Углубление
кризиса английской феодальной системы
обучения создало трудности прежде всего
для подготовки детей торговой буржуазии
и поставило ее перед выбором. Английскому
буржуа, бросавшему жадные взгляды на
вновь открытые земли, стало ясно, что
он сможет завоевать себе место среди
своих испанских, португальских и
голландских конкурентов, находившихся
в более выгодном положении, только в
том случае, если, освоив науку мореплавания,
научится также стойко выдерживать
морские схватки и испытания. Под влиянием
этих изменившихся потребностей в Англии
вскоре родились первые школьные реформы,
появились первые реформаторы. Среди
тех, кто понял новые веяния нового
времени, наибольших результатов добился
директор лондонской торговой школы
Ричард Малкастер (1530—1611). Свой опыт он
обобщил в книге, изданной под довольно
замысловатым названием («Исследование
всех обстоятельств, обязательных в деле
обучения детей, идет ли речь о воспитании
духа или тела»). В этом исследовании,
заслуживающем внимания с точки зрения
всеобщей истории педагогики, Р. Малкастер
анализирует около 45 различных ситуаций,
связанных с воспитанием, причем около
двух третей — под углом зрения морального
и физического воспитания.
Новаторский
характер его размышлений обусловлен
хорошо выбранным исходным тезисом
книги, где физические упражнения и игры
трактуются как продукт участия в
потреблении культурных благ, с помощью
которых можно вести ничем другим не
заменимую (!) подготовку подрастающего
поколения.
В то же время он отмечает, что, выполняя
своеобразные задачи физического
воспитания, мы одновременно решаем
целый ряд других педагогических проблем.
В числе его дидактических советов
фигурируют и такие, где он говорит о
необходимости выбора движений,
соответствующих поставленной
воспитательной цели, и требовании
сочетать их друг с другом. Если ко всему
этому добавить заключительную главу
книги, в которой говорится о ведущей
роли преподавателя, то станет ясно, что
мы имеем дело с таким прототипом
систематического изложения теории
физического воспитания, который был
свободен от формального, ведущего в
тупик подхода к вопросу о подготовке
молодежи. Другой вопрос, что школьная
политика победившей буржуазной революции
сумела использовать лишь отдельные
элементы новаторского учения этого
пионера физического воспитания эпохи
английского Просвещения. |