Под
влиянием исследований о раскопках
Олимпии с 1830-х годов идея возрождения
практики проведения Олимпийских игр
вновь начинает активно занимать
европейцев. И началось это повсеместное
движение в польском городе Познань, где
в местном цирке профессиональные атлеты
устроили представление, названное в
афишах «Олимпийскими состязаниями».
Два
года спустя католическое архиепископство
французского Гренобля организовало в
местечке Рондо первую «Прогулочную
Олимпиаду» - в честь Аполлона и Афины,
хотя дело происходило зимой. Свою
«Олимпиаду» устроили скандинавы. Ее
инициатором выступил Густав Йохан
Шартау, профессор академии короля Карла
в Линде и ученик основателя шведской
гимнастики Линга. В местечке Рамлеса
состоялись состязания, программа которых
состояла из номеров древних Олимпийских
игр: соревнований по борьбе, толканию
ядра, скачкам с препятствиями на лошадях,
бегу на скорость и дальность, лазанию
по канату. Кроме лавровых венков,
победители награждались также золотыми
кольцами и другими предметами из
благородного металла. Вторая такая
«Олимпиада», названная «Скандинавскими
олимпийскими играми», прошла через два
года. Ее устроителем выступила созданная
в Гельсингборге «Олимпийская ассоциация»,
занимавшаяся помощью почтовым служащим
этого города. И программа вторых игр
была изменена существенно. Главным
образом за счет включения состязаний
гимнастов, культурных мероприятий, как,
скажем, чтение поэтических сказаний о
великих викингах. Сам же основатель
«Олимпиад» профессор Шартау прочитал
лекцию об Олимпийский играх древних
греков.
За
океаном - в канадском Монреале в 1844 году
- появился клуб «Олимпийские игры
Монреаля». И его патронировал
генерал-губернатор британской колонии.
В середине 19 века в Нью-Йорке устроили
свои «Олимпийские игры». По крайней
мере так были анонсированы скачки с
препятствиями на ипподроме Франкони,
где 10 000 зрителей увидели заурядные
ипподромные бега.
Согласно
еще мало известным сведениям,
жители греческой деревни Летрино в
память об освобождении своей страны от
турецкого ига решили начиная с 1838 года
раз в четыре года вновь проводить
античные Олимпийские игры.
Первые игры в форме народного празднества
действительно были проведены, об
остальных ничего не известно.
За
сельским начинанием, обреченным на
неудачу уже в силу своих масштабов,
последовала аналогичная попытка,
предпринятая уже на государственном
уровне. Использовав фонд греческого
борца за свободу Эвангелиса Цаппаса, в
Афинах восстановили античный стадион,
а затем в соответствии с «олимпийским»
указом короля в 1859 году там были
организованы легкоатлетические
соревнования и одновременно проведена
выставка произведений изобразительного
искусства и изделий кустарных промыслов.
В этих соревнованиях
приняли участие греки из Малой Азии,
Александрии и с Кипра. Почти во всех
видах античных состязаний развернулась
упорная борьба. В соответствии со вкусами
того времени программа была расширена
за счет номеров цирковой акробатики и
упражнений в эквилибристике. Награды
— различные венки, согласно олимпийским
формальностям, а также небольшие денежные
премии — вручал победителям король
Оттон I. Вторая Олимпиада в 1863 году не
состоялась из-за смерти короля и
внешнеполитической напряженности,
возникшей в связи с проблемой наследования
престола. Однако затем такие Олимпиады
проводились несколько раз: третья — в
1870 году, четвертая — в 1875 году, пятая —
в 1888 году и шестая —в 1889 году.
Попытки организовать
игры, напоминавшие о древнем прошлом,
и учредить переходящие призы возродили,
выражаясь словами Кубертена, «дремавший
более тысячелетия дух античных олимпиад».
Однако первые начинания нового времени
не выходили за рамки народных празднеств,
характер которых определялся интересами
узкого, национального практицизма.
Приданию этим соревнованиям международного
характера путем включения в них элементов
физической культуры мешали замкнутость
безраздельно господствовавших на
континенте движений гимнастов, а также
спортивных клубов, которые в большинстве
своем по-прежнему придерживались
принципов «джентльменства».
Идея олимпизма,
возрожденная на базе неоантичности, в
конечном счете стала составной частью
процесса международного общественного
развития не благодаря грекам, а через
каналы французской дипломатии, оказывавшей
решающее влияние на отношения в Европе. |