Наряду
с созданием рекреационных центров и
обществ под патронажем различных церквей
уже в последние годы прошлого века
предпринимались многочисленные попытки
организовать такое внешкольное
физкультурное движение, которое
обеспечивало бы военную подготовку и
физическую тренированность молодежи
в период между окончанием учебы и началом
военной службы. Однако эти мимолетные
инициативы ни в одной стране не сумели
обеспечить охват широких слоев молодежи
и в результате не вызвали никакого
интереса. Ответ на вопрос, почему эту
проблему удалось впервые решить в
Англии, дают традиции английской
буржуазной демократии и специфика ее
колониальной политики. Находившиеся
по отношению к коренному населению в
незначительном меньшинстве колониальные
инспекторы, чиновники и военные для
преодоления климатических трудностей,
доказательства «превосходства белой
расы» нуждались в хорошо физически
подготовленном, сметливом и энергичном
пополнении. В соответствии с этим
сформировался идеал джентльмена,
получившего частное воспитание в духе
Локка, а позже идеал «атлетически
сложенного юноши-христианина»,
воспитанного в колледже на основе
принципов арнольдизма.
Британской
империи в XIX веке приходилось считаться
не только с движениями колониальных
народов, но и со своим алчным и сильным
конкурентом — кайзеровской Германией.
Оба эти фактора побуждали английские
правящие круги предоставить и массе
молодых людей, не попавших в колледжи,
возможности организованных, но в то же
время романтических и привлекательных
по своему характеру занятий физической
подготовкой. Необходимо было создать
такое добровольное движение, в рамках
которого молодежь уже в период учебы в
школе знакомилась бы с основами
товарищеского сотрудничества, ориентировки
на местности, разведки, лагерной жизни,
одним словом, военной тактики.
Среди
различных форм полувоенных молодежных
организаций наиболее успешным оказалось
созданное инспектором кавалерии
колониальных войск Робертом Баден-Пауэлом
(1857—1942) движение бойскаутов.
В ходе войн против буров Баден-Пауэл
организовал из детей английских
колонизаторов эффективно действовавшие
группы разведчиков. На основе этого
опыта он создал систему испытательных
требований и бойскаутских «законов»,
которая не только отвечала интересам
английского правящего класса, но и
удовлетворяла потребности подрастающего
поколения.
Всего
за несколько лет движение бойскаутов
распространилось по всему миру, поскольку
оно повсюду находило рамки, наиболее
соответствовавшие местным традициям.
Например, в Соединенных Штатах Америки
и Канаде идеологической основой этого
движения служила романтика пионеров
дикого Запада (сыновья Даниэля Боне) и
войны против индейцев, в Венгрии — мечты
о тысячелетней империи, в Японии —
возрождение традиций самураев, у
чехословаков и поляков — идеи национальной
независимости. В Австрии, Германии и
Швейцарии наряду с бойскаутизмом большой
популярностью в широких массах
пользовалось также так называемое
движение «Перелетная птица», которое
было связано с одним из реформаторских
направлений в педагогике.
До
первой мировой войны роль бойскаутизма,
движения «Перелетная птица» и других
подобных молодежных объединений еще
не была полностью ясной. Основатели
этих движений хотели с их помощью наряду
с обеспечением необходимой для военной
подготовки физической тренировки
компенсировать все то, что боровшаяся
с признаками кризиса буржуазная
педагогика уже не могла дать в стенах
учебных заведений. Распространению
этих движений способствовало также
инстинктивное стремление молодежи
вырваться из атмосферы перенаселенных
доходных домов. В то же время в польском
бойскаутском движении, которое в начале
1910-х годов стало бурно развиваться,
существовало крыло Пьяшецкого, игравшее
роль организации, служившей прикрытием
для национально-освободительного
движения.
И все
же немецкий психолог и педагог Эдуард
Спрангер (1882 - 1963) в книге «Психология
молодежи» охарактеризовал эти движения
как «ростки получившего распространение
фантастического стиля жизни», которые
объединяют в себе все черты «физической
радости жизни, тяги к романтическому
бродяжничеству, любви к природе, поэзии
и музыке, подавленной эротики, дружбы
и духовной общности, народности, лагерного
костра и проповедовавшейся Руссо
простоты». В своих выводах Э. Спрангер
подчеркивал также, что бойскаутизм и
движение «Перелетная птица», если
отвлечься от присущих им позитивных
тенденций частного характера, использовали
идеи, заимствованные у великого
натурфилософа, очистив их и лишив
«взрывной силы бунта и спасения мира».
Историк
непроизвольно ищет те нити, которые
связывали различные течения, занимавшиеся
модернизацией систем движения, и движения
молодежи, стремящейся уйти в себя или
рвущейся на природу. И та и другая
молодежь отвернулась от проблем
социальной действительности и в рамках
возможностей, предоставляемых физической
культурой, просто искала средства
самоутверждения и самоосвобождения.
При этом молодежь не заметила, что на
самом деле она стала средством
саморегулируемых манипуляций существующего
общественного строя.
До
первой мировой войны,
наряду с созданием молодежных движений,
выступавших под маской романтической
любви к природе, —
почти во всех странах открыто велась
также военная подготовка допризывников.
Особенно в кайзеровской Германии
государственные и общественные органы,
занимавшиеся различными формами
воспитания, соревновались между собой
в том, как создать такие учреждения и
организации, которые лучше всего отвечали
бы интересам милитаризации. Они провели
обучение около трех миллионов молодых
людей рукопашному бою и стрельбе. В
Японии винтовками, захваченными во
время русско-японской войны, были
вооружены молодежные отряды. Их возили
на места недавних боев, и там под
руководством преподавателей и офицеров
в форме военной игры они воспроизводили
тот или иной эпизод сражений. |