Первым
в Европе разработал в гимнастике
направление, учитывающее жизнедеятельность
организма
— на основе физической культуры древнего
и средневекового Китая, — Пер Хенрик
Линг (1776—1839). В 1800—1804 гг. Линг посещал
училище Нахтегалла. Он изучал двигательный
материал скандинавской мифологии и
физической культуры народов, занимавшихся
мореплаванием. В стокгольмском музее
он познакомился с рисунками китайской
лечебной гимнастики. Линг был знаком
со шведским изданием книги Гутс-Мутса
«Гимнастика для молодежи». С 1808 года он
— учитель фехтования в Лундском
университете, где посещал курсы анатомии
и физиологии. По собственному признанию,
опыты Гутс-Мутса и Песталоцци побудили
его классифицировать физические
упражнения на основе биологических
знаний.
Следует
отметить, однако, что формирование школы
Линга в гимнастике связано с результатами
шведского Просвещения, военной реформы,
вызванной понесенными в начале XIX века
поражениями, и прежде всего относительно
тихим, но оттого лишь более интенсивным
ростом буржуазии в Швеции. Это заметно
и по опубликованной в 1834 году книге
«Общие основания гимнастики», в которой
он определял «законы действия»
человеческого организма явно с позиций
индивидуализма. Не мог он остаться в
стороне и от общего увлечения
классификацией, начало которой в биологии
положил Карл Линней (1707—1778).
Концепция
Линга основывалась на том, что физическое
воспитание должно строиться не на
произвольно изобретенных упражнениях
или модных направлениях, а исключительно
на знаниях, истинность которых уже
подтверждена анатомией и биологией.
При выполнении таких физических
упражнений в организме человека можно
вызвать определенные благоприятные
реакции. Упражнения надо последовательно
отбирать и применять таким образом,
чтобы они максимально обеспечивали
нормальное функционирование организма.
Преподаватель физкультуры поступает
правильно, развивая те группы мышц,
которые обеспечивают правильную,
красивую осанку и способствуют
деятельности внутренних органов, делают
возможными пропорциональное развитие
тела, формирование правильной выправки,
предупреждение или ликвидацию вредных
последствий трудовых процессов или
болезни.
Среди
его методических указаний, превратившихся
впоследствии в канонизированный свод
правил, наиболее характерен тезис о
том, что каждое занятие следует
рассматривать как замкнутое единство.
Эти законченные единицы всегда начинаются
с привычного материала — разминки.
Основная часть урока посвящается
элементам повышенной интенсивности с
удержанием положений, способствующих
развитию силы. Завершается занятие
привычными упражнениями на расслабление.
Деятельность
Линга
составляла специфическую внутреннюю
сторону развития систем физического
воспитания, строившихся на гимнастике.
Она означала шаг вперед в том смысле,
что создала формы индивидуально
приспособленных физических упражнений,
независимо от среды, предметов природы
или подготовки к непосредственному
действию. Высвобожденные технологией
труда элементы движений Линг увязал с
биологическими функциями соответствующих
групп мышц,
создав тем самым основы для такого
целенаправленного воздействия
физвоспитания, для которого Ян в рамках
войсковой гимнастики не имел возможности.
В
то же время с самого начала в двигательном
материале Линга проявились противоречия.
Свою систему он возводил на анатомических
и физиологических познаниях своей
эпохи, к тому же поверхностно усвоенных.
В итоге он не мог уяснить требования,
вытекающие из закономерности гармонического
единства человеческого организма.
Исходя
из концепции
узко понимаемой физиологической
полезности,
он включил в свою систему только те
элементы, в отношении биологических
функций которых мог убедиться
непосредственно. Это означало самоизоляцию
по двум направлениям: а)
исключение упражнений, которые на
основании реакции организма
были сочтены вредными, б)
отгораживание от сложных форм двигательного
материала спорта,
к анализу которых средствами своего
времени Линг не мог приступить, да и не
стремился в силу поставленных перед
собой целей.
По
первоначальным замыслам Линга, следовало
создать четыре вида гимнастики:
педагогическую, военную, врачебную и
эстетическую.
Однако реализовать удалось только две
из них
лечебную и учебную.
Линг не использовал снаряды, известные
под названием «шведских», вспомогательные
средства (шведская стенка, бревно,
прыжковый трамплин, бревно и скамья с
седлом) были созданы его сыном, Ялмаром
Лингом (1799—1881), и его учениками.
В этом причина того, что более ранние
«немецкие» снаряды считались неподходящими
для достижения «заданного заранее
воздействия».
Требование
ясной измеримости оказываемого
воздействия в отличие от немецкой
гимнастики в шведской не позволяло
варьировать и совершенствовать
упражнения. Поэтому во второй половине
XIX века она перенимает некоторые элементы
упражнений, движения и снаряды у других
«систем гимнастики». Так вошли в шведскую
гимнастику ходьба, бег, прыжки и упражнения
на равновесие. Их, правда, применяли в
измененном виде, «физиологично». Прыжки
в высоту, например, служили не достижению
более высоких результатов, а развитию
мышц нижних конечностей, необходимых
гимнасту для овладения техникой прыжка.
Аналогичные искусственные ситуации
были созданы для бега и ходьбы, где
грунта должны были касаться первыми
пальцы ноги. Биологическая концепция
шведской гимнастики через упомянутые
стадии пришла к правилам, требовавшим
вымеренных и жестких поз, а формированию
физкультурно-воспитательной роли
спортивных игр, отнесенных к «развлечениям
или нормам этикета», ставились рогатки.
Хьялмар
Линг и его сотрудники с начала 60-х годов
XIX века стремились,
по примеру филантропистов,
включить физзанятия в школьную систему
обучения и воспитания также в плане
методики.
Ими разработан первый учебный план,
расчлененный на составные части.
Физическое воспитание было распространено
на девочек. Они организовали подготовку
преподавателей по отраслям гимнастики:
школьной, лечебной и военной.
Упражнения
и методы шведского направления в
гимнастике получили во второй половине
XIX века распространение не только в
Скандинавских странах, но и во всех
государствах, где было введено
физвоспитание, поскольку органически
дополняли немецкую гимнастику и давали
поддающиеся контролю результаты. Во
многих отношениях шведская гимнастика
отвечала и эстетическим потребностям
века, прежде всего в плане подчеркнуто
прямой осанки, крепкого телосложения
и уверенных движений.
Указанные
два основных направления в буржуазном
движении любителей гимнастики венгерская
спортивная историография еще не оценила
должным образом.
Между тем именно благодаря им гимнастика
стала системой упражнений школьного и
внешкольного физического воспитания.
С их помощью физическая подготовка
приспособилась к условиям и целям
буржуазного образа жизни, перейдя от
больших открытых пространств к тесным
городским площадкам и залам. Природные
препятствия, подъемы, деревья, скалы
уступили место искусственным барьерам,
лестницам, ограждениям, канатам и
скамьям. Тем самым физкультура стала
независимой от окружающей
среды и природы; освободила движения
от требования утилитарной полезности
для производства; позволила использовать
упражнения также
для общего укрепления и развития
организма и в воспитательных целях.
В
практике
школьного физвоспитания «шведская» и
«немецкая» системы
гимнастики постепенно слились. Об этом
свидетельствуют использование в Швеции
вольных упражнений Шписса, дискуссия
в Германии вокруг роли снарядов,
действующих на растяжение, и барьеров,
а также применение в Швеции немецких
гимнастических снарядов. Эти две системы
подходили к функциям физического
воспитания с двух сторон: шведская
содействовала созданию основ современной
физкультуры за счет локального развития
отдельных групп мышц и охраны здоровья,
а немецкая — путем физической подготовки
и воспитания на коллективной основе. |