Косвенное
влияние идейного течения гуманизма на
концепцию физического воспитания в
западноевропейских школах даже во
второй половине XVI века прослеживается
лишь в виде мозаики чрезвычайно
противоречивых сведений.
Закрытая по
своему характеру аристократическая
практика гуманистической педагогики
уже не отвечала требованиям экономического
и общественного развития. Реформация,
разделившая с точки зрения целей
существовавшую единую систему воспитания
на две части, смогла лишь на время
обеспечить с помощью средств,
предоставленных ей гуманизмом, единство
этой системы. Однако к концу века с
ослаблением влияния гуманизма исчез и
этот объединяющий фактор. Католическая
и протестантская системы обучения
полностью отделились друг от друга. В
соответствии с новыми общественными
потребностями сложился новый тип школ
— коллегии, готовившие молодежь к
церковной и светской карьере. В интересах
воспитания выходцев из средних и высших
дворян окрепший феодально-абсолютистский
строй создал дворянские академии.
В
школах нового типа — коллегиях
— порвали с принципами воспитания,
лежавшими в основе средневековой системы
обучения и отрицавшими физическую
культуру.
Раз в неделю учащимся предоставлялся
один рекреационный (свободный) день,
который использовался для прогулок,
сопровождаемых играми. Однако вопросы
охраны здоровья и физической активности
оставались частным делом учащихся. Они
лишь частично регулировались действовавшими
в учебных заведениях правилами поведения,
ограничивавшими грубые привычки.
Занятия, носившие ярко выраженный
характер физических упражнений,
— фехтование, верховая езда, танцы —
фигурировали только в учебных программах
дворянских академий.
Очень мало
делалось для осуществления мечты
мыслителей эпохи Возрождения — создания
«Универсального человека».
В условиях абсолютизма школьное обучение
и в области физического воспитания не
соответствовало теоретически уже
разработанным требованиям провести
реформу.
Вопрос о воспитании в целях ведения
здорового образа жизни отошел на задний
план в учебных заведениях за исключением
тех, которые предназначались для элиты.
Физические упражнения и игры во многих
местах попали в список занятий, запрещенных
школьным распорядком. Идеалом эпохи
остался античный герой, украшенный
христианскими и светскими добродетелями.
В системе подготовки господствовала
формальная педантичность. Иными словами,
в учебных и воспитательных учреждениях
занимались главным образом отвлеченными
теоретическими вопросами, а в дворянских
академиях — «физическими формальностями».
Из критических
высказываний того времени явствует,
что школьная практика отвергала не
только «мир опыта», но и мир «чистого
разума». Все это имело место тогда, когда
мыслители эпохи Возрождения уже наметили
общие черты воспитания человека с целью
подготовить его к более разносторонней
и богатой жизни. И. Камерариус издал
свои диалоги, в которых обсуждаются
основы физического воспитания как
учебного предмета. В философских системах
Бэкона (1561—1626) и Декарта (1596—1650) уже
были сформулированы тезисы о процессе
человеческого познания.
В
среде педагогов, мучимых противоречиями
между идеей просвещенности, вытекавшей
из общественных требований того времени,
и учебной практикой, начался процесс
поисков путей выхода из создавшегося
положения. Опыт воспитательной
деятельности и жизненная концепция,
выходившая за рамки сословных ограничений,
привели лучших из них к пониманию того,
что каждого человека, переживающего
период роста, независимо от пола,
происхождения и материального положения
необходимо готовить к жизни с помощью
разностороннего воспитания. Они считали,
что благодаря сформировавшимся таким
образом «просвещенным личностям» можно
разрешить и общественные проблемы. Из
числа сторонников этих идей, во многом
близких к утопизму, вышли те преподаватели
и учителя, которые провозгласили
«усвоение знаний, служащих охране
физического здоровья» в качестве
органической составной части общего
образования. В перспективе же они
заложили основы теории физического
воспитания, взятого в его буржуазном
понимании (Вольфганг Ратке, Клод Флери,
Ричард Малкастер, Ян Амос Коменский). |