Среда, 24.04.2013, 08:10
История спорта
Главная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Физическая культура древнего мира [24]
Физическая культура средних веков [22]
Физическая культура перехода от средневековья к новому времени [11]
Физическая культура нового времени [93]
Физическая культура новейшей эпохи [320]
Поиск
Календарь
«  Апрель 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Главная » 2010 » Апрель » 15 » Пионеры физического воспитания эпохи Возрождения
12:06
Пионеры физического воспитания эпохи Возрождения

В средневековой Европе, за исключением рыцарских крепостей, только в швейцарских кантонах, у гуситов, а также в цеховых и корпоративных школах вольных городов уделялось внимание физической подготовке молодежи. Но и она в основном состояла из проводившихся от случая к случаю военизированных испытаний и игр. В подавляющем большинстве школ считали, исходя из догмы первородного греха, что в этих испытаниях и играх заключено «дело дьявола», детское легкомыслие, раздражение взрослых и зло. В конечном счете желание и эмоции детей противопоставили их жизненным потребностям. До тех пор пока над педагогикой безраздельно господствовали идеи аскетизма средних веков, это противоречие проявлялось только в жизни детей или их взаимоотношениях с педагогами, а для подавления детской тяги к играм и движению достаточно было телесных наказаний. Однако в эпоху Возрождения все это приобрело общественное звучание. Под влиянием Великих географических открытий, возникновения новых идей на историческую сцену выступил идеал формирования всесторонне развитой личности, которое самые прогрессивные представители той эпохи не мыслили вне борьбы за ослабление цеховых, сословных и церковных пут. Новые методы ведения войны требовали и солдат нового типа, более стойких и маневренных. Поражение тактики рыцарских сражений означало одновременно и крах идеала рыцарского воспитания. Врачи обнаружили, что свободно двигающийся человек здоровее прикованного к своему стулу ремесленника или монаха, переписывающего кодексы. Выдающаяся просветительская роль в этом плане выпала на долю итальянского врача Иеронима Меркуриалиса, писавшего во введении к своему главному труду об искусстве гимнастики: «...более всего ошибаются те, кто утверждает, будто физические упражнения не способствуют поддержанию здоровья... В отличие от них правильно и разумно вели себя Гиппократ, Платон, Гален и Авиценна, оставившие потомкам учение, согласно которому самый эффективный способ сохранить здоровье — правильное питание и соответствующие физические упражнения».

Упомянутые выше обстоятельства позволили организованной системе физической подготовки вновь завоевать право гражданства в педагогике. Видимо, нельзя считать случайным и тот факт, что впервые вопрос об этом был поднят педагогами-гуманистами, врачами и священниками итальянских городов.

Наиболее известными из них были: Пьер Паоло Верджерио (1349—1428), воспитатель семьи коррарских герцогов; Гварино де Верона (1374—1460), воспитатель семьи д'Эсте, основатель Феррарского университета; Витторино да Фелтре (1398—1466), который в летней резиденции мантуанского маркграфа создал «Дом игр»; Энеа Сильвио Пикколомини (1405—1464), ставший позже папой Пием II; Мефео Веджио (1406—1458), врач; Джакопо Садолетти (1477—1547), кардинал; Иероним Меркуриалис (1530—1606), врач и историк физического воспитания, а также Томмазо Кампанелла (1568—1639), монах доминиканского ордена, известный своим утопическим учением. Из представителей других стран можно упомянуть Аршанжа Туккаро (1536—1616), придворного воспитателя венских и парижских королей, автора диалога об акробатических движениях.

За ними шли многие выдающиеся представители западноевропейского Возрождения: голландец Эразм Роттердамский (1469—1536); испанец по происхождению, живший в Англии Хуан Луис Вивес (1492—1540); английский утопист Томас Мор (1478—1535); французы Франсуа Рабле (1483—1553) и Мишель Монтень (1533—1592); немец Иохим Камерариус, который в работе «Диалог о гимнасиях», изданной в 1541 году в Лейпциге, сделал первый набросок основ физического воспитания как учебного предмета.

Их принципы и цели отличались друг от друга по крайней мере настолько же, как их происхождение и профессии. Однако их влияние и роль во многом совпадали:

а) они отвергали отношение к телу как к тюрьме души;

б) в их теории воспитания наряду с бегом, фехтованием, верховой ездой, борьбой, метанием копья, плаванием и пешими походами определенная роль отводилась также различным играм, среди которых были лапта, кегли и т. д. На уроках танцев они стремились привить ученикам навыки приятных движений и чувство непринужденности;

в) они воскресили и распространяли опыт методики физического воспитания древности;

г) под влиянием их деятельности в педагогике вновь получили права гражданства эстетический идеал гармонически развитого человека и роль физического воспитания как средства охраны здоровья;

д) они пришли к пониманию необходимости использовать в физической подготовке силы и средства вольной природы, не только пользы плавания и пеших походов для физической закалки, но и удовольствия, которое доставляют эти занятия благодаря эстетическим впечатлениям;

е) они признали взаимосвязь между физическими и духовными усилиями человека;

ж) по примеру древних, они отводили воспитательную роль детским играм и выступали за предоставление простора свободным проявлениям личности ребенка. Они впервые обратили внимание на особенности различных возрастов в жизни человека, а также не в последнюю очередь на необходимость своевременно компенсировать вредное влияние на здоровье некоторых профессий, занимаясь с молодежью различными подвижными играми еще в период ее учебы.

Однако, несмотря на всю великолепную интуицию, они могли оказать благодаря своим принципам лишь частичное влияние на практику воспитания, прежде всего в отношении формирования правил жизни. В большинстве же учебных заведений по-прежнему господствовали концепций церковных кругов, выступавших против физической культуры. Их успеху в значительной мере препятствовало то, что со своими идеями культа человека эпохи Возрождения они опередили свое время. Они отдавали предпочтение воспитанию в семье по сравнению со школьным воспитанием. В большинстве своем они не были педагогами-практиками и, за исключением Мора и Кампанеллы, сами придерживались таких взглядов на гуманизм, которые были характерны для аристократии или городской верхушки.

Во многих отношениях они не могли порвать со средневековым образом мышления. Например, они подразделяли игры на достойные и не достойные свободных граждан, исходя не из действия этих игр, а из традиций. Они пренебрежительно относились к физической культуре среди женщин. Большинство из них считали грехом состязания между детьми.

Их непосредственное влияние на педагогическую практику того времени было крайне незначительным. И все же их историческая роль в дальнейшем развитии физической культуры огромна. Они создали принципиальные условия для того, чтобы движение, игра, состязание вновь заняли подобающее им место в педагогике.

Категория: Физическая культура средних веков | Просмотров: 495 | Добавил: Valerm96 | Рейтинг: 3.3/3
Всего комментариев: 0
Архив записей
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    История спорта © 2013 Создать сайт бесплатно