Среда, 24.04.2013, 08:10
История спорта
Главная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Физическая культура древнего мира [24]
Физическая культура средних веков [22]
Физическая культура перехода от средневековья к новому времени [11]
Физическая культура нового времени [93]
Физическая культура новейшей эпохи [320]
Поиск
Календарь
«  Май 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Главная » 2010 » Май » 19 » Направления школьного физического воспитания, основывающиеся на спортивной и игровой деятельности
20:58
Направления школьного физического воспитания, основывающиеся на спортивной и игровой деятельности

В англосаксонских государствах корни пустило медицинское направление, которое получило наибольший расцвет после I мировой войны. Успехи и образцовые школы этого направления — включая зрелищные демонстрации — вызвали большой отклик во всем мире. Его влияние чувствовалось даже в учебных планах по физическому воспитанию в школах Центральной Европы. Однако с начала 1920-х годов оно постепенно отодвигалось на задний план. (В наши дни это направление прижилось лишь только в школах штата Нью-Йорк, Филиппин, Индии, Ирана, Пакистана и некоторых стран Центральной Америки.)

У медицинской или по-другому называемой — социально-гигиенической — концепции физического воспитания было два явно слабых момента. Один из них состоял в том, что эта концепция не служила воспитанию смены первоклассных спортсменов в соответствии с требованиями спортивных руководителей, тренеров и менеджеров. Второй — чрезмерно твердая система не давала возможностей для экспериментов в области педагогических реформ, которые в то время культивировались в Соединенных Штатах Америки и Канаде. Тревога звучала и в высказываниях различных критиков. «Не дает жизненного размаха детской деятельности», «Далека от индивидуальных личных впечатлений, не приспосабливается к природе детей», «Не содержит в себе признака личности». Я полагаю, нет необходимости дальше перечислять эти аргументы, авторы которых почти дословно цитировали их из работ Эдуарда Клапареда (1873—1944), Адольфа Ферри (1879—1960), Джона Деви (1859—1952), Вильяма Килпатрика (1871—1965).

Однако в середине 1920-х годов в условия относительной консолидации возможности развития физкультуры уже видели в так называемом «самовоспитательном» направлении. Исходным пунктом его было учение о единстве тела и души человека. В области физического воспитания это толкуется таким образом, что преподаватель неправильно поступает в том случае, если он отдает предпочтение социальной гигиене или в ходе выполнения упражнений делает главный акцент на физической кондиции, а также на координации движений. Преподаватель физкультуры не может исполнять функции ни офицера-инструктора, ни участкового врача. Его главная задача состоит в том, чтобы помочь детям в их «стремлении к самовыражению». Даже допустимо и то, чтобы ученики сами выбирали учебный материал по физическому воспитанию. Таким образом внимание перейдет от класса на группу, а с группы — на личность. Задача обучения, специальная цель преподавания растворилась в цели воспитания. И наоборот, роль преподавателя физкультуры сузилась до микросоциологических измерений и учета. Это направление создало так называемую каллистеническую гимнастику, которая в качестве специфического американского сплава, обычной и выразительной гимнастики распространилась на весь континент. Однако ощутимые результаты она получила только в школах Дальнего Востока, которые содержались Христианской ассоциацией молодых людей.

С начала 30-х годов в физическом воспитании англосакских государств быстро распространилось так называемое «спортивно-рекреационное» направление. Этому бесспорно содействовал нажим, оказываемый со стороны военных кругов, преподавателей физкультуры, а кроме того, тренеров и менеджеров по теннису, плаванию и легкой атлетике и вызванный проблемой поддержания спортивной формы спортсменами. Спортивные менеджеры за поражения, которые потерпели спортсмены англосакских стран от французских теннисистов, японских пловцов и финских легкоатлетов, обвинили систему физического воспитания, которое, по их мнению, было ошибочным и страдало «детским нянченьем» и «манией статистики». Однако решающее изменение вызвал мировой экономический кризис 1929—1931 годов. Центральной проблемой стран, во всяком случае тех, которые затронул экономический кризис, — в первую очередь, специалистов в области физического воспитания в Соединенных Штатах Америки — стал вопрос свободного времени. Этой тематике была посвящена вышедшая в 1931 году работу Джоя Б. Нэша (1889—1960) «Воспитание характера в физическом воспитании», которая известна как библия спортивно-рекреационного направления.

Исходным условием этого направления было то, что наиболее важным завоеванием современной цивилизации является «ставший свободным человек», который после выполнения повседневных задач в конце недели свободно может наслаждаться плодами своей работы. В то же время у этой цивилизации есть и симптомы заболевания. Один из этих симптомов — «вынужденное свободное время», под которым Нэш цонимает безработицу. Если общество — это основная мысль проводится в работе Нэша — хочет избежать более сложных конфликтов, оно должно регулировать оба свободных времени и одновременно заполнять свободные часы человека в определенной степени легкоусвояемыми, даже развлекательными физической активизацией, играми, возможностью отдохнуть.

Однако эта проблема не такая простая. Безработные в силу причин своего материального положения, а люди, располагающие естественным свободным временем, с одной стороны, из-за отсутствия потребности, с другой стороны, вследствие приобретенной в школе личной антипатии или сложностей со спортивными сооружениями активно не подключились к физической культуре. «Наши исследования ссылаются на то, — пишет Нэш, — что дотации по оказанию помощи безработным нужно увязывать с предоставлением возможности для рекреации — со строительством парков отдыха, бассейнов и спортивных залов, — а в отношении определенных возрастных категорий — в первую очередь с устройством спортивных лагерей, для восстановления сил после работы». В то же время в работе Нэша подробно объясняется, что возможности у отдельных личностей смогут реализоваться только в том случае, если они «в оптимальном возрасте» получат такие вызывающие потребности импульсы, которые на всю жизнь свяжут их с какой-либо областью физической культуры.

Общим итогом размышления Нэша было то, что цель реформы школьного физического воспитания не должна быть возвратом к шведской гимнастике, которая с урока на урок направлена только на развитие мышц детей. В то же время отмечалась необходимость переступать за рамки пробуждения общего воспитательного переживания и стремиться к тому, чтобы мотивации движения связывались с выбранным видом спорта наиболее подходящим отдельным личностям. Так, чтобы в этом виде спорта дети уже в школьном возрасте достигали наилучших результатов; чувствовали себя кандидатом на зачисление в команду школы, страны; развивали в себе склонность не только к «нахождению самого себя», но и достижению какого-либо рекорда. И если это удастся хотя бы в самой малой степени, то большинство ребят до конца своей жизни будут изыскивать возможность для занятий и поддержки одного из видов спорта.

Концепция спортивной педагогики Дж. Б. Нэша пыталась разрешить неразрешимую до сих пор дилемму основной и специальной подготовки, а точнее говоря, связи с физической активностью. Это направление физического воспитания не только соответствовало индивидуально-педагогическим стремлениям, но и способствовало специализации по видам спорта в колледжах и других учебных заведениях. Однако поиск пути принес только теоретическое решение и не мог воспрепятствовать тому чрезвычайно сложному и противоречивому процессу, на одном из полюсов которого возникла превосходная база пополнения первоклассных спортсменов, а на другом, говоря словами Джона Ф. Кеннеди, — изнеженные американцы.

Упомянутую модель развития в различных фазах можно проследить на примере физического воспитания в элитных школах Австралии, Канады, Южно-Африканского Союза, Пакистана, Японии, Южной Америки, а также в английских колледжах.

Эрнст Йокл в одной из своих работ, опубликованной в 1948 году, в качестве вывода о физическом воспитании в Южно-Африканском Союзе писал следующее:

«Преподаватели признают то обстоятельство, что стремительный темп современного образа жизни делает время от времени необходимым освобождение от напряженного труда. Как раз поэтому в занятии спортом и спортивными играми юношей и девушек они стремились сформировать у молодых людей такое увлечение, чтобы любовь к спорту сохранилась и после окончания школы. Можно констатировать, что с биологической точки зрения белое население в результате использования дешевой негритянской рабочей силы и средств, облегчающих физические усилия, в определенной степени обленилось. Эту лень нужно было уравновесить систематической програмюй физического воспитания».

Подобные утверждения опубликовал Клод Шмидт в южноафриканском журнале «Вигэ» за сентябрь 1945 года:

«Цель физического воспитания состоит в том, чтобы учащиеся усвоили здоровые жизненные привычки, сделали свой организм выносливым, развивали мышцы и по возможности до конца жизни сохраняли любовь к спорту, развивали в себе такое социальное поведение, спортивную норму, которые далеко отстоят от антиобщественного нарушения спокойствия».

Категория: Физическая культура новейшей эпохи | Просмотров: 174 | Добавил: Valerm96 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Архив записей
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    История спорта © 2013 Создать сайт бесплатно