Анализируя
конкретный процесс претворения в жизнь
поставленных задач, мы не может также
упускать из виду те вытекающие из
исторического положения особенности,
которые имели место в развитии физической
культуры европейских и азиатских стран
народной демократии.
В
европейских государствах предпосылки
социалистической перестройки были
непосредственно связаны с победой,
одержанной Советским Союзом над фашизмом.
После освободительных боев даже в
странах, имевших относительно развитую
физическую культуру, остались лишь
поврежденные или лежащие в руинах
спортивные сооружения. Значительное
число, специалистов сбежало на Запад.
Они захватили с собой движимое спортивное
имущество и увезли трудновосполнимый
опыт. И, несмотря на это, демократические
преобразования начались сразу же после
прекращения боевых действий.
Партии,
объединившиеся в единые антифашистские
фронты, создали народные спортивные
органы. В Югославии и Болгарии были
созданы «Центральные народные спортивные
советы» (1944), в Румынии (1944) и Чехословакии
(1945) — «Народные спортивные организации»,
в Венгрии — «Национальный спортивный
комитет» (1945), а в Польше — «Управление
по физическому воспитанию и спорту»
(1946). Широкий состав нового руководящего
аппарата включал в себя те антифашистские,
но в то же время консервативно настроенные
группы, которые в области физической
культуры не хотели выходить за рамки
буржуазного либерализма. В Чехословакии
и Румынии временно также продолжали
функционировать прежние руководящие
спортивные органы. А в Венгрии, Болгарии
и Польше главные отделы физкультуры
министерств по делам религии и образования
создали базу для приспособления к
вышеуказанным старым рамкам. Практически
в области физической культуры
осуществлялось своеобразное «двоевластие».
Народные спортивные органы опирались
на молодежные организации рабочих
партий и на получившее новый подъем
рабочее движение. В то же время началось
также создание специальных групп по
делам физкультуры в профсоюзных советах.
После
первых шагов, предпринятых в направлении
социалистической перестройки, и в
физкультурно-спортивном движении
развернулась мировоззренческая и
политическая борьба. Спортивное движение
временно разобщилось и попало под
руководство спортивных центров отдельных
партий. Однако указанная раздробленность,
вызванная партийной борьбой, была
ликвидирована в течение относительно
короткого времени. После объединения
рабочих партий исчезла и разобщенность
рабочего спортивного движения. Бывшие
рабочие спортивные организации
пополнились желающими заниматься
спортом юношами и девушками из всех
слоев общества. В работу этих организаций
включались также прогрессивно мыслящие
спортивные специалисты, В процессе
развертывания спортивной деятельности
значительную роль играли созданные в
то время спортивные отделы профсоюзных
советов: в Венгрии, в частности, в
сплоченности рабочего спортивного
движения, в Чехословакии — в ликвидации
твердо придерживающегося буржуазного
пути развития объединения «Сокол», в
Польше — в деле ослабления сети спортивных
обществ, созданных на религиозной
основе.
В годы
борьбы за власть во всех странах народной
демократии на передний план были
выдвинуты имеющие политическую окраску
физкультурные и спортивные парады и
демонстрации. Молодежные организации
взяли на себя шефство над развитием
спорта на селе. Массовые акции, направленные
на вовлечение людей в занятия спортом,
ликвидировали «исключительный» характер
различных спортивных обществ и отдельных
видов спорта. После временного процветания,
за исключением Польши, было уменьшено
влияние церкви.
После
«года перелома», точнее, после завершившихся
в отдельных странах «нескольких лет
перелома», партийные и правительственные
органы передали в руки государственного
руководства физкультурное движение.
На основе советского опыта в Албании и
Болгарии в 1948 году, в Румынии, Чехословакии
и ГДР в 1949 году, а в Польше и Венгрии в
1950 году были созданы государственные
комитеты по делам физкультуры и спорта.
Переходный
период, помимо решения организационно-политических
проблем, принес значительные успехи
также в самом внутреннем развитии
физической культуры. Народные спортивные
органы предприняли большие усилия и в
повышении уровня спортивной жизни. До
1950 года число включившихся в активную
спортивную работу по сравнению с 1938
годом примерно утроилось. Их классовый
состав изменился. По основным видам
спорта были далеко превзойдены результаты,
достигнутые еще до войны.
Были
обновлены прежние программы школьного
физического воспитания. (Первый
переработанный план в Венгрии появился
в 1945 году.) Ранее проводившиеся занятия
гимнастикой действительно стали учебными
занятиями по физическому воспитанию.
В рамках этих занятий важное значение
получили виды спорта, наиболее
распространенные в той или иной стране:
в Венгрии, например, легкая атлетика,
народные танцы и игры с мячом; в Польше
— туризм и легкая атлетика; в Болгарии
— футбол и борьба. Плавание в то время
из-за нехватки бассейнов еще не заняло
соответствующего места. Сравнение в
европейских странах народной демократии
учебных планов, составленных в 1945—1948
гг., с прежними учебными планами вместе
с тем свидетельствует также о половинчатости
первых экспериментов в области реформы
учебных занятий физкультурой.
Националистические
и религиозные цели в области воспитания
отошли на задний план. Их место заняли
сформулированные в духе калокагатии
«демократические», а также весьма
вульгаризированные концепции. Однако
при определении вопросов методики и в
ходе разработки соответствующих
требований придерживались копирования
прежних взглядов. В то же время особенно
бросалось в глаза то обстоятельство,
что в составляемых под влиянием молодежных
организаций программах физического
воспитания в общежитиях, в уставах
студенческих спортивных секций на
передний план выдвигались вопросы
повседневной физической закалки, а
также идеи о всесторонне развитом
человеке.
В
азиатских странах народной демократии,
за исключением Монголии, не было
возможности мирного развития. После
окончания войны с Японией началась
народно-демократическая революция в
Китае, Корее и Вьетнаме, однако
разразившиеся гражданские войны, а
затем иностранные вооруженные интервенции
придали развитию физкультуры абсолютно
иной характер, чем в Европе. Формирование
здесь новой физической культуры
происходило в процессе социальной
революции, переплетавшейся с борьбой
за национальную независимость. За
исключением Кореи, эти страны не
располагали спортивным активом из
рабочих, поэтому в данной области
организационная работа проводилась
коммунистическими партиями, главным
образом используя армию. Наиболее
быстрое развитие спорт получил в Северной
Корее, где уже в 1945 году были созданы
народные спортивные органы. Было
преобразовано школьное физическое
воспитание, сохранявшее черты японского
милитаризма. Наряду с гимнастикой и
военно-спортивными занятиями на местности
получили распространение народные
спортивные игры и другие современные
виды спорта. Началось также создание
спортивных обществ. В 1947 году на Всемирном
фестивале молодежи в Праге корейская
футбольная команда заняла первое место.
В Монголии в 1947 году учреждения,
занимавшиеся вопросами физической
культуры, были переданы под государственное
руководство. Одновременно с этим в
школах ввели обязательные занятия
физкультурой и приступили к развертыванию
движения за получение спортивного
значка ГТО. Всемирный фестиваль молодежи
в Праге впервые предоставил монгольским
спортсменам возможность участвовать
в международных соревнованиях. В
Китайской Народной Республике с 1949
года, а в Демократической Республике
Вьетнам лишь с 1954 года начали развиваться
физкультура и спорт. В этих двух странах
не было переходного периода развития.
После свержения власти гоминьдана и
разгрома интервентов физкультура и
спорт были переданы под государственное
руководство. |