24 августа
1972 года на 73 сессии МОК в Мюнхене
президентом Международного олимпийского
комитета избирается ирландец Майкл
Моррис, 3-й барон Килланин. Во время его
нахождения на посту президента Олимпийское
движение испытывало трудный период.
Одна
группа проблем включала в себя программу
планомерной помощи, направленной на
развитие спорта в слаборазвитых странах.
Олимпийский Комитет СССР ещё в 1962 году
на 59 сессии МОК, проходившей в Москве,
внес предложение о том, чтобы МОК на
основе продуманной концепции предпринял
конкретные шаги по оказанию материальной
поддержки спортивному движению в Африке,
Азии и Латинской Америке. Чтобы он взял
на себя большую роль в деле расширения
сети спортивных сооружений в этих
странах, а также в обеспечении их
специалистами. Пронизанное чувством
ответственности предложение, внесенное
Константином Андриановым, было принято,
однако на пути его осуществления возникло
много препятствий.
Поддержка
спортивного движения в развивающихся
странах оказалась не по вкусу ряду
членов МОК. Другие же побаивались за
свои позиции или опасались того, что
расширение олимпийского движения усилит
имевшие место разногласия. Высказывались
соображения и такого порядка, что
материальную поддержку следует оказывать
не под эгидой МОК, а в форме двусторонних
связей. Руководство МОК заняло позицию,
согласно которой Международный
Олимпийский Комитет не может выходить
за рамки своей деятельности, и потому
необходимо ограничиться созданием
«олимпийского фонда» и время от времени
выделять небольшие суммы уже существующим,
но испытывающим материальные затруднения
олимпийским комитетам. Естественно,
что такой путь, означавший уход от
ответственности и дающий широкий простор
для различного рода политического
маневрирования, не мог удовлетворить
заинтересованные страны, не отвечал он
и позиции национальных комитетов
социалистических стран.
В ходе
затянувшихся на долгие годы
спортивно-дипломатических стычек
становилось все яснее, что МОК сам по
себе не способен финансировать
всеобъемлющую программу солидарности.
Стало также понятным, что авторитету
МОК не повредит, а, напротив, пойдет на
пользу, если он в этом вопросе получит
поддержку международных федераций,
национальных олимпийских комитетов
развитых стран, других государственных
и общественных организаций. Таким
образом будет разрушена глухая стена
между МОК и ЮНЕСКО, ставившей перед
собой во многих отношениях аналогичные
цели.
После
устранения различных, в большей части
субъективного характера, препятствий
программа солидарности почти с трехлетним
опозданием вступила в стадию осуществления.
Олимпийский Комитет СССР одним из первых
внес на эти цели значительную сумму.
Солидные суммы выделили также Болгария,
Чехословакия, Франция, ГДР, Италия и
Швеция. Однако денег все же было
недостаточно. Таким образом, к началу
семидесятых годов были осуществлены
только те задачи программы солидарности,
для которых условия обеспечивали
социалистические страны, и в первую
очередь Советский Союз. Материальные
проблемы были разрешены в 1973 году, когда
МОК путем заключения соглашений с
международными телекомпаниями о праве
трансляции получил доступ к источнику
новых денежных поступлений. Начиная с
этого времени одна треть миллионных
сумм денежных поступлений остается в
распоряжении МОК, другая треть принадлежит
международным федерациям. Оставшаяся
сумма идет на цели программы солидарности.
Для координации деятельности, связанной
с программой солидарности, была создана
специальная комиссия из 24 членов МОК
во главе с лордом Килланином. В ее работу
органически включились международные
федерации и национальные олимпийские
комитеты. Так, например, Международная
федерация футбольных ассоциаций в
период с 1973 по 1979 год организовала в
странах Азии, Африки и Америки около 80
курсов усовершенствования для судей и
тренеров спортивных обществ. В 1979-80 гг.
она выделила 1,7 миллиона швейцарских
франков на развитие футбола прежде
всего в странах Азии и Африки. В последние
годы среди федераций, располагающих
ограниченными средствами, наибольшую
активность проявляет Международная
федерация гимнастики.
Разрядка,
наметившаяся в 1960-х годах в международных
отношениях и означавшая переход от
конфронтации и «холодной войны» к
политике переговоров, создала более
благоприятные условия и для сотрудничества
в области спорта. С развалом колониальной
системы в международное олимпийское
движение влились более 30 новых стран.
Число национальных олимпийских комитетов,
признанных МОК, возросло до 130. Олимпийское
движение практически все больше
превращалось во всеобщее демократическое
движение спортивной молодежи мира. В
1972 г. в Мюнхене спортсмены 11 социалистических
стран завоевали 100 первых мест, то есть
более половины всех разыгрывавшихся
олимпийских золотых медалей. Само собой
разумеется, что прогрессивные тенденции,
прокладывавшие себе дорогу в олимпийском
движении, заставляли те западные круги,
которые продолжали оставаться сторонниками
методов «холодной войны», идти на
известный пересмотр своей политики.
Используя дело австрийского лыжника
Карла Шранца (1968), позицию спортивных
руководителей африканских стран в
отношении Родезии, террористические
акции организации «Черный сентябрь»,
отказ Денвера от проведения зимних
Олимпийских игр 1976 года и проблему
допинга, западная печать начала говорить
о кризисе олимпийского движения. Дошло
до того, что многие ответственные
спортивные руководители стали высказывать
мнение о том, что в интересах ограничения
«спортивного национализма» следует
отказаться от принятой практики
исполнения национальных гимнов и
поднятия государственных флагов во
время объявления результатов. Эта
ситуация осложнялась тем, что создание
в 1967 г. под руководством Роже Кулона
Генеральной Ассоциации международных
спортивных федераций (ГАМСФ) привело в
конечном счете к ослаблению позиций
олимпийского движения. Все более
тревожной становилась проблема
«гигантизма», связанная с подчинением
отдельных видов спорта интересам бизнеса
и разбуханием программы олимпийских
игр.
Под
влиянием укрепления лагеря сторонников
мирного сосуществования и в связи с
обострением серьезных противоречий
внутри международного спортивного
движения МОК созвал осенью 1973 г. в Варне
X Олимпийский конгресс. Важнейшее
значение диалога, в котором приняли
участие 61 член МОК, 66 делегатов от 26
международных спортивных объединений,
а также 187 представителей 82 национальных
олимпийских комитетов, состояло в том,
что впервые в истории спорта подобная
встреча превратилась в форум, отразивший
изменение соотношения сил в международном
олимпийском движении. Представители
кругов, пытавшихся умалить или исказить
общественную роль олимпийских игр,
потерпели на конгрессе поражение. В
результате активизации деятельности
«трехстороннего комитета» в значительной
мере были устранены препятствия на пути
развития сотрудничества между МОК и
международными спортивными федерациями
и тем самым сделаны первые шаги в сторону
демократизации организационной структуры
олимпийского движения.
Признав
закономерность взаимосвязи между
спортом и государством, конгресс тем
самым стимулировал усилия, предпринимаемые
в отдельных странах в целях развития
физической культуры.
...На
основе прозвучавших предложений был
переработан 20-й параграф «Хартии» МОК,
что и официально сделало возможной
легальную поддержку современной
подготовки, возмещение потери в заработке
в период пребывания на тренировочных
сборах. В то же время был наложен более
строгий запрет на рекламную деятельность
спортсменов-любителей.
Конгресс
в Варне одобрил предложения Советского
Союза, направленные на оказание
планомерной помощи развивающимся
странам в деле развития спортивной
жизни. На основе этого решения конгресса,
а также с учетом упоминавшихся ранее
денежных поступлений осуществление
олимпийской программы солидарности,
начиная со второй половины 1970-х годов,
было отмечено значительными результатами.
Помимо материальной поддержки только
в 1978 г. национальные олимпийские комитеты
103 стран Азии, Африки и Латинской Америки
получили проектную документацию для
строительства спортивных сооружений,
организационную и методическую помощь,
возможность позаимствовать опыт в
тренировочных лагерях. В 32 странах были
организованы курсы тренеров, в которых
приняли участие 7312 слушателей. Из них
316 пользовались стипендиями олимпийской
солидарности, т. е. находились на полном
обеспечении. Наиболее серьезные
международные курсы были организованы
высшими учебными заведениями Москвы,
Рима, Лейпцига, Мехико, Софии, Брайтона,
Джакарты и Буэнос-Айреса. В программе
курсов были представлены легкая атлетика,
борьба, велосипед, баскетбол, футбол,
бокс, волейбол, тяжелая атлетика,
плавание, гимнастика и фехтование.
Занятия проводили наиболее авторитетные
специалисты Советского Союза, Болгарии,
Кубы, ГДР, Польши, Италии, Бразилии и
Турции. В июне 1979 года Исполком МОК, а
также проходившая в Пуэрто-Рико
конференция представителей национальных
олимпийских комитетов и международных
спортивных федераций положительно
оценили результаты осуществления
олимпийской программы солидарности.
Здесь же была обсуждена дальнейшая
программа в этой области.
К числу
наиболее значительных, отвечавших
спортивной политике мирного сосуществования
форумов, проводившихся в семидесятые
годы можно отнести консультативную
встречу спортивных руководителей
Европы. Первая такая встреча состоялась
12—17 мая 1973 г. в Вене. На основе прозвучавших
здесь предложений ЮНЕСКО в декабре 1976
года на своей конференции в Найроби
была учреждена Межправительственная
Комиссия по физкультуре и спорту.
Значение инициативы спортивных
руководителей
Европы,
направленной на развитие международного
сотрудничества, подчеркивает тот факт,
что во второй конференции в августе
1978 г. приняли участие делегаты 29 стран,
а 28 государств были представлены
наблюдателями. Вслед за этим в 1979 г. на
81-й сессии МОК в Монтевидео было подписано
соглашение о сотрудничестве между
ЮНЕСКО, МОК и Межправительственной
комиссией. На этой же сессии МОК было
одобрено решение о принятии во временные
члены 17 национальных олимпийских
комитетов, среди них — Анголы, Лаоса,
Мавритании, Мозамбика, Сейшельских
островов и Вьетнама.
Заметим
при этом, что отношения между МОК и
Межправительственной комиссией время
от времени под давлением западных кругов
пытались осложнить отдельные органы
печати. Были попытки гальванизировать
ложную теорию независимости олимпийского
движения от международной политической
жизни и от правительств. Распускались
слухи о том, что ЮНЕСКО якобы нарушает
суверенитет МОК и ее деятельность рано
или поздно приведет к оттеснению МОК
на задний план. Исторический опыт,
однако, свидетельствует о том, что МОК
в одиночку не может вести сколько-нибудь
значительную деятельность в таких
представляющих собой основу физической
культуры областях, как здравоохранение,
школьное физвоспитание, рекреация,
туризм, развитие спортивных сооружений.
Стремление противопоставить друг другу
заинтересованных в развитии физической
культуры в своих странах государственных
деятелей и неправительственные
общественные организации было довольно
рискованной игрой, которая могла нанести
ущерб прежде всего международному
спортивному движению. Несомненно также,
что олимпийское движение в наши дни
невозможно без сотрудничества (и
взаимопомощи) с правительствами тех
стран, где спортивная жизнь, все более
переплетающаяся с культурной деятельностью,
становится одним из факторов развития.
Это признание подчеркнул один из
выдающихся деятелей современного
олимпизма лорд Килланин на встрече со
спортивными руководителями социалистических
стран в январе 1979 г. в Москве.
События,
предшествовавшие Московским олимпийским
играм, открывшим новую главу в истории
спорта, восходят к началу 70-х годов.
Международная обстановка в этот период
характеризовалась смягчением
напряженности. Московский городской
совет на своем заседании в сентябре
1971 года, проконсультировавшись
предварительно с Олимпийским Комитетом
СССР, принял решение выдвинуть кандидатуру
Москвы на проведение Летних Олимпийских
игр 1980 года. Это предложение Моссовета
было уже в ноябре того же года направлено
в МОК. 23 октября 1974 года лорд Килланин
объявил о решении МОК, согласно которому
право на проведение игр было передано
советской столице. Вслед за этим в
Москве, Ленинграде, Киеве, Минске и
Таллине началось строительство новых
спортивных сооружений, а также
реконструкция старых. В марте 1975 г. был
официально создан Оргкомитет 0лимпиады-80
во главе с заместителем председателя
СМ СССР И. Т. Новиковым. Программа Игр,
в которой значилось 203 состязания по 29
видам спорта, была одобрена на 79-й сессии
МОК в июне 1977 г. в Праге. Было также
решено, что часть предварительных
соревнований и полуфиналов будет
проведена в упомянутых ранее городах,
а состязания по парусному спорту — в
Таллинском заливе. В январе 1978 г. лорд
Килланин посетил Москву и после
переговоров выразил удовлетворение
ходом строительства спортивных объектов.
В марте 1978 г. вопрос о подготовке к
Олимпиаде рассматривал Московский
городской совет. Сообщение, подготовленное
Московским городским советом, МОК
одобрил на своей 80-й сессии в мае того
же года в Афинах. К лету 1979 г. олимпийские
сооружения были, по существу, готовы. С
21 июля по 5 августа в Москве состоялись
финальные состязания VII Летней Спартакиады
народов СССР, которые одновременно
являлись генеральной репетицией перед
Олимпийскими играми. С учетом опыта
проведенной спартакиады организаторы
внесли последние предложенные
организационные поправки. В первой
половине 1980 г. усилиями социалистических
стран, а также не в последнюю очередь
благодаря последовательной позиции
МОК удалось отбросить попытки картеровской
администрации организовать бойкот
Олимпиады. 27 июня в торжественной
обстановке была открыта Олимпийская
деревня, и на Олимпиаду стали прибывать
первые делегации.
14—16
июля в Москве состоялась 83-я сессия МОК,
на которой председателем МОК вместо
ушедшего в отставку лорда Килланина
был избран Хуан Антонио Самаранч. |