Административные
органы метрополий мало занимались
физической культурой народов, находившихся
под колониальным гнетом. Среди взрослого
населения физкультурную подготовку
получали лишь находившиеся на службе
у колонизаторов индийские, корейские,
эфиопские и арабские военнослужащие.
Созданные под патронажем метрополий
спортивные объединения являлись как
бы своеобразными достопримечательностями
той или иной страны. В других случаях,
если это не представляло какой-либо
опасности, сохраняли племенные ритуалы,
народные состязания по культуризму,
тем самым стараясь завоевать симпатии
местной племенной аристократии.
Одновременно кинопродюсерам и
книгоиздателям метрополий предоставлялась
возможность для показа дающих значительную
прибыль различных курьезов из жизни
малоизвестного «экзотического Востока»
и «Черной Африки». В то же время
сдерживалась всяческая деятельность
по физическому воспитанию и развитию
спорта, подозревавшаяся в том, что она
связана с движением за получение
независимости или с организациями,
борющимися за национальное освобождение.
В период
между двумя мировыми войнами только в
таких наиболее развитых, имеющих
национальную буржуазию колониальных
странах, как Египет и Индия, наблюдалось
стремление добиться определенных
послаблений в отношении физического
воспитания даже в условиях колониальной
зависимости. Таковым было возникшее в
Индии после первой мировой войны движение
групп «Акхада», которое наряду с
распространением традиционных обычаев
охватывало также отдельные виды
современного спорта и школьное физическое
воспитание. Вышеуказанные группы играли
значительную роль в деле поддержки
спортивных занятий по системе «йогов»
и в превращении хоккея на траве в
национальный вид спорта. Известный
своими антианглийскими настроениями
Мохамед Тахер-паша выступил лидером
подъема спортивной жизни в Египте. В
1918 году в Александрии был создан первый
в Африке настоящий спортивный комбинат,
где хотели организовать первые
Панафриканские игры, однако этому
воспрепятствовали англичане. О временном
оживлении спортивной жизни в Египте
свидетельствуют спорадические успехи
тяжелоатлетов, борцов и футболистов на
международных соревнованиях.
Во
многих колониальных странах спортивная
жизнь не получила значительного развития.
Талантливые спортсмены этих стран в
результате деятельности европейских
колонизаторов и незначительного числа
спортивных клубов под руководством
Христианской ассоциации молодых людей
лишь служили пополнением команд
метрополии или становились добычей
профессиональных меценатов. Типичный
пример этому мы видим в отношениях
Соединенных Штатов Америки и Филиппин,
а также Франции и Алжира.
Во время
второй мировой войны, а также в
предшествующие ей годы английские,
французские и голландские колонизаторы
для отражения японской, итальянской, а
позднее немецкой агрессии вынуждены
были использовать цветную молодежь из
колоний. В ходе военной подготовки
призывники-туземцы познакомились также
с различными видами физической культуры.
А в интересах завоевания поддержки
широких народных масс колонизаторы
вынуждены были осуществить ряд таких
реформ, которые оказали благоприятное
влияние и на развитие физической культуры
в колониальных странах. В результате
упомянутых реформ в период с 1939 по 1945
год в Индии, Индонезии, Египте, Иране и
Ираке вдвое возросло число обществ и
учреждений, занимавшихся вопросами
физической культуры. Большую роль в
этом сыграло также и то, что метрополии
вынуждены были решиться на промышленное
развитие колоний, что ранее являлось
наиболее запретной областью. Тем самым
несколько усилились позиции местной
буржуазии и несколько возросло ее
стремление к независимости. Национальная
буржуазия — подобно тому, как это было
и с движениями за независимость в Европе,
— осознала, что спортивные и физкультурные
организации могут хорошо послужить для
достижения ее целей.
Основной
спецификой развития современного
физкультурного и спортивного движения
бывших колониальных и полуколониальных
стран после второй мировой войны явилось
то, что оно сформировалось одновременно
с борьбой «третьего мира» за политическую
независимость, но при чрезвычайно
разнящихся и противоречивых условиях.
Примерную картину этого может дать
хронология присоединения отдельных
стран к олимпийскому движению. Это,
однако, не передает внутреннего содержания
этого процесса.
Второй
характерной чертой физкультурного
движения в странах «третьего мира»
явилось то, что его развитие происходило
при взаимном влиянии соотношения сил
двух антагонистических мировых систем.
Ибо политическая независимость — за
небольшим исключением — не принесла с
собой ликвидации зависимости в
экономических и культурных отношениях.
Отсталость и нехватка специалистов в
огромной степени способствовали
сохранению возможностей влияния извне.
Поездки зарубежной спортивной команды
имеют несравненно большее значение —
что касается внутренней структуры
физической культуры, а также определения
ее роли в обществе -— в любой стране
мира, чем тренер, преподаватель физкультуры
или группа инженеров, руководящая
строительством спортивного сооружения.
Не случайно, что бывшие колонизаторы
через Христианскую ассоциацию молодых
людей, американский «Корпус мира»,
английские и французские игры содружества
наций, через сеть так называемых
«городов-побратимов», а также путем
репрезентативных турне негритянских
спортсменов (Джесси Оуэнс, Вильма
Рудольф) хотят усилить свое влияние в
странах «третьего мира». Наряду с бывшими
метрополиями социалистический лагерь
также оказывает значительное влияние
на эти страны, что проявляется в форме
строительства спортивных сооружений,
подготовки специалистов и передачи
опыта. Так, например, Советский Союз
взял на себя расходы по строительству
спортивных комплексов в Джакарте, в
Конакри и в Бамако. Болгария поставила
документацию и специалистов для
строительства стадионов и дворцов
спорта, а Чехословакия — для организации
массовых спортивно- гимнастических
выступлений. В Лейпцигской высшей школе
физкультуры до 1975 года включительно
более 500 человек из 25 стран Азии и Африки
получили дипломы преподавателей
физкультуры и тренеров.
Третьей
характерной чертой являются огромная
неравномерность и различия внутреннего
развития, проявляющиеся в экономических
условиях отдельных стран.
Наиболее значительный прогресс сделали
Бирма, Филиппины, Индия, Индонезия, Южная
Корея, арабские государства, Нигерия,
Кения, Сенегал, Алжир, Гана, Гвинея и
Мали, где сразу же после освобождения
были созданы государственные органы
по руководству физкультурой и спортом.
Однако в наиболее крупных странах
«третьего мира» спортивное движение
базировалось на армии, на активизации
молодежных политических и общественных
органов. В Иране, Индии и Пакистане
значительная роль принадлежит традиционным
учреждениям. При условиях жизни в
наиболее отсталых районах «Черной
Африки», в деревнях «банановых республик»
Центральной Америки, а также в Южной
Индии и Бангладеш нельзя или почти
нельзя в современном понимании говорить
о физической культуре. Соперничество,
связанное с древними церемониальными
испытаниями, упражнения, связанные с
церковными церемониями, сохранились
до наших дней.
В
большинстве бывших колониальных стран
и сегодня сохраняется четвертый фактор
— влияние искажений их внутреннего
развития в прошедшие столетия.
Специалисты из социалистических стран,
которые сотрудничали в высших школах
физкультуры в Ираке, Тунисе и Египте,
из года в год с удивлением отмечали, что
преподавателям, а также спортивным
руководителям в этих странах почти
невозможно было уговорить женщин
заниматься спортом. Огромных усилий,
наконец, стоила организация в начале
1960-х годов таких женских соревнований,
которые уже не сопровождались семейными
драмами или другими скандалами. Общим
явлением было также и то, что компрадорские
и коррумпированные группировки,
вытесненные из политической и экономической
жизни, хотели укрепить свои позиции в
области спорта. К пережиткам прошлого
относится и то, что даже в странах с
относительно развитым физкультурным
и спортивным движениями они ограничивались
только столицей или же еще одной или
двумя провинциями. Очагами физкультуры
были: в Индии — богатый народными
традициями штат Пенджаб, в Индонезии —
остров Ява, в Египте — области дельты
Нила, в Ираке — Багдад и его окрестности.
Интересное
проявление упомянутой проблемы мы можем
выявить, если внимательно просмотреть
списки индийской команды по легкой
атлетике, борьбе или хоккею на траве.
Сплошь встречаются такие имена, как
Милкха Сингх, Гурбаган Сингх, Бакшиш
Сингх, Аджмер Сингх. Даже сам президент
Индийского олимпийского комитета также
Сингх (Раджа Бхалиндра). Речь отнюдь не
идет о том, что одна многочисленная
спортивная семья воплотила в себе всю
индийскую физкультуру.
Происхождение
фамилии Сингх берет начало в историческом
прошлом народности, исповедовавшей
религию сикхизм и населявшей территорию
уже упоминавшегося североиндийского
штата Пенджаб, где уже в XVI веке были
ликвидированы кастовые условности.
Последователи сикхизма сами себя
называют сингхами. Их насчитывается
около 40 миллионов человек.
В Индии
— за исключением штата Пенджаб —
приверженность к кастовым предрассудкам
больше всего затрудняла осуществление
задач, поставленных правительством в
области физической культуры. Принятая
в 1947 году Индийская конституция законно
провозгласила ликвидацию общественной
изоляции «неприкасаемых» хариджан.
Однако спортсмены, принадлежащие к
кастам, и позднее не хотели находиться
в одной раздевалке вместе с хариджанами.
Не раз отменялись матчи по хоккею на
траве только из-за того, чтобы в ходе
игры не коснуться презренного противника.
Когда в 1953 году комитет по проведению
спортивного фестиваля в штате Майсур
объявил о праздничном соревновании
борцов, более ста спортсменов-«неприкасаемых»
также заявили о своем участии в них, так
как полагали, что это хороший повод для
претворения в жизнь положений конституции.
Однако спортсмены, принадлежащие к
другим кастам, организовали митинг
протеста и угрожали тем, что не примут
участия в чемпионате, если им придется
выступать вместе с хариджанами. После
того как организационный комитет не
уступил этим требованиям, толпа
возмущенной молодежи намеревалась
учинить расправу над «нарушающими
порядок» хариджанами. Вызванные отряды
полиции встретил град камней. В происшедших
столкновениях трое погибло и тринадцать
человек получили серьезные ранения. А
борющихся за свои права спортсменов-борцов
из «неприкасаемых» удалось спасти от
расправы разъяренной толпы, только
вывезя их на полицейских машинах. После
многочисленных подобных случаев —
почти на каждом спортивном соревновании
— индийский парламент в мае 1955 года
принял закон, согласно которому за
оскорбление хариджан виновные
приговариваются к шести месяцам тюремного
заключения и штрафу в 500 рупий, а
деятельность спортивных обществ,
продолжающих дискриминационную политику,
запрещается. Однако предрассудки,
имеющие тысячелетнюю историю, невозможно
было изжить даже такими строгими мерами.
В 1962 году в штате Мадхья-Прадеш на одном
из соревнований победителя-хариджана
наградили зонтиком, ковром, маслом и
сахаром, а также ему было разрешено даже
участвовать в конноспортивных
соревнованиях. Видя в этом «поразительное»
нарушение своих привилегий, фанатичные
приверженцы кастовых традиций напали
на полицейских и сорвали праздник. И
здесь столкновения сопровождались
смертельными случаями.
Пятой
главной особенностью, определяющей
развитие физкультурного и спортивного
движений стран «третьего мира», является
стремление к национальному единству и
антиколониальному международному
сотрудничеству. Индонезия сразу же
после изгнания голландских колонизаторов
(1948) отпраздновала свое освобождение
организацией национальных спортивных
игр. В конце сороковых годов возобновились
также ежегодные спортивные фестивали
в Индии, на которых встречались команды
штатов. С национальными или международными
играми подобно Колумбии связано
празднование национальных праздников
в Бирме, Алжире, Тунисе, Ливии и в ряде
других стран. Из этого движения в начале
пятидесятых годов в Египте образовался
Арабский спортивный комитет, который
в 1953 году организовал панарабские игры.
На конгрессе Панафриканского союза
спортсменов-любителей, созванном в
связи с проведением Браззавильских
игр, был создан Высший совет спорта
Африки, который в рамках Организации
африканского единства ведает спортивными
делами. При его содействии стало возможным
отстранить от участия в Олимпийских
играх два расистских режима: Южно-Африканскую
Республику (1968) и Родезию (1972). Совет
также самокритично отнесся к опрометчиво
объявленному в 1976 году бойкоту Олимпийских
игр в Монреале (в связи с Новой Зеландией)
и вновь нашел способ к возобновлению
сотрудничества с Международным
олимпийским комитетом. Большое значение
Африканским играм придал тот факт, что
они смогли возвыситься над Западноафриканскими
играми, патронируемыми англичанами,
над имеющими неоколониальные тенденции
Африканскими дружескими играми,
инициатором которых являлась Франция,
так же как и над Панарабскими и
Средиземноморскими играми, отражавшими
лишь узкие региональные интересы.
Действующая в рамках Совета Всеафриканская
спортивная организация оказывает
активную помощь в создании национальных
спортивных союзов в наиболее отсталых
странах. Немалая роль Совета была и в
том, что в 1960-х годах наконец удалось
остановить поток талантливых спортсменов
в американские и западноевропейские
профессиональные спортивные клубы.
Для
общей картины положения дел в области
физической культуры в странах «третьего
мира» характерны и такие трудности, о
которых европеец едва ли даже задумывается.
В этих странах необходимо преодолеть
не только отсутствие учебных заведений,
но и бороться с тем, что большинство
спортсменов не знает, какова должна
быть интенсивность их тренировок,
необходимая для достижения результатов
международного уровня. К этому можно
добавить экономическую отсталость,
пережитки, дискриминацию женщин, языковые
проблемы, а также те климатические
трудности, которые делают почти
невозможной простую передачу опыта в
области физкультуры и спорта, сложившегося
в зоне с умеренным климатом (например,
уроки физкультуры в школе можно проводить
или рано утром, или вечером). Из всех
этих проблем достаточно выделить
нехватку воды и трудности создания
спортплощадок с хорошим травяным
покрытием. Если все это сопоставить,
только тогда можно действительно оценить
те результаты, которых достигли за
неполные два десятилетия в области
физической культуры страны, добившиеся
независимости.
Яркие
контуры исторической перспективы спорта
в Африке вырисовываются в зеркале
последних олимпиад.
Африканские спортсмены впервые вышли
на переднюю линию мирового спорта в
1960 году. Одним из самых больших сюрпризов
на Олимпийских играх в Риме явилась
победа эфиопского спортсмена Абебе
Бикилы в беге на марафонскую дистанцию.
В 1964 году на Олимпиаде в Токио он уже
как самый вероятный претендент на победу
первым разорвал финишную ленту марафонской
дистанции. Помимо него в финалах
выступили: в беге на дистанцию 10000 метров
тунисец Гаммуди (серебряная медаль), в
беге на дистанцию 800 метров кениец
Кипругут (бронзовая медаль), в беге на
дистанцию 10 000 метров эфиоп Волде
(четвертое место), в прыжках в длину
нигериец Вест (четвертое место), в беге
на дистанцию 5000 метров кениец Кейно
(пятое место) и в беге на дистанцию 100
метров спортсмен из Республики Берег
Слоновой Кости Коне (шестое место). Кейно
был первым африканским атлетом, имя
которого в 1965 году было занесено в список
мировых рекордсменов.
На
Олимпийских играх в Мехико в соревнованиях
по легкой атлетике у мужчин и по боксу
африканские спортсмены почти в каждом
виде программы попали в финал. Как
известно, пятеро: Кейно, Гаммуди, Тему,
Волде и Бивотт — завоевали золотые
медали. В соревнованиях по бегу Африка
опередила Европу, которая завоевала
только одно первое место. В Мюнхене
Кейно с олимпийским рекордом победил
в беге на 300 метров с препятствиями, а
угандиец Джон Акии-Буа — с мировым
рекордом в барьерном беге на 400 метров.
Однако
блеск медалей, завоеванных африканскими,
пакистанскими и индийскими спортсменами,
не мог разрешить проблемы в области
физической культуры недавно освободившихся
от колониальной зависимости стран. Как
можно было привить наиболее широким
слоям населения Африки и Азии универсальные
ценности физической культуры без
постановки ее на коммерческую основу?
Как можно организовать физическое
воспитание в школах и выполнять основные
требования гигиены там, где отсутствуют
кадры специалистов даже в производственных
отраслях, имеющих первоочередное
значение? |