Современная
гимнастика зародилась благодаря
счастливому переплетению стилизованных
гимнастических движений и новых форм
балетного искусства.
Франсуа
Дельсарт (1811—1871) обратил внимание на
то, что элементы движения, перенесенные
в «светскую жизнь» со сцены, необходимо
упрощать в соответствии с законами
дидактики. Тем более, поскольку родители
предъявляли также требования относительно
физической крепости, исправления осанки,
освоения этикета движений. В то же время
в соответствии с принципами балета из
стилизованных гимнастических движений
он позаимствовал только те элементы,
которые считал пригодными для пробуждения
осознанных эмоций, для выражения чувств.
Дельсарт
и его последователи, делая упор при
обучении на эстетические и драматические
моменты,
заложили основы художественной
гимнастики, или, говоря современным
языком, гимнастики модерн.
Одна из его учениц, американка Женевьева
Стеббинс, применила методы дельсартистов
в области индивидуального воспитания
на занятиях по физвоспитанию в учебных
заведениях для девочек.
В
следующем после славных дельсартистов
поколении представителей искусства
движения выделялись Айседора, Раймонд
и Элизабет Дункан, которые сознательно
на рубеже веков выступили против мертвого
конвенционализма балетных движений.
Наиболее значительной из них была
деятельность Айседоры Дункан (1876—1927).
Из Америки она попала в Германию, где
репертуар движений, приобретенный в
школе самовыражения мадам Стеббинс,
подвергся новому влиянию. В то время в
культурной жизни Германии господствовало
увлечение обработкой появившихся в
ходе раскопок многочисленных олимпийских
находок, дискуссиями вокруг них. Археологи
и теоретики эстетического движения
стремились обнаружить на вошедших в
моду вазах с изображениями античной
гимнастики «неиспорченный» первоисточник
движений. Этот путь прошла и Айседора
Дункан. «Своими движениями, наполненными
греческим вдохновением и индивидуальной
изобретательностью, она стремилась
выразить сложные чувства современного
человека и особенности классической,
романтической или модерной музыки», —
писала о ней Роза Вайи.
Новинки,
введенные Дункан, не решили всех проблем,
связанных с дальнейшим развитием
танцевального искусства, однако в
результате их деятельности в физическом
воспитании девочек право на жизнь
получила выразительная гимнастика.
Дунканы открыли свои заведения в Берлине
(1904), затем в Париже (1906). Их группа в 1914
году работала в Лондоне, а в 1916 — снова
в Соединенных Штатах и только после
окончания войны возвратилась в Европу.
Раймонд Дункан основал новую школу
искусства движения в Дармштадте, а
Элизабет Дункан — в Зальцбурге. Айседора
Дункан в 1921 году по приглашению В. И.
Ленина приехала в Советскую Россию и
провела там два года.
Последователи
семьи Дункан создали также свою философию
движения. Основной их тезис содержал
следующую идею: человек XX столетия,
лишенный благодаря механизации
естественных условий, а также благодаря
достижениям цивилизации потерял чувство
здорового и самовыражающего движения.
В результате во всякой деятельности,
связанной с движениями, он порвал и
вступил в противоречие со своей
индивидуальностью. Свое замешательство
стремится раскрыть в поведении в танце
с помощью различных ненатуральных
наигранных движений, что вызывает в нем
внутренний конфликт. Цель, следовательно,
заключалась в создании гармонии
индивидуума, достичь которую пытались
посредством обучения пластике, освобождая
человека из-под влияния общества и
окружающей среды. Согласно их
представлениям, между созданным таким
путем «свободным индивидуумом» и
природой восстановится равновесие,
пластика компенсирует влияние внешних
факторов.
Школа
Доры Менцлер явилась своеобразной
разновидностью течения, сторонником
которого выступали члены семьи Дункан.
На первый план в обучении
пластике она выдвигала смену ритма в
процессе напряжения и расслабления
мышц, а также проявлявшиеся при этом
психологические процессы. Аналогичные
принципы исповедовала другая ученица
мадам Стеббинс, Бесси М. Менсендик.
Среди ее эстетических целей на первом
месте стояло не самовыражение, а задача
найти и сохранить себя. Обе они на основе
анатомических, физиологических знаний
и психологических опытов пытались
разработать такую систему движений,
которая «могла бы безразличной ко всему
женщине, уставшей от жизни и монотонных
занятий, помочь снова стать женщиной».
Они стремились помочь освободиться от
неправильной осанки, от небрежной
походки, от нервных жестов. Своими
упражнениями они хотели главным образом
укрепить мышцы плеч и спины, а также
сохранить форму мышц бедер и седалища.
Бесси
М. Менсендик в отличие от пустых мечтаний
о возврате к природе доказала, что тело
человека находится под двойным
воздействием факторов культурного
характера. С одной стороны, под воздействием
вредных факторов оно деформируется, с
другой — под воздействием иных факторов
оно развивается и совершенствуется.
«Вредное влияние цивилизации, — писала
она, — надо преодолевать не тем, чтобы
возвратить организм к природному
состоянию, а тем, чтобы приспосабливать
его к требованиям современной культуры
Таким
образом, она подходит к проблеме
управления движениями и проблеме
ощущения движений. Человек только тогда
может формировать себя, если он точно
знает «механизм» владения своим телом.
От своих учеников она требовала
основательных знаний анатомии уже в
раннем возрасте. Правильную осанку и
пластику движений представляла таким
образом, что «сознание, опираясь на
соответствующие знания в области
анатомии», способно придать группам
мышц гармоничное движение. Примечательно,
что в учении Менсендик находят отражение
социологические учения, основанные на
расчете.
Ритмическое
направление современной гимнастики
связано с именем женевского учителя
музыки Эмиля Жака Далькроза (1865—1914).
Вначале он хотел осуществить реформу
преподавания музыки. В процессе наблюдений
он установил, что выполнение определенных
движений способствует развитию чувства
ритма и слуха. С другой стороны, овладение
музыкальным ритмом помогает влиять на
деятельность нервной системы. В интересах
более высокого овладения музыкальным
искусством он побуждал своих учащихся
чувства и мысли, вызываемые в них теми
или иными аккордами, выражать в тех или
иных движениях. Тем самым выразительные
жесты Дельсарта получили дальнейшее
развитие в
гимнастике Далькроза.
Ученики
Далькроза, однако, отошли от первоначальных
представлений своего учителя. Рудольф
Боде, Симон Зигель, Янина Салон, Одетта
Крутьяд уже опирались не на музыку, а
свои идеи основывали на т. н. абстрактном
ритме. Их основной принцип заключался
в том, что «упражнения должны соответствовать
ритмическим волнам человеческого тела».
Другими словами, подобно представителям
семьи Дункан, они считали, что психика
индивидуума, освобожденная благодаря
движениям, должна быть приведена в
гармоническое соответствие с ритмической
сферой окружающего мира.
Вследствие
чрезвычайно противоречивых оценок,
бытующих в Венгрии относительно
деятельности Рудольфа Боде (1881—1971),
необходимо вкратце остановиться на
ней.
Согласно книге, в которой изложены его
мысли и идеи (1935)
он
также был сторонником выразительной
гимнастики.
Смысл его рассуждений сводился к тому,
что ритмику естественных движений
создает целый ряд взаимосвязанных,
сменяющих друг друга заученных движений
и расслаблений. А волевое движение в
зависимости от наших целей противоречит
естественному движению, непосредственно
выражающему наши чувства, и машинально
дезорганизует его. Именно потому в
интересах реставрации личности необходимо
«весь целенаправленный» механизм
движений заменить элементами, основанными
на законах ритмики, «выражающей духовный
мир» человека. В этой связи он
пропагандировал свои наблюдения,
касающиеся единой структуры движений,
ритма, взаимозависимости музыки и
пластики, в процессе которых вскрывал
действительно существующие и полезные
взаимосвязи.
По
этому же пути разрушения формы и
систематизации, подобно Боде, но слегка
отдаляясь от иррационализма, шел также
венгр по происхождению Рудольф Вараяйи
Лабан (1879—1958).
Суть его главной концепции заключалась
в том, что движение способно выразить
внутренние переживания, если выполняется
свободно, без предварительных условий,
чуждой техники и театральных приемов.
Он осуждал культуру движений всех
классовых общественных формаций и хотел
опираться на мотивы предшествовавших
грекам восточных и других древних
народов. Таким образом он пришел к
фундаментальным движениям. Его система
основывалась на раскрепощенности,
соотнесенной с внутренним вдохновением
человека, с пространственными, временными
и динамическими условиями, на сознательном
включении в коллективные движения.
Человек же, как часть группового движения,
только время от времени проявляет себя.
Таким образом, взгляды Лабана относительно
коллективизма нашли благоприятную
почву в кружках пластики, существовавших
в рамках рабочего движения (в Венгрии
в 1930-х годах школа Алис Яси Маджарне и
Эдэна Паласовского).
Кроме
разработки принципов экспрессионистского
свободного танца, он известен также
своими аналитическими работами в области
исследования пластики в период веймарской
Германии, а после вынужденной эмиграции
— своей деятельностью по созданию
женской гимнастики в странах Британского
содружества. В ходе исследований
движений, проводившихся на научной
основе, он учитывал возможности
человеческого тела и на основе анализа
разработал систему классификации
движений (кинетография). Лабан считал,
что движение имеет три компонента:
пространство, время и силу, и соответственно
науку о движении он подразделял на
пластику, ритмику и динамику. С учетом
этих факторов человеческие движения
он классифицировал в соответствии с
ограниченными возможностями суставов
и пространством, занимаемым в процессе
движений. Тем самым он создал возможность
для научного исследования направления,
амплитуды, силы и продолжительности
движений. И хотя в сфере искусства его
выводы казались сомнительными, в методике
спортивных тренировок для изучения
взаимозависимости между движением и
результатом, тактических и технических
приемов они служили необходимой основой.
Следует отметить также, что его интерес
распространялся на область движений в
процессе работы, а также на использование
движений для лечения нервных заболеваний.
После
прихода к власти Гитлера он эмигрировал
в Англию. В Лондоне сфера его деятельности
расширилась. Он организовал курсы,
издавал книги о современной гимнастике
в школах для девочек и об использовании
ее в физкультуре для взрослых женщин.
Направления
в развитии пластики, заложившие основы
современной гимнастики до первой мировой
войны, получили распространение благодаря
частным заведениям. Однако начиная с
1920-х годов они оказывали определяющее
влияние на школьное физвоспитание, на
гимнастику и спортивное движение. В
значительной степени они способствовали
преодолению формализма и односторонней
трактовки движений. Однако искусственная
исходная основа, дуалистический подход
к оценке роли сознания и психики,
неясность в определении целей ограничивали
возможность их применения. То, что эти
течения в начале века многое значили с
точки зрения иррационального отрицания
слишком рациональных и чересчур
стилизованных гимнастических движений,
хорошо доказывает тот факт, что они
завоевали признание в спортивной жизни
и составили самостоятельный раздел в
материалах, посвященных физическому
воспитанию девочек. Члены австрийской,
немецкой, голландской, английской,
американской и других гимнастических
школ в 1952 году основали международную
федерацию современной гимнастики.
|