Среда, 24.04.2013, 08:11
История спорта
Главная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Физическая культура древнего мира [24]
Физическая культура средних веков [22]
Физическая культура перехода от средневековья к новому времени [11]
Физическая культура нового времени [93]
Физическая культура новейшей эпохи [320]
Поиск
Календарь
«  Май 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Главная » 2010 » Май » 7 » Развитие технической и физической подготовки по видам спорта (1919—1939)
18:24
Развитие технической и физической подготовки по видам спорта (1919—1939)

Благодаря растущему интересу к зрелищным мероприятиям, возросшему числу посетителей соревнований и участников пари наряду с престижностью спортивных рекордов постепенно утвердились отношения, основанные на меновой стоимости. Специализация спортивной деятельности стала приобретать глубокий характер. Кроме самих спортсменов в качестве «специалистов» в том или ином виде спорта, в роли соперников все чаще выступают тренеры, производители оборудования, организации, обеспечивающие необходимые условия. Усилия сторонников любительского спорта оказались тщетными, спорт оказался вовлеченным в сферу общественного разделения труда.

Начавшийся на рубеже веков процесс дифференциации, стандартные спортивные дистанции, типовое спортивное оборудование, установление единых спортивных правил и норм сделали возможным планирование физической подготовки. Благодаря зафиксированным условиям, в которых определялось их создание и применение, конечная цель активного спорта находила свое воплощение в решении задач, превосходивших по своему значению другие наиболее доступные задачи. Благодаря им стало возможным приступить к систематическому совершенствованию тех наиболее разнообразных и наиболее целесообразных форм движения, с помощью которых в рамках действующих правил можно было повысить шансы на победу. После унифицирования правил возник вопрос о правильном стиле и технике как о единице измерения оптимальных возможностей спортсмена, основанного на анализе его движений. Вследствие этого в технике лучших спортсменов мира, если не считать индивидуальности, стало проявляться все меньше различий.

Новинки и элементы движения, приводившие к новым достижениям, перенимались тренерами и спортсменами многих стран, более того, они развивали их дальше и не раз на очередном первенстве превосходили своих учителей. (Именно так Бела Комьяди обеспечил на протяжении двух десятилетий гегемонию венгерского водного поло, переняв технические элементы у шведов, бельгийцев, французов и англичан.)

Совершенствование спортивного оборудования, техники движений, методов подготовки до конца 20-х годов характеризовалось эклектичным использованием опыта развития. Однако начиная с Олимпиады в Амстердаме постепенно возобладал гомеостатический образ мышления. При содействии видных специалистов и исследователей в смежных с физической культурой областях постепенно получили распространение научные поиски, направленные на координацию вопросов, связанных с техникой, методами тренировки и спортивным оборудованием. К концу 30-х годов в соответствии с олимпийскими циклами в общих чертах сложилась «спиралевидная» модель, составными частями которой являлись сила, выносливость, скорость, технические комбинации и ловкость. В дальнейшем на более высокой ступени развития эти поиски послужили своего рода основой для синтеза научной методики тренировок, формировавшейся в период после второй мировой войны.

Возвращаясь к началу 20-х годов, мы должны исходить из того, что эпоха на рубеже веков оставила после себя три главных направления в области подготовки спортсменов: совершенствование спортивного оборудования, совершенствование техники и тактики, т. е. движений, и увеличение объема нагрузок. И все же главное направление развития определялось «видами спорта, поддающимися измерению».

Спортсмены и тренеры, занимавшиеся греблей, плаванием, бегом и велосипедным спортом, стали понимать, что для роста достижений недостаточно только совершенствовать снаряжение и технику, а нужно развивать соответствующую силу, скорость и, главным образом, выносливость. Возник т. н. «избыточный» или, другими словами, «дополнительный» метод тренировки.

Однако стремление к одновременному увеличению объемов и темпа тренировок поставило тренеров, занятых обычно в нескольких видах спорта, перед новой дилеммой. Они столкнулись с проблемой монотонности и с целой серией провалов, связанных с упадком духа спортсменов перед началом соревнований. Законами взаимосвязи между внешними раздражителями и внутренней приспособляемостью живого организма уже раньше владели специалисты в области французской физиологии XIX века. Однако их перенос в закрытую в полном смысле этого слова среду любительского спорта мог быть осуществлен лишь путем сложного механизма.

Одним из таких факторов явились вынужденные обстоятельства. Число участников тренировок увеличилось. Спортсмены, занимавшиеся цикличными видами спорта, в ходе групповых занятий вынуждены были использовать метод сменного лидерства. Бегуны, конькобежцы или велосипедисты за спиной друг друга уже не испытывали сопротивления воздуха. Преимущества сменного лидерства и скрытые в нем сильные и слабые стороны были признаны не только спортсменами, но и тренерами, и в конце 20-х годов применяли эту тактику уже сознательно.

Второй фактор был основан на опыте подготовки скаковых лошадей. Некоторые тренеры по плаванию и легкой атлетике из числа бывших специалистов конного спорта установили, что организм спортсменов тоже не может сразу приспособиться к более длинным дистанциям и возросшему темпу. Поэтому они изменили структуру тренировок. Назначенная дистанция делилась на несколько отрезков с небольшими промежутками для отдыха. Таким образом спортсмен мог поддерживать необходимый темп. Общая тенденция заключалась в том, что общая длина дистанции на тренировках должна была превышать длину дистанции на соревнованиях. Наиболее типичным приверженцем этого метода был американец Адольф Кифер, чемпион Олимпиады 1936 года в плавании на спине.

Основоположниками бега на длинные дистанции и системы тренировок, состоявших из темповых комбинаций, были представители финской школы Ханнес Колехмайнен и Пааво Нурми.

Брат Ханнеса Колехмайнена был профессиональным бегуном в Соединенных Штатах Америки. Применив американский метод, о котором он узнал от брата, младший Колехмайнен на Олимпиаде 1912 года в Стокгольме выиграл все забеги на длинные дистанции. Вначале и Нурми использовал метод тренировки Колехмайнена. Позднее тренировки на пересеченной местности, состоявшие из продолжительного и темпового бега, он дополнил спринтерскими забегами на стадионе по повторной системе. Ряд спринтерских забегов сменялся короткими перерывами. Введенные им усовершенствования были, возможно, продиктованы тем, что ему все труднее было бороться с однообразием комбинаций стайерского и темпового бега, а с другой стороны, он обнаружил, что т. н. скоростную выносливость он может выработать только с помощью спринтерского бега. Свой метод прославленный спортсмен сделал всеобщим достоянием. Бегуны на длинные дистанции до второй мировой войны повсюду тренировались по его системе.

Идею о разделении дистанции на отдельные участки и о смене темпа в 30-х годах переняли велосипедисты, лыжники и конькобежцы. Одновременно в спортивных играх и парных поединках внимание стало привлекать разучивание отдельных движений, выполняющихся как часть общей акции.

Лаури Пикала в вышедшем в 1930 году «Справочнике по легкой атлетике» описал уже не только понятия нагрузки и отдыха, но и чередование ритма нагрузки. Тем самым он заложил основу интервального метода тренировки, получившего развитие во второй половине 40-х годов.

Возросшие требования начиная с 20-х годов постепенно оттеснили на второй план идеал универсального спортсмена начала века. Спортсмены стали специализироваться в одном виде спорта, более того, тренеры стали неодобрительно смотреть на тех, кто занимался и другим видом.

Однако участие в соревнованиях по одному виду спорта (изменившийся опыт тренировок и соревнований) вызвало новые проблемы. Специалисты обнаружили, что, несмотря на увеличение количества тренировок, повышение скорости, интенсификации поединков, результаты не улучшаются в желаемых пределах. Поэтому они стали искать в других направлениях. В тренировочные занятия были включены различного рода вспомогательные, дополняющие, специальные укрепляющие и расслабляющие движения, т. н. целевая гимнастика. (В этом заключался один из секретов успеха японских пловцов в Лос-Анджелесе, который позднее получил дальнейшее развитие у тренера по плаванию Йельского университета Роберта Кипута.) Для людей со слабыми мышцами живота или ног были составлены особые силовые упражнения. Бегуны на средние и длинные дистанции в северных странах временами использовали тяжелые сапоги или обувь, оснащенную утяжелителями из олова. Спортсменов со слабо развитым торсом заставляли заниматься тяжелой атлетикой или греблей. Занятия тяжелоатлетов, боксеров и борцов, обладавших твердой мускулатурой, дополнялись расслабляющими движениями. Следуя опыту скандинавов, наступающий после соревнований мертвый сезон стали использовать для укрепляющих занятий, повышающих общую спортивную кондицию. А начиная с 30-х годов уже сознательно стали использовать дополняющие виды спорта.

В соответствии со стилем и манерой игры в шахматах, регби, хоккее, футболе, легкой атлетике, водном поло и состязаниях по борьбе на передний план стал выдвигаться вопрос о роли тактической подготовки. В фехтовании, борьбе, боксе, да, пожалуй, и в легкой атлетике стали изучать привычки, действия и тактические маневры наиболее серьезных соперников. Подготовка спортсменов велась с учетом слабых мест будущих соперников.

Внимание тренеров стали привлекать такие вопросы, как погода, вода, температура, ветер, помещение, грунт — элементы, сопутствующие выступлению спортсменов на открытых площадках. Одновременно спортсменов приучали к наблюдательности и экспериментированию. Представители чигоринской школы — Алехин, Брейер, Нимцович — благодаря развитию дебютной теории, совершенствованию миттельшпиля и инициативной манере создали в шахматах атакующий стиль игры, базирующийся на стратегических замыслах.

Новые технические элементы и взаимосвязи, появившиеся в результате различных экспериментов, порой меняли весь набор упражнений в том или ином виде спорта. Вслед за комбинационными ударами чемпиона мира по боксу в легком весе Бенни Леонарда (1917—1925) родилась т. н. «школа технического бокса». В фехтовании на саблях венгерская кварта и другие элементы, а также использование темпа, основанного на движении ног означали дальнейший шаг вперед. Немец Вальтер Гласс и норвежец Тулин Тамс почти одновременно и независимо друг от друга открыли аэродинамический способ прыжков на лыжах. Финский спортсмен Матти Ярвинен благодаря новой технике метания копья в начале 30-х годов поднял мировой рекорд за 77 метров. Наряду со «стилем Ярвинена» в терминологии других видов спорта сохранились имена тех, кто своими открытиями обогатил технический арсенал: Риттбергер, Лутц в фигурном катании, Радвани в борьбе.

В некоторых случаях постепенное усовершенствование первоначальных технических средств приводило к возникновению новых видов спорта. В начале 20-х годов в области планирующих полетов стали изучать законы полета птиц. Благодаря изучению энергии воздушного потока и конструктивным новшествам возник дельтапланерный спорт. А после пятилетних попыток — термиковые полеты, которые до 1950 года были господствующими среди любителей планерного спорта. Аналогичный эволюционный процесс происходил в зимних горнолыжных видах спорта — скоростном спуске и слаломе. С введением подъемников возросло количество попыток. Хрупкие, а потому опасные лыжи были заменены гибкими клееными лыжами с кабельными креплениями. На трассах появились слаломные ворота. Революцией в лыжной технике явились запатентованные в 1926 году в Зальцбурге лыжный желобок и окантовка. Лыжи новой конструкции обеспечивали безопасность даже при спусках на крутых склонах. Началось соперничество австрийской и французской школ, в результате которого к 30-м годам в основном сложилась основа стиля, применяемого и сегодня.

Спортивный обозреватель Германского гимнастического союза отзывается о первых попытках ранней специализации в не очень лестных выражениях.

«...Меценаты фигурного катания, среди них отец Сони Хени, впервые переступили порог олимпизма, когда выставили на лед четырехлетних девочек и, заставив напряженно трудиться, лишили их мира игры... тот, кто сегодня хочет добиться успехов на Олимпиаде, должен начать кататься с раннего детского возраста, должен иметь богатых родителей и меценатов, которые оплатят все расходы». В период со времен Сони Хени и до наших дней внимание тренеров почти во всех видах спорта обращено на детей. В плавании это принесло значительные успехи. Однако до сих пор до конца не выяснено, вызвана ли ранняя специализация в других областях действительно биологическими факторами или же она является продуктом конкурентной борьбы в погоне за талантами.

Рост достижений, наступивший в результате совершенствования методов подготовки и техники, хорошо виден в списке олимпийских рекордов. В наши дни стало модным снисходительно сравнивать рекорды прошлого с уровнем достижений нынешних юных пловцов и легкоатлетов. Об одном существенном сравнении мы, однако, забываем. Это сравнение только тогда было бы исторически реальным, если бы мы сопоставили средства государства и общества, вложенные в их подготовку.

Категория: Физическая культура новейшей эпохи | Просмотров: 181 | Добавил: Valerm96 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Архив записей
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    История спорта © 2013 Создать сайт бесплатно