Цели
шведской гимнастики, проявившиеся в
физическом воспитании в Соединенных
Штатах Америки
и известные в штате Нью-Йорк под названием
направления социальной гигиены
(медицинского),
которое связывают с учением Овиде
Декроли (1871—1932),
потерпели поражение уже на рубеже
столетия.
Согласно представлениям последователей
Овиде Декроли, преподаватели физвоспитания
приняли во внимание самые стихийные и
элементарные физические потребности,
стремления и интересы детей. В соответствии
с этим в процессе обучения в первую
очередь «оберегались» навыки:
а) приема
пищи, дыхания и гигиены;
б) защиты
от подстерегающих опасностей и внешних
сил;
в) правильного
поведения в обществе.
В основу
задач по физическому воспитанию были
поставлены, движения превентивной
лечебной гимнастики и нормы по охране
здоровья. Преподаватели физкультуры
вели также курс здоровья. Целью объединения
двух предметов являлось привитие детям
здоровых жизненных привычек и гигиенических
правил. Были разработаны разнообразные
правила для оценки осанки, сидячей
работы, духовного переутомления и вреда
урбанизации. Сторонники социально-гигиенического
направления явились инициаторами
факультативных экзаменов по физическому
воспитанию.
В
экзаменационных листах отражалось
соответствие требований, предъявляемых
к физическому воспитанию, спортивным
и физическим возможностям спортколлектива.
По
методу Глэйта—Стрэнга были введены
«экзамены на знание гигиены», по методу
Франца — «методика гигиенического
воспитания» и выведенные экспериментальным
путем Вудом и Лериго «нормы поддержания
хорошего самочувствия».
Санитарно-гигиеническое
направление пережило длительную эпоху
расцвета после первой мировой войны.
Оно осуществлялось в соответствии с
целевыми установками учебных планов в
первую очередь в восточной части
Соединенных Штатов, англоязычных
территориях Канады, на Филиппинских
островах, а также в процессе физвоспитания
во включенных в сферу влияния УМСА
центрально- и южноафриканских, японских
и китайских школах. Именно в этот период
в школах Соединенных Штатов и Канады
получила распространение деятельность,
связанная с организацией соревнований
по примеру их проведения в колледжах,
которая своей направленностью к
достижению результатов и тем самым
оттеснением в амплуа болельщиков
большинства учащихся вступила в острое
противоречие с принципами
социально-гигиенического образования.
Играющие
решающую роль в преобразовании школьного
физвоспитания отношения формировались
под влиянием военных. Вследствие
обострения борьбы за рынки сбыта и
источники полезных ископаемых
правительства стран, стремившихся к
переделу мира, начали осуществлять
физическую подготовку молодежи призывного
возраста.
Направление,
взятое Нильсом Буком, с точки зрения
содержания элементов движений, а также
теоретических концепций физвоспитания
не отрицало предшествующий опыт. Оно
включало в себя не только ограниченное
антропологическое толкование, но и
физиологическое воззрение. Стремление
к предупреждению неправильной осанки
и деформации в гимнастике датчан
находилось значительно ближе к требованиям
всестороннего развития организма, чем
у шведов. Изменилась динамика свободных
упражнений, упражнения на снарядах
дополнились прыжками, а вольные упражнения
— акробатическими прыжками. Все это
способствовало дальнейшему развитию
основных элементов спортивной гимнастики.
Его
последователи в процессе опытов пришли
к тому, что в прямой пропорции с ростом
степени сложности движений следует
развивать ловкость. Ключ к гибкости,
необходимой при упражнениях, выполняемых
с большой амплитудой, находится в
подвижности суставов и в первую очередь
в гибкости позвоночника. Пространственные
и временные компоненты координации
движений связаны с развитием силы мышц.
Методы развития ловкости, основанные
на признании упомянутых взаимозависимых
закономерностей физических способностей,
своими необычными исходными положениями,
зеркальными движениями, сменой темпа
и скорости, сломали статику шведской
гимнастики. Одновременно эти методы
обосновали разминочную гимнастику.
Однако
их концепция физического воспитания
осталась под влиянием гимнастической
системы. В результате уже устаревшие
структурные рамки заслонили от них путь
к развитию содержания. Согласно их
ограниченному антропологическому
воззрению, физические упражнения
выступали не в качестве одной из форм
общественного продукта, а как продукт
культурной деятельности отдельных
индивидуумов.
Свои
теоретические положения и упражнения
Нильс Бук опубликовал в книгах. В 1912
году с командой гимнастов он принял
участие в Стокгольмской Олимпиаде. В
1925 году он отправился в кругосветное
путешествие.
Его
идеи встретили поддержку в первую
очередь со стороны преподавателей
физвоспитания Австралии, Центральной
и Южной Америки. Его влияние распространилось
не только на страны Западной и Центральной
Европы, но и на физическое воспитание
в Советском Союзе. Однако господствующим
направлением оно не стало ни в одной
стране. Причину этого следует искать
прежде всего в том, что в рамках этого
направления нельзя было удовлетворить
ни требования рекреации, ни требования
постепенно развивавшейся военной
подготовки. |