В начале
XIX века в т. н. героическую эпоху
«гимнастических систем» идея олимпизма
в области физической культуры временно
отошла на второй план. Однако она
продолжала жить в только еще складывавшейся
тогда археологии, а также в истории
искусства.
Французский
ученый-бенедиктинец Дон Бернар де
Монфокон в 1723 году уговорил своего друга
епископа острова Корфу, называвшегося
древними греками Керкира,
провести раскопки в Элиде. Прочитавший
«Описание Эллады» Павсания и сам
написавший труд об античных чудесах
света, он высказал надежду на будущие
открытия, которые кардинал может сделать
на эллинском острове. И написал нечто
пророческое: «Но все это ничтожно
сравнительно с тем, что можно найти на
берегах Морей... Это - древняя Эллада,
где праздновались Олимпийские игры,
где воздвигалось множество памятников
в честь победителей, статуй, барельефов,
надписей. Земля должна быть начинена
ими, но что совсем необычайно, так это
то, что, как мне думается, никто еще не
делал изысканий в этом месте». Однако
они не нашли подходящих специалистов.
В конце
концов практическую сторону дела взял
на себя немецкий историк искусства
Иохим Винкельманн, 45-летний сын мастера
цеха башмачников из прусского городка
неподалеку от Берлина и будущий выдающийся
искусствовед, который писал о себе:
«Любовь к искусству с юных лет была моей
величайшей целью». В июле 1763 года в Риме
он закончил свою книгу «История искусства
древности». Годом позже книга, напечатанная
в Дрездене, увидела свет, а затем стала
известной во всех германских государствах
и княжествах. Ее автор с уверенностью
предполагал предстоящие находки в
Олимпии и даже местонахождение древнейшего
стадиона. И он написал: «Не места,
посещаемые многими, а Олимпию, куда не
проникал ни один ученый, ни один
искусствовед, вижу я бесценным кладом».
Книга Винкельмана имела немалый успех.
Продажа ее позволила собрать средства
для его поездки в Олимпию. И денег,
похоже, хватило даже на взятку турецким
властям, от которых он добивался
разрешения вести там раскопки. Однако
ему не суждено было стать первым ученым,
которому удалось пробудить Олимпию от
векового сна, поскольку в период их
подготовки Винкельманн был убит
грабителями в Триесте (1768).
Самая
большая проблема состояла в том, что за
период свыше полутора веков территория
тогдашнего Алтиса оказалась под
многометровым слоем речных наносов.
Археологи, проводившие исследования в
Греции, долгое время не могли определить
место, где следовало организовать
раскопки. Первые следы были обнаружены
в 1766 году оксфордским археологом Ричардом
Чандлером (1738—1810), следовавшим указаниям
одного турецкого аги, который в случайном
разговоре упомянул о том, что «рядом с
селением Мирака есть много развалин
Храмов, а в его окрестностях можно найти
и скульптуры, изображающие борцов».
Первые
раскопки попыталась провести французская
военная экспедиция под командованием
генерала Мезона (1829).
Его подчиненные высадились на Пелопоннесе
после Наваринского сражения. Как ранее
при экспедиции Наполеона Бонапарта в
Египет, так и теперь вслед за войсками
шел арьергард ученых. Отряд археологов
и художников возглавляли архитектор
Авель Блуэ и скульптор Поль Дюбуа. В их
задании числился и самый большой храм
в Олимпии. Как раз в Альтисе и был сделан
первый раскоп подчиненными генерала
Мезона. У западной стороны храма Зевса
нашли метопы, посвященные двенадцати
подвигам Геракла, а у восточного фасада
- фрагменты рельефных изображений коней
— часть повествования в мраморе о
поединке на колесницах между Эномаем
и Пелопом. Были обнаружены остатки
нескольких зданий. Найденные художественные
ценности отправили в Париж. Вывоз за
границу предметов античного наследия
вскоре вызвал сопротивление греческих
патриотов. Во время раскопок был убит
один солдат. Поэтому дальнейшие работы
были приостановлены. Из-за отсутствия
необходимых денежных средств последовавшие
затем попытки частных лиц вести раскопки
могли дать лишь ограниченные результаты.
Однако весть об археологических находках
облетела всю Европу. Филологи, археологи,
историки начали собирать и публиковать
воспоминания об Олимпийских играх
древности.
По
имеющимся данным, тогда же появилось и
первое сообщение об олимпиадах на
венгерском языке. Автором этого материала,
опубликованного в сентябрьском номере
«Полезных развлечений» за 1836 год, был
профессор-языковед Шандор Мольнар.
Даниэль Берженьи (1776—1836) в письме Иштвану
Сеченьи выдвинул идею возрождения
олимпийской гимнастики.
5 мая
1838 года в Олимпию прибыл 24-летний немецкий
археолог Эрнст Курциус, мечтавший найти
«свою Трою» и сыгравший выдающуюся роль
в пробуждении Олимпии и ее возрождении.
В годы учебы в Бонне и Геттингене он
готовил себя к главному подвигу -
раскопкам в Олимпии. В 23 года Курциус
попал в Афины - в качестве домашнего
учителя. Вскоре поехал на Пелопоннес.
Олимпию увидел впервые на пятый день
мая 1838 года. Через два года с тремя
друзьями Курциус снова приехал на
Пелопоннес. Собрав богатый материал,
он написал книгу «Пелопоннес,
историко-географическое описание
полуострова», которую издал в 1852 году.
Археолог Эрнст Курциус (1814—1896)
осуществил свою студенческую мечту —
провел раскопки Олимпии.
Может
быть, нелишне для иллюстрации его
увлеченности олимпиадами процитировать
заключительный фрагмент одного из
докладов, с которым Э. Курциус выступил
в 1852 году: «То, что лежит там в темной
глубине, — жизнь из нашей жизни, и даже
если у бога есть другие распространенные
на земле заповеди, провозглашающие
намного более величественный мир, чем
олимпийское перемирие, то и тогда Олимпия
все же остается для нас священной землей.
И нам необходимо перенести в наш мир,
блистающий более чистыми огнями,
возвышенность культуры древних,
самоотверженный патриотизм, готовность
к жертвам во имя искусства и радость
состязаний, превосходящую любые жизненные
силы».
Раскопки
начались в 1875 году, после длительных
приготовлений и переговоров, и до 1881
года Курциус, ставший к тому времени
преподавателем университета, сделал
самые важные находки, относящиеся к
Олимпийским играм древности. |