На территориях, расположенных
непосредственно к востоку от Средиземного
моря, на равнине между Тигром и Евфратом,
вдоль Нила и далее в долинах Инда и
Хуанхэ в течение V и IV тысячелетий до н.
э. начали происходить такие изменения,
которые вызвали коренной поворот в
истории человечества. Отдельные народы,
создав земледельческие и скотоводческие
поселения, достигли уровня урбанизации.
В результате интенсивного развития их
обществ в направлении частной собственности
и классовых отношений там впервые
возникли государственные образования.
В процесс производства с большей или
меньшей степенью участия был включен
труд рабов.
В
соответствии с изменением условий жизни
ключевой
задачей физической культуры, начавшей
носить классовый характер, стало
воспитание типа человека, годного для
удержания власти и завоеваний.
Сохранявшие трудовые мотивы виды
физической культуры в среде обособившихся
от народа господствующих слоев постепенно
преобразились и превратились в
практическое приложение к военной
подготовке.
Общеизвестно, что древнее военное
искусство характеризовалось расположенными
в линию боевыми порядками и серией
примитивных маневров. Судьбу сражений,
ведшихся легко выходившим из строя и
деформировавшимся холодным оружием, в
конечном итоге решали сила мускулов
сдельных воинов, их выносливость,
ловкость, опытность, волевая и моральная
стойкость. В соответствии с этим введенное
вместо подготовки к ритуальным испытаниям
посвящения обязательное физическое
воспитание юношества почти во всех
государствах основывалось на атлетике,
стрельбе из лука, гонках колесниц,
скачках, плавании, охоте, фехтовании,
контактных физических поединках и
танцах с оружием, имевших целью поднятие
боевого духа. Повышению же эффективности
обучения служили различные состязания,
организуемые по большей части с
торжественными внешними атрибутами.
Заслуживает внимания одна бросающаяся
в глаза закономерность в соотношении
развития древней физической культуры
и военного искусства. Там, где в физической
культуре аристократии атлетические
формы движений отходят на задний план
и начинают господствовать репрезентативная
охота, культ бань, игра в мяч, развлечения,
не требующие большой подвижности, а
боевые танцы превращаются в театральные
зрелища, речь уже идет либо об использовании
армии наемников, либо об упадке самого
государства.
Изучение форм состязаний, регулируемых
различного рода нормами, позволяет
обнаружить
второй
ключевой фактор общественной
саморегулирующей роли физической
культуры древнего мира — чрезмерное
количество магическо-мистических
ограничений. Несущие на
себе отпечаток различных религиозных
идеологических течений и одновременно
выполняющие функции воспитательного,
лечебного, военно-прикладного и
выразительного характера в рамках своих
связей с магией мотивы движений —
особенно в эпоху становления физической
культуры — переплетаются столь тесно,
что, отделив их друг от друга, едва ли
можно понять что-либо. В условиях,
существовавших в государствах Древнего
Востока, физическая культура тоже
предстает в качестве сферы мнимых
средств развития. Свою роль посредника
между человеком и природой она может
осуществлять, лишь будучи подчиненной
застывшим, отчужденным от человека
представлениям. Творческая деятельность
человека по формированию и совершенствованию
культуры движений оказывается вынужденной
обслуживать культ.
Третий
ключевой фактор особенностей физической
культуры древнего мира таится в
ограничивающих рамки общественного
развития различиях определяющего
характера между двумя основными способами
производства и их оттенках.
Забегая вперед, скажем только, что в
характерных для Древнего Востока
способах производства (азиатский и др.)
труд отдельного индивидуума носил не
общественный, а всего лишь побочный
характер. Согласно системе ценностей,
сформировавшейся в этих условиях, из
достижений индивидуума в рамках
физической культуры также принимались
только те взятые из прошлого и раз и
навсегда закрепленные основные нормы,
которые находились в строгом соответствии
с представлениями общественности, а
точнее, олицетворяющего ее деспотического
режима власти. В противовес этому с
появлением способа производства,
предполагавшего взаимозависимость
индивидуального и общественного труда,
физическая культура народов Средиземноморья
освободилась от характерных для Древнего
Востока культовых ограничений. Здесь
смогла сформироваться такая эластичная
гуманоцентрическая система канонов,
при которой физическая культура не
только обособилась от непосредственных
практических условностей, но и сумела
создать самостоятельные эстетические
и этические категории.
Первые известные нам следы
физической культуры древнего мира были
обнаружены в районе, примыкающем с
востока к Средиземному морю, а точнее
— в Месопотамии. В IV тысячелетии до н.
э. здесь сложились общественные системы,
в условиях примитивного воинственного
деспотизма которых военные и культурные
функции политической власти были
поделены между светскими и религиозными
кругами господствующих классов. |