В
англосаксонских государствах корни
пустило медицинское направление, которое
получило наибольший расцвет после I
мировой войны.
Успехи и образцовые школы этого
направления — включая зрелищные
демонстрации — вызвали большой отклик
во всем мире. Его влияние чувствовалось
даже в учебных планах по физическому
воспитанию в школах Центральной Европы.
Однако с начала 1920-х годов оно постепенно
отодвигалось на задний план. (В наши дни
это направление прижилось лишь только
в школах штата Нью-Йорк, Филиппин, Индии,
Ирана, Пакистана и некоторых стран
Центральной Америки.)
У
медицинской или по-другому называемой
— социально-гигиенической — концепции
физического воспитания было два явно
слабых момента. Один из них состоял в
том, что эта концепция не служила
воспитанию смены первоклассных
спортсменов в соответствии с требованиями
спортивных руководителей, тренеров и
менеджеров. Второй — чрезмерно твердая
система не давала возможностей для
экспериментов в области педагогических
реформ, которые в то время культивировались
в Соединенных Штатах Америки и Канаде.
Тревога звучала и в высказываниях
различных критиков. «Не дает жизненного
размаха детской деятельности», «Далека
от индивидуальных личных впечатлений,
не приспосабливается к природе детей»,
«Не содержит в себе признака личности».
Я полагаю, нет необходимости дальше
перечислять эти аргументы, авторы
которых почти дословно цитировали их
из работ Эдуарда Клапареда (1873—1944),
Адольфа Ферри (1879—1960), Джона Деви
(1859—1952), Вильяма Килпатрика (1871—1965).
Однако
в середине 1920-х годов в условия
относительной консолидации возможности
развития физкультуры уже видели в так
называемом «самовоспитательном»
направлении.
Исходным пунктом его было учение о
единстве тела и души человека. В области
физического воспитания это толкуется
таким образом, что преподаватель
неправильно поступает в том случае,
если он отдает предпочтение социальной
гигиене или в ходе выполнения упражнений
делает главный акцент на физической
кондиции, а также на координации движений.
Преподаватель физкультуры не может
исполнять функции ни офицера-инструктора,
ни участкового врача. Его главная задача
состоит в том, чтобы помочь детям в их
«стремлении к самовыражению». Даже
допустимо и то, чтобы ученики сами
выбирали учебный материал по физическому
воспитанию. Таким образом внимание
перейдет от класса на группу, а с группы
— на личность. Задача обучения, специальная
цель преподавания растворилась в цели
воспитания. И наоборот, роль преподавателя
физкультуры сузилась до микросоциологических
измерений и учета. Это направление
создало так называемую каллистеническую
гимнастику, которая в качестве
специфического американского сплава,
обычной и выразительной гимнастики
распространилась на весь континент.
Однако ощутимые результаты она получила
только в школах Дальнего Востока, которые
содержались Христианской ассоциацией
молодых людей.
С
начала 30-х годов
в физическом воспитании англосакских
государств быстро распространилось
так называемое «спортивно-рекреационное»
направление. Этому бесспорно содействовал
нажим, оказываемый со стороны военных
кругов, преподавателей физкультуры, а
кроме того, тренеров и менеджеров по
теннису, плаванию и легкой атлетике и
вызванный проблемой поддержания
спортивной формы спортсменами. Спортивные
менеджеры за поражения, которые потерпели
спортсмены англосакских стран от
французских теннисистов, японских
пловцов и финских легкоатлетов, обвинили
систему физического воспитания, которое,
по их мнению, было ошибочным и страдало
«детским нянченьем» и «манией статистики».
Однако решающее изменение вызвал мировой
экономический кризис 1929—1931 годов.
Центральной проблемой стран, во всяком
случае тех, которые затронул экономический
кризис, — в первую очередь, специалистов
в области физического воспитания в
Соединенных Штатах Америки — стал
вопрос свободного времени. Этой тематике
была посвящена вышедшая в 1931 году
работу Джоя Б. Нэша (1889—1960) «Воспитание
характера в физическом воспитании»,
которая известна как библия
спортивно-рекреационного направления.
Исходным
условием этого направления было то, что
наиболее важным завоеванием современной
цивилизации является «ставший свободным
человек», который после выполнения
повседневных задач в конце недели
свободно может наслаждаться плодами
своей работы. В то же время у этой
цивилизации есть и симптомы заболевания.
Один из этих симптомов — «вынужденное
свободное время», под которым Нэш
цонимает безработицу. Если общество —
это основная мысль проводится в работе
Нэша — хочет избежать более сложных
конфликтов, оно должно регулировать
оба свободных времени и одновременно
заполнять свободные часы человека в
определенной степени легкоусвояемыми,
даже развлекательными физической
активизацией, играми, возможностью
отдохнуть.
Однако
эта проблема не такая простая. Безработные
в силу причин своего материального
положения, а люди, располагающие
естественным свободным временем, с
одной стороны, из-за отсутствия
потребности, с другой стороны, вследствие
приобретенной в школе личной антипатии
или сложностей со спортивными сооружениями
активно не подключились к физической
культуре. «Наши исследования ссылаются
на то, — пишет Нэш, — что дотации по
оказанию помощи безработным нужно
увязывать с предоставлением возможности
для рекреации — со строительством
парков отдыха, бассейнов и спортивных
залов, — а в отношении определенных
возрастных категорий — в первую очередь
с устройством спортивных лагерей, для
восстановления сил после работы». В то
же время в работе Нэша подробно
объясняется, что возможности у отдельных
личностей смогут реализоваться только
в том случае, если они «в оптимальном
возрасте» получат такие вызывающие
потребности импульсы, которые на всю
жизнь свяжут их с какой-либо областью
физической культуры.
Общим
итогом размышления Нэша было то, что
цель реформы школьного физического
воспитания не должна быть возвратом к
шведской гимнастике, которая с урока
на урок направлена только на развитие
мышц детей. В то же время отмечалась
необходимость переступать за рамки
пробуждения общего воспитательного
переживания и стремиться к тому, чтобы
мотивации движения связывались с
выбранным видом спорта наиболее
подходящим отдельным личностям. Так,
чтобы в этом виде спорта дети уже в
школьном возрасте достигали наилучших
результатов; чувствовали себя кандидатом
на зачисление в команду школы, страны;
развивали в себе склонность не только
к «нахождению самого себя», но и достижению
какого-либо рекорда. И если это удастся
хотя бы в самой малой степени, то
большинство ребят до конца своей жизни
будут изыскивать возможность для занятий
и поддержки одного из видов спорта.
Концепция
спортивной педагогики Дж. Б. Нэша пыталась
разрешить неразрешимую до сих пор
дилемму основной и специальной подготовки,
а точнее говоря, связи с физической
активностью. Это направление физического
воспитания не только соответствовало
индивидуально-педагогическим стремлениям,
но и способствовало специализации по
видам спорта в колледжах и других учебных
заведениях. Однако поиск пути принес
только теоретическое решение и не мог
воспрепятствовать тому чрезвычайно
сложному и противоречивому процессу,
на одном из полюсов которого возникла
превосходная база пополнения первоклассных
спортсменов, а на другом, говоря словами
Джона Ф. Кеннеди, — изнеженные американцы.
Упомянутую
модель развития в различных фазах можно
проследить на примере физического
воспитания в элитных школах Австралии,
Канады, Южно-Африканского Союза,
Пакистана, Японии, Южной Америки, а также
в английских колледжах.
Эрнст
Йокл в одной из своих работ, опубликованной
в 1948 году, в качестве вывода о физическом
воспитании в Южно-Африканском Союзе
писал следующее:
«Преподаватели
признают то обстоятельство, что
стремительный темп современного образа
жизни делает время от времени необходимым
освобождение от напряженного труда.
Как раз поэтому в занятии спортом и
спортивными играми юношей и девушек
они стремились сформировать у молодых
людей такое увлечение, чтобы любовь к
спорту сохранилась и после окончания
школы. Можно констатировать, что с
биологической точки зрения белое
население в результате использования
дешевой негритянской рабочей силы и
средств, облегчающих физические усилия,
в определенной степени обленилось. Эту
лень нужно было уравновесить систематической
програмюй физического воспитания».
Подобные
утверждения опубликовал Клод Шмидт в
южноафриканском журнале «Вигэ» за
сентябрь 1945 года:
«Цель
физического воспитания состоит в том,
чтобы учащиеся усвоили здоровые жизненные
привычки, сделали свой организм
выносливым, развивали мышцы и по
возможности до конца жизни сохраняли
любовь к спорту, развивали в себе такое
социальное поведение, спортивную норму,
которые далеко отстоят от антиобщественного
нарушения спокойствия». |