Насколько
нам сегодня известно, понятие Олимпийских
игр было возвращено в сферу общественного
сознания выдающимся итальянским
государственным деятелем эпохи
Возрождения Матео Палмиери (1405—1475) в
одной из его политических дискуссионных
работ, написанной около 1450 года.
Политические деятели итальянских
городов-государств в полемике с церковными
и феодальными властями стремились
ссылаться на идеи античного мира.
Значительно
подробнее с точки зрения медицины и
педагогики занимался олимпиадами
Иероним Меркуриалис в своем труде «Де
арте гимнастика». Основное содержание
его книги строится на воспоминаниях о
древней физической культуре. На олимпиады
древнего времени ссылается и Петрус
Фабер в своей работе «Агонистикон»,
изданной в Париже в 1592 году. Оба эти
автора в соответствии с подходом,
унаследованным от средневековья,
выступали противниками состязаний и
сторонниками применения античной
гимнастики в целях эстетического
воспитания знати. В то же время они резко
протестовали против того, чтобы гимнастика
превращалась в предмет каких-либо
соревнований более широкого характера.
К
пионерам олимпизма следует отнести и
юриста Иоханнеса Аквилла, который в
1516 году организовал в Бадене «показательные
олимпийские выступления». Из истории
олимпиад древних времен черпал основные
идеи своих поэтических произведений
Ганс Сакс (1494—1576). В своих стихах он, по
нашему мнению, ошибочно утверждал, что
и фехтование берет свое начало от
панэллинских игр. В то же время Г. Сакс
правильно отмечал, что участники олимпиад
состязались голыми и натирали тело
маслом. Заслуживает внимание его
утверждение, что греческие состязания
были намного эстетичнее римских. Г. Сакс
подчеркивал, что наградой участникам
спортивной борьбы служили не деньги, а
венок.
Идею
олимпизма в ее буржуазном толковании
впервые выдвинул английский драматург
Томас Кид (1544—1590). Ставя в театре отдельные
захватывающие сцены из истории олимпийской
спортивной деятельности, он стремился
к обличению общественных пороков своей
эпохи, а также изнеженности знати.
Королевский
прокурор Роберт Довер (1575—1652) при
поддержке Якова I организовал в 1604 году
в Бартоне-на-Хэсе серию соревнований,
получивших название «Олимпийские игры».
Эти игры, видимо, были связаны с борьбой
против пуританства и отражали потребность
обуржуазившейся Англии в «человеческом
спорте».
Эти
соревнования проводились ежегодно на
троицу. Таким образом, они были связаны
с древними традициями физической
культуры английского народа. Заслуживает
внимания тот факт, что в отличие от
состязаний древности в них могли
участвовать все независимо от пола и
сословной принадлежности. Игры, длившиеся
несколько дней, состояли из состязаний
атлетов, борцов и конников и завершались
охотой, танцевальными праздниками и
жареньем быка. Помимо физических,
организовывались также духовные
соревнования (шахматы, пение, музыка).
«Английские Олимпийские игры»,
воскрешенные в рамках национальных
традиций, сохранили широкую популярность
и после смерти Роберта Довера. Эти
соревнования, проводившиеся со многими
перерывами в течение почти ста лет, в
конце концов были прекращены под нажимом
пуритан.
Мир
античных игр вдохновляет и неогуманистов.
Особенно большое внимание идее олимпизма
уделил в своих письмах, посвященных
вопросам эстетического воспитания,
Фридрих Шиллер (1759—1805). Однако он
выдвигает на первый план истмийские
игры.
Руссо
заставляет Эмиля бегать и прыгать, чтобы
«у него было хоть какое-нибудь понятие
об олимпиадах». Почти одновременно с
появлением его романа-трактата «Эмиль,
или О воспитании» (1762) англичанин Джилберт
Вест (1703—1756), по имеющимся данным, первым
разработал историю Олимпиад в форме
докторской диссертации. В послесловии
к ней он мечтал о возрождении идеи
олимпизма и сожалел о том, что организованные
когда-то Довером игры все больше и больше
предаются забвению.
Начиная
со второй половины XVII века развернулась
борьба за ликвидацию социальных
привилегий и в области физической
культуры. Однако предрассудки в отношении
состязаний держались прочно. В то же
время начинания филантропов на
физкультурном поприще с самого начала
были основаны на традициях народных
игр и одного из главных номеров Олимпиад
— пятиборья. В духе олимпиад они
организовывали различные местные
соревнования (более того, как уже
упоминалось, многие филантропы мечтали
о возрождении древних Олимпийских игр).
О растущем авторитете идей олимпизма
говорит и тот факт, что покровитель
Бейсдофа герцог Леопольд Фридрих
построил в своем имении в Дессау площадку
для проведения состязаний и ежегодно
по случаю дня рождения своей жены
устраивал там празднества по программе
древних Олимпийских игр (1772—1779). |