Среда, 24.04.2013, 08:10
История спорта
Главная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Физическая культура древнего мира [24]
Физическая культура средних веков [22]
Физическая культура перехода от средневековья к новому времени [11]
Физическая культура нового времени [93]
Физическая культура новейшей эпохи [320]
Поиск
Календарь
«  Апрель 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Главная » 2010 » Апрель » 15 » Первые попытки введения физического воспитания в учебных заведениях средневековья
12:15
Первые попытки введения физического воспитания в учебных заведениях средневековья

Косвенное влияние идейного течения гуманизма на концепцию физического воспитания в западноевропейских школах даже во второй половине XVI века прослеживается лишь в виде мозаики чрезвычайно противоречивых сведений.

Закрытая по своему характеру аристократическая практика гуманистической педагогики уже не отвечала требованиям экономического и общественного развития. Реформация, разделившая с точки зрения целей существовавшую единую систему воспитания на две части, смогла лишь на время обеспечить с помощью средств, предоставленных ей гуманизмом, единство этой системы. Однако к концу века с ослаблением влияния гуманизма исчез и этот объединяющий фактор. Католическая и протестантская системы обучения полностью отделились друг от друга. В соответствии с новыми общественными потребностями сложился новый тип школ — коллегии, готовившие молодежь к церковной и светской карьере. В интересах воспитания выходцев из средних и высших дворян окрепший феодально-абсолютистский строй создал дворянские академии.

В школах нового типа — коллегиях — порвали с принципами воспитания, лежавшими в основе средневековой системы обучения и отрицавшими физическую культуру. Раз в неделю учащимся предоставлялся один рекреационный (свободный) день, который использовался для прогулок, сопровождаемых играми. Однако вопросы охраны здоровья и физической активности оставались частным делом учащихся. Они лишь частично регулировались действовавшими в учебных заведениях правилами поведения, ограничивавшими грубые привычки. Занятия, носившие ярко выраженный характер физических упражнений, — фехтование, верховая езда, танцы — фигурировали только в учебных программах дворянских академий.

Очень мало делалось для осуществления мечты мыслителей эпохи Возрождения — создания «Универсального человека». В условиях абсолютизма школьное обучение и в области физического воспитания не соответствовало теоретически уже разработанным требованиям провести реформу. Вопрос о воспитании в целях ведения здорового образа жизни отошел на задний план в учебных заведениях за исключением тех, которые предназначались для элиты. Физические упражнения и игры во многих местах попали в список занятий, запрещенных школьным распорядком. Идеалом эпохи остался античный герой, украшенный христианскими и светскими добродетелями. В системе подготовки господствовала формальная педантичность. Иными словами, в учебных и воспитательных учреждениях занимались главным образом отвлеченными теоретическими вопросами, а в дворянских академиях — «физическими формальностями».

Из критических высказываний того времени явствует, что школьная практика отвергала не только «мир опыта», но и мир «чистого разума». Все это имело место тогда, когда мыслители эпохи Возрождения уже наметили общие черты воспитания человека с целью подготовить его к более разносторонней и богатой жизни. И. Камерариус издал свои диалоги, в которых обсуждаются основы физического воспитания как учебного предмета. В философских системах Бэкона (1561—1626) и Декарта (1596—1650) уже были сформулированы тезисы о процессе человеческого познания.

В среде педагогов, мучимых противоречиями между идеей просвещенности, вытекавшей из общественных требований того времени, и учебной практикой, начался процесс поисков путей выхода из создавшегося положения. Опыт воспитательной деятельности и жизненная концепция, выходившая за рамки сословных ограничений, привели лучших из них к пониманию того, что каждого человека, переживающего период роста, независимо от пола, происхождения и материального положения необходимо готовить к жизни с помощью разностороннего воспитания. Они считали, что благодаря сформировавшимся таким образом «просвещенным личностям» можно разрешить и общественные проблемы. Из числа сторонников этих идей, во многом близких к утопизму, вышли те преподаватели и учителя, которые провозгласили «усвоение знаний, служащих охране физического здоровья» в качестве органической составной части общего образования. В перспективе же они заложили основы теории физического воспитания, взятого в его буржуазном понимании (Вольфганг Ратке, Клод Флери, Ричард Малкастер, Ян Амос Коменский).

Категория: Физическая культура средних веков | Просмотров: 256 | Добавил: Valerm96 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Архив записей
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    История спорта © 2013 Создать сайт бесплатно