Следуя
за «апостолами» природной гимнастики
Руссо, Аморосом и Демени, Георг Эбер
(1875—1957), французский офицер флота, создал
систему, ставшую заметным явлением.
Своими методами он хотел из молодых
людей, подрастающих в нездоровой
атмосфере французских городов, воспитать
поколение стойких и сильных офицеров,
обладавших, говоря спортивным языком,
комплексной выносливостью.
Элементы
движений он разделил на восемь групп:
ходьба, бег, прыжки, лазанье, поднятие,
метание, плавание, атакующие и
оборонительные движения. Кроме этого,
он применял различные дополняющие и
подготовительные упражнения. К числу
последних он относил игры, «деятельность
состязательного характера, но не
соревнования» и рукоделие.
Эклектическая
система Эбера с точки зрения набора
упражнений не дала чего-либо нового. В
основе своей она сохранила элементы
шведской гимнастики. Однако стремление
воплотить принцип «естественности»
открывало ему путь к привлечению легкой
атлетики, плавания и занятий на местности.
Его методы, учитывавшие деятельность
вестибулярного аппарата, дыхательной
системы, обмена веществ, нервной системы,
то есть снабжения организма энергией,
однозначно указывали на то, что его
концепция, даже не будучи сформулированной,
преследовала цель воспитания оптимальной
выносливости.
Наиболее
важные из его принципов:
Преподаватель
физвоспитания в ходе выполнения
упражнений должен «жить вместе» с
учениками. Развивать различные группы
мышц он должен с помощью таких
разнообразных упражнений, в результативности
которых он убедился лично.
Необходимо
ежедневно создавать возможности для
физвоспитания. В ходе занятий в интересах
координированной нагрузки на все органы
и системы преподаватель должен
использовать возможности для тренировок,
предоставляемые природой (солнце, вода,
воздух, преодоление естественных
препятствий на местности).
На
всех занятиях по физвоспитанию необходимо
выполнять упражнения по развитию
выносливости и дыхательные упражнения.
Учащиеся
должны заниматься обнаженными до пояса
и по возможности на свежем воздухе.
Каждый
урок физвоспитания должен заканчиваться
массажем и купанием. Преподаватель
должен вести учет личных достижений
своих учеников.
В
ходе реформы 1916 года его положения во
многих аспектах были включены в программу
обучения высшей школы физического
воспитания в Жонвиль де Понт.
Идеи
Георга Эбера встретили поддержку в
первую очередь со стороны преподавателей
физвоспитания Австралии, Центральной
и Южной Америки. Его влияние распространилось
не только на страны Западной и Центральной
Европы, но и на физическое воспитание
в Советском Союзе.
Однако
господствующим направлением оно не
стало ни в одной стране. Причину этого
следует искать прежде всего в том, что
в рамках этого направления нельзя было
удовлетворить ни требования рекреации,
ни требования постепенно развивавшейся
военной подготовки.
|