В
гомеровский период физическое воспитание
в Греции, судя по косвенным упоминаниям,
содержащимся в «Илиаде» и «Одиссее»,
отвечало требованиям военной демократии.
Однако сложившиеся в период IX—VIII вв.
новые условия объективно вызвали
преобразование физической культуры.
Самооборона полисов и удержание в
повиновении подвластных слоев сделали
жизненно важным переход к физической
подготовке в специальных заведениях.
Племенные формы несистематического
военного обучения были заменены
подготовкой, соответствовавшей
специфическим особенностям полисов,
их географическому положению, местным
видам вооружения и традициям культа. В
течение VIII века местные особенности
стали играть все меньшую роль.
Была создана эллинская система физического
воспитания, или античная гимнастика.
Слово
«гимнастика», точнее, гумнастика,
происходит от греч. «обнаженный».
Обнаженность связана с гомеровским
периодом, когда проводившиеся на берегу
рек, ручьев и у моря занятия содержали
много таких задач, для выполнения которых
одежда была препятствием (преодоление
водной преграды, борьба в воде). Согласно
другим упоминаниям, греки, веря в магию,
считали, что одежда может ослабить
физические способности человека.
Античная
гимнастика
в том, что касается ее цели обучения и
упражнений, состояла из 3 основных
частей: из подвижных игр, в которых под
наблюдением родителей или воспитателей
участвовали дети от 1 до 7 лет, а также
из обучения калестрике и орхестрике.
Упражнения
детских игр, проводившихся в рамках
физического воспитания, упражнения с
мячом, обручем, бег, метание копья, диска
и другие упражнения, развивающие
ловкость.
Элементы
физического воспитания, взятого в более
узком смысле слова, включала в себя
палестра.
Это название связано с первоначальными
залами для борьбы (палестра), которые
были построены в VIII веке вместо турнирных
площадок под открытым небом. В рамках
системы упражнений основу общей
физической подготовки составляло
комплексное испытание, пентатлон. Оно
включало в соответствии с традициями
бег (примерно 192—196 м), прыжки в длину с
альтерами, метание копья, диска и борьбу.
Из числа других упражнений, относящихся
к палестре, наибольшее значение имели
рукопашная схватка, кулачный бой, борьба
вольным стилем, борьба и метание камней.
В этой школе обучали также бегу с
оружием, верховой езде, стрельбе из
лука, плаванию и даже, за исключением
Спарты, гребле.
Орхестрика,
сформировавшаяся из ритуальных танцев,
тесно связанных с древними обрядами
посвящения, включала в себя
искусство двигаться и упражнения,
считавшиеся необходимыми для развития
ловкости. Одновременно
она служила вводным и дополнительным
к палестре обучением. К ней причисляли
игры с мячом и для развития ловкости,
акробатические упражнения, обрядовые,
театральные и боевые танцы. Очень трудно
выяснить развитие упражнений и их
различие в орхестрике, ибо сохранившиеся
изображения упражнений запечатлели
не процесс их выполнения, а момент,
выражающий их содержание. На основе
этого можно установить лишь то, что
упражнения с мячом, которым обучали в
рамках орхестрики, не содержат в себе
элементов групповой игры. А в самих
формах танцевальных движений и их
мотивах отражаются племенные охотничьи
традиции, ритуальные танцы во времена
эгейской культуры, а также обычаи
окружающих народов. Так, например,
Ксенофонт ссылается на заимствование
критских мотивов, а Геродот — эфиопских
танцев со стрелами. Историческую
ценность последнего заявления
подчеркивает тот факт, что упомянутые
Геродотом танцы со стрелами можно и
сегодня найти в эфиопском фольклоре.
Игра,
палестра и орхестрика служили также
средством создания греческого физического
идеала (калогатии), заключавшегося в
каноне красоты в эстетическом понимании.
В физическом воспитании калогатия
заключает в себе физическую сторону
понятия прекрасного и хорошего. В
указанный период понятие «калос»
(красивый) означало прежде всего
непобедимую мужскую силу. |