по плаванию,
крикету, велосипедному и конному спорту.
Влияние
арнольдизма, сыгравшего решающую роль
в создании
организационного, эстетического и
этического
фундамента современного общественного
спорта,
помимо английских колоний
распространялось и на молодежь США.
Бенджамин Франклин составил свой проект
реформы школ в Пенсильвании (1843), опираясь
на идеи Томаса Арнольда.
Основы
современного бейсбола полковник Эбрнер
Даблдей разработал в штатах Новой Англии
(США) на базе одной из английских
разновидностей меты — таунболла. Однако
популяризатор, «отец» современного
бейсбола Александер Джой Картрайт в
1845 г. в Нью-Йорке создал бейсбольный
клуб «Никербокер» почти из одних
студентов, который с 1846 г. уже регулярно
участвовал в матчах с другими
университетскими командами. Регата
1852 г. с участием Гарварда и Йеля положила
начало межуниверситетским гребным
соревнованиям. В 60-х годах XIX века
укоренилась и специфическая разновидность
регби, «американский футбол». |